Непроизводственная сфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 19:33, реферат

Описание работы

Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода. Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли такие как: образование, здравоохранение, культура и искусство, фундаментальная наука и научное обслуживание, физкультура и спорт, социальное обеспечение, включая различного рода социальные службы, управление и т. д.

Содержание работы

Введение
Непроизводственная сфера: понятие и роль в общественном воспроизводстве…………………………..……4
Задачи непроизводственной сферы……………………...…….7
Особенности рынка товаров непроизводственной сферы…………………………………………………………………….…10
Основные проблемы развития непроизводственной сферы…………………………………………………...…………………..14
Направления и пути дальнейшего развития непроизводственной сферЫ………………………………………16
зАКЛЮЧЕНИЕ
сПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИНАНСЫ.rtf

— 164.50 Кб (Скачать файл)

- потребительских товаров производственного и непроизводственного назначения;

- услуг (транспортных, коммунальных, бытовых);

- жилья и зданий непроизводственного назначения

Прежде чем перейти непосредственно к рынку товаров непроизводственной сферы, следует сказать несколько слов о рынке товаров и услуг. На этом рынке предприятия реализуют произведенную продукцию (товары и услуги) и получают за неё доходы. Продукцию покупают домохозяйства. Расходуя при этом денежные средства, которые они заработали от продажи своих собственных ресурсов. Таким образом, расходы домохозяйств на рынке товаров и услуг равны доходам предприятий от продажи.

Рынок товаров непроизводственной сферы - это экономические отношения между продавцами и покупателями услуг.

По сравнению с рынком товаров, рынок услуг характеризуется следующими чертами:

1. Наличием существенных отраслевых различий в исполнении рыночных отношении (например, в сфере материального производства: предприятие закупает продукцию и развивает производство, здесь на 100 процентов используются рыночные отношения, в то время как в сфере услуг, например, отрасль образования, существуют платные и бесплатные основы обучения).

2. На рынке услуг увеличение объема платных услуг осуществляется как за счет собственно увеличения производства услуг, так и за счет трансформации бесплатных услуг в платные.

3. Высокая степень дифференциации производства услуг, вызванная индивидуализацией спроса.

4. Предложение и спрос более эластичны, вследствие невозможности хранения и транспортировки услуг.

5. Услуга не существует до её предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.

6. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

7. В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.

8. Услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.

Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

Часто исследователи сферы услуг сравнивают ее свойства со свойствами материально-вещественного товара. При этом ученые приходят к одному мнению чаще, чем при попытках дать определение, однако и здесь возникают разногласия и всевозможные допущения. Чаще других среди специфичных свойств услуг называют то, что они представляют собой действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные проблемы развития непроизводственной сферы

 

На сегодняшний день, рынок непроизводственной сферы достаточно многообразен и развит, но при этом он имеет ряд проблем функционирования, которые могут быть решены с помощью воздействия экономических механизмов, грамотной экономической политике государства, создании нормативно-правовой хозяйственной базы.

На данном этапе развития, основными проблемами функционирования рынка сферы услуг являются:

1. Отсутствие финансовой поддержки и малые ассигнования со стороны государственных органов на более динамичное и эффективное развитие сферы услуг.

2. Незначительная роль государства в развитии данного сектора экономики. В то время как государственное вмешательство просто необходимо.

3. Низкий уровень исследований в области изучения рынка услуг, в то время как маркетинговые исследования помогают усовершенствовать данную сферу как на отечественном, так и на зарубежном рынках.

4. Качество услуг (особенно новых видов) - одна из важнейших проблем развития сферы услуг. Так как услуга носит неосязаемый характер, то качество ее мы можем оценить только после ее предоставления, но предварительно заказав и оплатив ее получение. Так что полезным было бы установить систему сертификации услуг - систему надежности и гарантии для удовлетворения общественных нужд.

5. Малая конкурентоспособность отечественных производителей услуг.

6. Отсутствие необходимого вложения иностранных инвестиций. Улучшение ситуации в сфере услуг во многом зависит от иностранных вложений.

7. Отсутствие баланса между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания инфраструктуры. Маломасштабная сфера услуг со слаборазвитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, не дает отечественным странам создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.

8. Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках.

 

 

4. Направления и пути дальнейшего развития непроизводственной сферы

непроизводственный услуга экономический

К факторам развития непроизводственной сферы в современных условиях относятся:

- Рост производительности труда, повышение фондоотдачи в сфере материального производства;

- Появление новых видов услуг в области охраны окружающей среды и переработке отходов;

- Рост размеров домашнего имущества соответствует росту потребностей в его ремонте и обслуживании;

- Развитие конкуренции наукоемких товаров;

- Урбанизация и постарение населения. Структура потребностей жителя города в услугах намного больше, чем жителей села.

Отражением проблемы выбора, состоящей в альтернативности использования ограниченных факторов и поиске наиболее рационального варианта их сочетания, выступают три основные задачи, которые должны быть решены в любом обществе.

Проблема «что производить» -- предполагает принятие решений о том, какие конкретно блага и услуги, в каком ассортименте, качестве и количестве должны быть произведены.

Эту проблему решают потребители, выражая свое мнение во время голосования деньгами в процессе принятия решения о покупках. В конечном итоге деньги потребителей используются на оплату труда, ренту и дивиденды, которые потребители же и получают в виде дохода. Предприятия в свою очередь стремятся получить максимальную прибыль.

Проблема «как производить» -- предполагает решение о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и технологий, а также в какой комбинации будут созданы блага и услуги.

Эта проблема решается при помощи конкуренции между различными производителями.

Минимализация издержек производства за счет применения наиболее эффективных технологий представляет собой наилучший для производителей способ достижения победы в ценовой конкуренции и получения максимальной прибыли. Это можно организовать путем незначительной модернизации оборудования, изменения сочетания ресурсов и др. В некоторых случаях используются кардинальные изменения в технологиях. В настоящее время осуществляются радикальные преобразования, связанные с переходом к компьютерной технологии.

В целом данная проблема разрешается путем решения следующих вопросов:

-- как распределить ресурсы между отраслями;

-- какие фирмы должны осуществлять производство в каждой отрасли;

-- какую технологию применять.

Проблема «для кого производить» -- определяет потребителя, на которого ориентировано данное производство и количество благ и услуг, которым потребитель может располагать.

В силу того, что основными субъектами в экономике выступают потребители, производители и общество, то проблема выбора заключается в обеспечении оптимального экономического результата для каждого из них: для потребителя -- рост количества и качества удовлетворенных потребностей, для продавцов -- прирост прибыли, для правительства -- степень удовлетворения общественных потребностей.

Другими словами, разрешение данной проблемы позволяет определить, кто и сколько потребляет. Оно зависит от соотношения предложения и спроса на рынках.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время непроизводственная сфера является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Таким образом, непроизводственная сфера  удовлетворяет социальные потребности человека и общества в целом как единого общественного организма.

Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции-, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к непроизводственной сфере - сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.

На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алдакушина Е.С. Современная международная торговля услугами. Внешняя торговля, 1999 . №3
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. М.: Юрист, 2004. 
  3. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. Мировая экономика и международные отношения, 1999 . №2
  4. Демидова Л. Глобализация экономики услуг: динамика и основные тенденции. Проблемы теории и практики управления, 2005 .№5
  5. Кузнецов Э.А., Экономика: Учебное пособие.  М..: Одиссей, 2003 .
  6. Меньшикова, Г.А. Экономика и социология непроизводственной сферы - СПб, 2003.
  7. Песочная Л. Маркетинг услуг.- М. 2000 г.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Непроизводственная сфера