Непроизводственная сфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 19:33, реферат

Описание работы

Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода. Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли такие как: образование, здравоохранение, культура и искусство, фундаментальная наука и научное обслуживание, физкультура и спорт, социальное обеспечение, включая различного рода социальные службы, управление и т. д.

Содержание работы

Введение
Непроизводственная сфера: понятие и роль в общественном воспроизводстве…………………………..……4
Задачи непроизводственной сферы……………………...…….7
Особенности рынка товаров непроизводственной сферы…………………………………………………………………….…10
Основные проблемы развития непроизводственной сферы…………………………………………………...…………………..14
Направления и пути дальнейшего развития непроизводственной сферЫ………………………………………16
зАКЛЮЧЕНИЕ
сПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИНАНСЫ.rtf

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Непроизводственная сфера: понятие и роль в общественном воспроизводстве…………………………..……4
    1. Задачи непроизводственной сферы……………………...…….7
  2. Особенности рынка товаров непроизводственной сферы…………………………………………………………………….…10
  3. Основные проблемы развития непроизводственной сферы…………………………………………………...…………………..14
  4. Направления и пути дальнейшего развития непроизводственной сферЫ………………………………………16

зАКЛЮЧЕНИЕ

сПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Непроизводственная сфера - совокупность отраслей народного хозяйства, удовлетворяющих разнообразные, кроме производства материальных благ, потребности людей и общества в целом.

Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода. Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли такие как: образование, здравоохранение, культура и искусство, фундаментальная наука и научное обслуживание, физкультура и спорт, социальное обеспечение, включая различного рода социальные службы, управление и т. д.

Актуальность данной темы велика. Современное общество все больше становится производителем услуг, а не продуктов. Потребление, таким образом, все меньше является лишь способом поддержания жизни и ее воспроизводства, а приобретает все новое содержание и возможности. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других рынков услуг.

 

 

 

 

 

 

1. Непроизводственная сфера: понятие и роль в общественном воспроизводстве

 

Развитие непроизводственной сферы отражает развитие общественных потребностей, изменение их структуры по мере повышения уровня жизни населения. Во всех индустриально развитых странах в связи с развертыванием НТР с середины XX в. четко выделился и стал динамично развиваться блок отраслей нематериальной сферы, продукция которых была направлена на развитие человеческого фактора: образование, здравоохранение, услуги социального характера и др.

Многообразие условий их функционирования и организации труда делает ее гарантом практически всеобщей занятости. При этом люди не просто находят место работы, но, имея возможность выбора профессии и сферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологические и социальные особенности, структура личностной мотивации, культурные и этнические стереотипы), в идеале достигают преодоления отчуждения труда, превращения его из обязанности в условие самореализации.

Следует отметить, что непроизводственная сфера удовлетворяет лишь вторичные потребности и менее важна, по сравнению с производственной, которая удовлетворяет первичные потребности человека. Однако по мере развития общества их диапазон становится все шире, а необходимость удовлетворения - все насущнее. Жизнь современного человека невозможна без предприятий здравоохранения, образования, правопорядка. Даже организация досуга и развлечений как условие снятия стрессов и перегрузок, свойственных современному производству, представляются социально значимыми.

Непроизводственная сфера взаимосвязана с материальным производством. Работники материального производства в обмен на услуги, создаваемые в непроизводственной сфере, представляют продукты своего труда для обеспечения жизненных средств работникам непроизводственной сферы и материальных условий их трудовой деятельности (основные непроизводственные фонды).

Услуги работников непроизводственной сферы входят в личное потребление работников материального производства. С точки зрения воспроизводственного процесса, включения услуг в сферу личного потребления не означает их абсолютного исчезновения. В противном случае не могло бы быть и речи об экономических отношениях в непроизводственной сфере. Своеобразный характер воспроизводимости услуг, включаемых в личное потребление, состоит в том, что непроизводственная сфера создает объективные предпосылки для возобновления воспроизводственного процесса. Во-первых, услуги некоторых отраслей непроизводственной сферы входят в издержки производства рабочей силы и воспроизводятся работниками в процессе производства. Во-вторых, сфера личного потребления, взятая в совокупности всего общественного воспроизводства, представляет собой общественный процесс.

Потребление материальных благ непроизводственной сферой вытекает из общественной необходимости существования труда работников непроизводственной сферы и порождает экономические отношения присвоения материальных благ работниками непроизводственных отраслей. В свою очередь, это требует постоянно возобновляемых затрат труда на производство материальных благ для непроизводственной сферы.

Развитие непроизводственной сферы зависит от уровня производительности труда работников материального производства. Чем он выше, тем большими возможностями располагает общество в выделении трудовых и материальных ресурсов в непроизводственной сферы.

В России в непроизводственной сфере занято не многим более 30%. Большой удельный вес по числу занятых в непроизводственной сфере занимают такие отрасли, как просвещение, культура, здравоохранение, производящие специфические предметы потребления, которые К. Маркс назвал услугами. Эти предметы потребления, не имеющие вещной формы, используются в процессе их производства. Поскольку они не принимают вещной формы, то не могут накапливаться и тем самым участвовать в образовании национального дохода, но входят в фонд личного потребления общества.

Итак, непроизводственная сфера характеризуется:

1) вещным и не вещным характером производимого продукта;

2) индивидуальным способом воспроизводства;

3) особенностью коммуникации производителя и потребителя, определяемой как обслуживание;

4) низкой степенью организованности производства;

5) минимальной механизацией;

6) отсутствием разделения труда и кооперации работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Задачи непроизводственной сферы

 

На протяжении многих лет непроизводственная сфера практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия непроизводственной сферы, которых существует великое множество.

Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная непроизводственная сфера, а именно услуги, имеет свою специфику:

  • неосязаемость;
  • невидимость;
  • неразрывность производства и потребления;
  • неоднородность и изменчивость качества;
  • неспособность услуг к хранению

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Все многообразие непроизводственной сферы в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

  1. Транспорт:
  • пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
  • грузовой (международная перевозка грузов)
  1. Поездки:
  • деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
  • личные (например, туризм)
  1. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
  1. Строительство
  2. Страхование
  3. Финансовые услуги
  4. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
  5. Роялти и лицензионные платежи
  6. Другие бизнес - услуги:
  • посреднические услуги
  • лизинг
  • прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

10. Личные, культурные, рекреационные услуги:

  • аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
  • прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

В рамках непроизводственной сферы объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом.

Одна из главных закономерностей общественного развития - опережающий рост непроизводственной сферы в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

 

 

2. Особенности рынка товаров непроизводственной сферы

 

Рынок основан на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят не от некоторого его руководящего органа, а от самого потребителя. Потребитель «голосует» своим рублем за и против данного товара, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Рынок, как свидетельствует мировая практика, оказался наиболее гибкой и эффективной экономической системой, способной перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он представляет собой способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Следует различать:

1. Рынок эпохи свободной конкуренции;

2. Современные рыночные системы.

Рынок имеет преимущества, которые состоят в следующем:

-- рынок играет важнейшую положительную роль в структуре экономики, а также обеспечивает своим субъектам реальную свободу;

-- рынок формирует «экономического человека», а не «административного», лишенного всякой инициативы человека АКС;

-- рынок создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства;

-- рынок устанавливает строгую зависимость между реальным вкладом в создание продукта труда и размером получаемого дохода;

-- рынок -- это саморегулирующаяся система, способная удовлетворять потребности в благах и услугах на более высоком уровне;

-- рынок базируется на принципе экономической целесообразности, производства (достижении максимальных результатов при минимальных затратах);

-- рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Недостатки рынка:

-- не обеспечены правовые и общественные институты;

-- отсутствие гарантий права на труд и доход;

-- незаинтересованность в создании и развитии общественных товаров (все виды транспорта, просвещение);

-- не способствует сохранности невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих обществу;

-- не в состоянии обеспечить стратегические задачи в области науки и техники;

-- отсутствие механизма защиты окружающей среды.

Структура рынка по территориальному признаку подразделяется на :

- региональные рынки

- межрегиональные

- международные

- мировой рынок

В группу рынков товаров и услуг входят следующие виды рынков:

Информация о работе Непроизводственная сфера