Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 16:29, курсовая работа
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог.
Местные налоги устанавливаются
законодательными актами субъектами РФ
и органов местного самоуправления и действуют
на территории соответствующих городов,
районов в городах и сельской местности
или иного административно-
Особенностью местных налогов является то, что некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления, другая часть налогов может вводиться районными и городскими органами власти.
НК РФ определяет, как
правило, верхний предел налоговых
ставок по местным налогам, конкретные
же ставки по этим налогам
устанавливают местные органы
власти. По налогам, вводимым на
соответствующей территории
К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог.
В Российской Федерации – один федеральный бюджет, 86 бюджетов субъектов Федерации и около 29 тыс. местных бюджетов.
В зависимости от механизма уплаты налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги уплачиваемые непосредственно налогоплательщиком (подоходный налог, налог на имущество, на прибыль). Косвенные налоги – это налоги уплачиваемые покупателем товара или услуги (НДС, акцизы).
В экономически развитых странах доля прямых налогов превышает долю косвенных, и эта тенденция усиливается.
По использованию налоги подразделяются на целевые и общие. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства; они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.
Глава 4. Становление и развитие налоговой системы России
4.1 Становление налоговой системы России
Создание и организация налоговой системы России непосредственно связаны с возникновением и развитием Российского государства. Изменения в его истории оказывали влияние на формирование налоговой системы и методы налогообложения.
Приступая к изучению современной системы налогообложения России, полезно знать, как она развивалась на протяжении многих веков.
С объединением двух центров восточных славян – Новгорода и Киева, образовалось древнерусское государство – Киевская Русь. На содержание князя, его двора и дружины были необходимы средства. Они поступали в виде натуральной дани со свободных общинников и жителей городов. Для сбора такой дани князь с дружиной совершал так называемое полюдье. Так зарождались налогообложение и первые налоги.
Вначале порядок действий по сбору дани и ее размер не были зафиксированы, что способствовало произволу со стороны князя и его дружины и нередко приводило к конфликтам. Первую налоговую реформу на Руси осуществила княгиня Ольга – вместо полюдья она установила урок – заранее фиксируемый размер дани. Для сбора дани назначались специальные люди – подъездные, и определенные места – погосты. Вводился подымный налог.
В конце Х в. были введены различные пошлины: за провоз грузов, за продажу товаров, за взвешивание товаров, за право иметь склады, за право устраивать рынки. После принятия христианства был принят налог в пользу церкви – церковная десятина. Тем самым в Х в. в нашей стране была создана система налогообложения и аппарат для сбора налогов.
В конце XV в. прямым налогом стала подать. Вошедшие в состав России народы Поволжья, а затем и Сибири платили подать в казну – ясак. До XVII в. этот налог уплачивался мехами, а затем деньгами. Налог взимался с мужского населения с 18 до 50 лет (позже с 16 до 60 лет) до 1917г. Косвенные налоги собирались с ряда товаров, главным образом с вина и соли. Нередко в поисках дополнительных доходов власти их существенно повышали. Также нередко взимались чрезвычайные налоги – на военные нужды.
В XVIII в. в налогооблагаемой базе России произошли существенные изменения. В связи с большими затратами на развитие промышленной деятельности и на постоянные военные действия неудержимо росли бюджетные расходы. С целью их восполнения были введены новые налоги: налог с извозчиков, постоялых дворов, найма домов, плавных судов, сбор за бороды, промысловый налог, горная подать и т.д. Половину бюджетных доходов составляли косвенные налоги. Главными в их числе были питейные доходы – 25% всего бюджета. Но даже такие введения не смогли покрыть потребность в финансовых ресурсах и в 1769г. был сделан первый внешний заем.
В XIX в. состояние государственных финансов России еще больше ухудшилось. В начале 1860-х годов были внесены изменения в налоговую систему государства. Были введены новые налоги, акцизы и пошлины, но это не улучшало положения, а вызывало эмиссию бумажных денег.
На момент Октябрьской революции в стране сложилась тяжелая экономическая и финансовая обстановка. После революции налоговая политика была направлена на ослабление экономической базы прежнего строя – с буржуазии взималась контрибуция. В условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все денежные налоги были отменены и взимались в натуральной форме до 1924г. В дальнейшем налоговая база расширялась вплоть до налоговой реформы 1930-1932гг. В ходе реформы 60 видов налогов и сборов были объединены в два главных платежа: налог с оборота и отчисления с прибыли (для государственных предприятий) или подоходный налог (для кооперативов); также были отменены акцизы. В налоговую систему входили разного вида сборы и пошлины: единая государственная пошлина, ввозные и вывозные пошлины, транзитные пошлины. В 1941г. был введен налог на бездетных граждан. С 1942 г. по 1946г. граждане от 18 лет и выше платили военный налог.
Распределение государственных доходов в масштабе всего СССР осуществлялось административными методами и было не в состоянии обеспечить надлежащее функционирование всей бюджетной системы на всех ее уровнях.
4.2 Современное налогообложение в Российской Федерации
Начало формированию современной налоговой системы России было положено в 1990-е годы. В течение нескольких лет шла разработка Налогового кодекса РФ, который должен был полностью обеспечить управление всей налоговой системы. В июле 1998г. была принята его первая часть, посвященная общим проблемам налогообложения – элементам налога, налоговой декларации, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Вторая часть продолжала формироваться с 2000 по 2004г. (включительно). Однако и в последующие годы осуществлялись изменения, совершенствующие налоговую систему, устранялись недочеты и перекосы.
В 2001г. с проведением кардинальной налоговой реформы был подчеркнут стратегический приоритет – рациональное, справедливое налогообложение природных ресурсов – основного богатства России, недвижимости, а также последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота.
В течение последующих лет были отменены десятки налогов и сборов, снижены ставки по ряду оставшихся налогов: налог на прибыль – с 35 до 24%; налог на доходы физических лиц – до 13%; ЕСН – с 39 до 35,6% с 2001г. и 26% с 2005г.; НДС – с 20 до 18%. Отменен налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог с продаж.
Взамен малозначимых платежей за пользование природными ресурсами с 2002г. введен налог на добычу полезных ископаемых; изменены основные элементы регионального налога на имущество организаций.
В Российской Федерации на начало 2007г. установлены девять федеральных налогов и сборов, три региональных и два местных налога, т.е. всего 14 (для сравнения: 55 на начало 1999г.).
Суммируя, можно сказать, что действующее российское налогообложение характеризуется:
4.3 Уклонение от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов в России еще остается нормой поведения некоторых хозяйствующих субъектов. В результате они получают средства для выживания бизнеса и неформального решения производственных и социальных вопросов в условиях несовершенных общественных институтов и высокой коррупции. Вместе с тем это приводит к недостаточному финансированию общественного сектора хозяйства, нарушению правил честной конкуренции, росту коррупции, оттоку капиталов за рубеж и др.
Для борьбы с уклонением целесообразно увеличить размеры штрафов, тем более что в отличие от усилий по повышению вероятности его обнаружения данная мера не требует значительных дополнительных затрат. Однако такое предположение ошибочно. Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов необходимо ужесточить наказания для посредников с тем, чтобы их бизнес стал более рискованным. Это потребует от них если не прекращения его вообще, то повышения размера комиссионных. В результате большинство налогоплательщиков будут вынуждены отказаться от услуг посредников, а без них перестанут действовать наиболее распространенные схемы уклонения и многократно возрастет вероятность его обнаружения.
Относительная дешевизна услуг посредников, способствующих уклонению от уплаты налогов, обусловлена их крайне низкими рисками. Для анализа этого вопроса предлагается следующая модель:
Um(Km, Dr, Dd, m*, p*)=(Km-Kmm*)(1-p*)+[Km-Kmm*-(
где: Um – полезность посредника; Km – комиссионные, получаемые посредником; m* – трансакционные издержки посредника, доли единицы; p* – вероятность обнаружения факта незаконной деятельности посредника, доли единицы.
В чем заключается экономический смысл модели? Полезность посредника определяется: доходом, получаемым с вероятностью (1-p*) и состоящим из его комиссионных издержек; доходом, получаемым с вероятностью p* и равным по величине его комиссионным за вычетом трансакционных издержек и всей суммы, полученной от налогоплательщика-«уклониста». В данной модели отражено то, что фактически посредник несет личную ответственность за денежные средства, перечисленные ему для конвертации.
Для уменьшения масштабов уклонения от налогов требуется снижение ставок налогов, совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, что поможет поменять саму модель рационального выбора налогоплательщика7.
За последние годы преобразования в налоговой сфере уже стали приносить результаты – выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты, уменьшилось налоговое бремя экономики. И чтобы перейти к эффективной налоговой системе, она должна быть справедливой, не позволяющей уклоняться от налогов и более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса.
Заключение
Заключая курсовую работу, еще раз очертим тот круг методологических проблем, без решения которых невозможно сколько-нибудь существенно продвинуть систему российского налогообложения к международным стандартам.
Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития).
Следует всегда помнить, что изменение состава и высоты налогов вследствие проведения налоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономике страны, предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами.
Увеличение вычетов в пользу государства из дохода предприятий вызывает у них стремление компенсировать новые фискальные изъятия урезанием заработной платы своих работников, удлинением их рабочего дня и интенсификацией труда, снижением цен на покупаемое сырье, материалы, полуфабрикаты, экономией на других частях издержек на выпуск продукции.
Чрезмерный налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступления в казну.
Налогообложение – эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осторожности. В результате налоговых подвижек фискальные наслоения полностью или частично падают не на лиц, на которые они первоначально возлагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты.
Россия только в том случае сможет реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и регулирующую, если в обществе будет создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Налоговые отношения в России регулируются принятыми главами Налогового Кодекса, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Банком России, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации. Это является серьезным недостатком отечественной налоговой системы так как рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков.
Информация о работе Налоговая система, принципы и методы налогообложения