Налоговая система, принципы и методы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Файлы: 1 файл

курсовая Финансы (ФиК -К.Р.) (МЭ).docx

— 55.24 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету

Финансы (ФиК -К.Р.) (МЭ)

На тему «Налоговая система, принципы и методы налогообложения.»

 

Студент: Асланян Ашот Эдуардович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА - 2014

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Перефразировав известное классическое выражение, можно утверждать, что налоги возникли там и тогда, где и когда возникло государство. Налогообложение, начавшееся в древности с десятины, необходимо было правителям, чтобы иметь в казне средства для финансирования расходов по содержанию армии и обороне государства, обеспечению общественного порядка и управлению. Эти исторические функции сохранятся через тысячелетия и будут дополнены новыми функциями государства – социальной, экономической и, наконец, экологической.

С развитием государства, расширением состава функций и углублением каждой из них казне требовалось все больше финансовых средств для выполнения своих функциональных обязательств перед обществом. Для покрытия растущих потребностей казны власть вводила новые налоги, различные сборы, пошлины. Увеличение платежей по налогам и сборам было возможно только в связи с ростом всеобщего благосостояния, основанном на экономическом развитии страны.

Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса поэтому данная тема курсовой работы будет актуальной долгое время.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность налогов, функции налогов и принципы налогообложения;
  • рассмотреть налоговую политику государства;
  • изучить налоговую систему и ее составные элементы;
  • проанализировать становление и развитие налоговой системы России.

 

Глава 1.Экономическая сущность и функции налогов

 

1.1 Сущность налогов

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления1.

 Налоги являются теми  платежами, которые осуществляются  безвозмездно, т.е. их уплата не  устанавливает каких-либо конкретных  обязанностей государства по  отношению к лицу, вносящему эти  платежи. Таким образом, к налогам  не следует относить платежи, обязанность по уплате которых  возникает в связи с заключением  плательщиками с государством, государственными  органами либо иными представителями  государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся  платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо  санкций, например штрафы, а также  различного рода компенсационные  выплаты.

Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором2.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом - это изымаемая доля продукта, произведенного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении3.

 

1.2 Функции налогов

 

Сущность налогов проявляется через их функции. Налогам присущи следующие функции: фискальная и регулирующая (экономическая).

Основная функция налогов – фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирующей функции налогов. В России традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые органы4.

 

1.3 Принципы и  методы налогообложения

 

Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов налогообложения). Впервые принципы налогообложения были сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723-1790) в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая вышла в 1776г. Эти принципы - справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономия на издержках налогообложения - были сформулированы Смитом следующим образом:

«Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.

Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Принципы налогообложения, обоснованные Смитом в конце XVIII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. (Таблица 1.3.1.).

 

Таблица 1.3.1.

Система принципов А.Вагнера

Финансовые принципы организации налогообложения

Достаточность налогообложения

Эластичность (подвижность) налогообложения

Народнохозяйственные принципы

Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом)

Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения

Этические принципы (принципы справедливости)

Всеобщность налогообложения

Равномерность налогообложения

Административно-технические правила (принципы налогового управления)

Определенность налогообложения

Удобство уплаты налога

Максимальное уменьшение издержек взимания


 

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложениия. Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налога. Разработаны 4 метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

 

Глава 2. Налоговая политика государства

 

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.

Информация о работе Налоговая система, принципы и методы налогообложения