Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 19:33, реферат
Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода. Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли такие как: образование, здравоохранение, культура и искусство, фундаментальная наука и научное обслуживание, физкультура и спорт, социальное обеспечение, включая различного рода социальные службы, управление и т. д.
Введение
Непроизводственная сфера: понятие и роль в общественном воспроизводстве…………………………..……4
Задачи непроизводственной сферы……………………...…….7
Особенности рынка товаров непроизводственной сферы…………………………………………………………………….…10
Основные проблемы развития непроизводственной сферы…………………………………………………...…………………..14
Направления и пути дальнейшего развития непроизводственной сферЫ………………………………………16
зАКЛЮЧЕНИЕ
сПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- потребительских товаров производственного и непроизводственного назначения;
- услуг (транспортных, коммунальных, бытовых);
- жилья и зданий непроизводственного назначения
Прежде чем перейти непосредственно к рынку товаров непроизводственной сферы, следует сказать несколько слов о рынке товаров и услуг. На этом рынке предприятия реализуют произведенную продукцию (товары и услуги) и получают за неё доходы. Продукцию покупают домохозяйства. Расходуя при этом денежные средства, которые они заработали от продажи своих собственных ресурсов. Таким образом, расходы домохозяйств на рынке товаров и услуг равны доходам предприятий от продажи.
Рынок товаров непроизводственной сферы - это экономические отношения между продавцами и покупателями услуг.
По сравнению с рынком товаров, рынок услуг характеризуется следующими чертами:
1. Наличием существенных отраслевых различий в исполнении рыночных отношении (например, в сфере материального производства: предприятие закупает продукцию и развивает производство, здесь на 100 процентов используются рыночные отношения, в то время как в сфере услуг, например, отрасль образования, существуют платные и бесплатные основы обучения).
2. На рынке услуг увеличение объема платных услуг осуществляется как за счет собственно увеличения производства услуг, так и за счет трансформации бесплатных услуг в платные.
3. Высокая степень дифференциации производства услуг, вызванная индивидуализацией спроса.
4. Предложение и спрос более эластичны, вследствие невозможности хранения и транспортировки услуг.
5. Услуга не существует до её предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.
6. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
7. В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.
8. Услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.
Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.
Часто исследователи сферы услуг сравнивают ее свойства со свойствами материально-вещественного товара. При этом ученые приходят к одному мнению чаще, чем при попытках дать определение, однако и здесь возникают разногласия и всевозможные допущения. Чаще других среди специфичных свойств услуг называют то, что они представляют собой действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны.
3. Основные проблемы развития непроизводственной сферы
На сегодняшний день, рынок непроизводственной сферы достаточно многообразен и развит, но при этом он имеет ряд проблем функционирования, которые могут быть решены с помощью воздействия экономических механизмов, грамотной экономической политике государства, создании нормативно-правовой хозяйственной базы.
На данном этапе развития, основными проблемами функционирования рынка сферы услуг являются:
1. Отсутствие финансовой поддержки и малые ассигнования со стороны государственных органов на более динамичное и эффективное развитие сферы услуг.
2. Незначительная роль государства в развитии данного сектора экономики. В то время как государственное вмешательство просто необходимо.
3. Низкий уровень исследований в области изучения рынка услуг, в то время как маркетинговые исследования помогают усовершенствовать данную сферу как на отечественном, так и на зарубежном рынках.
4. Качество услуг (особенно новых видов) - одна из важнейших проблем развития сферы услуг. Так как услуга носит неосязаемый характер, то качество ее мы можем оценить только после ее предоставления, но предварительно заказав и оплатив ее получение. Так что полезным было бы установить систему сертификации услуг - систему надежности и гарантии для удовлетворения общественных нужд.
5. Малая конкурентоспособность отечественных производителей услуг.
6. Отсутствие необходимого вложения иностранных инвестиций. Улучшение ситуации в сфере услуг во многом зависит от иностранных вложений.
7. Отсутствие баланса между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания инфраструктуры. Маломасштабная сфера услуг со слаборазвитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, не дает отечественным странам создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.
8. Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках.
4. Направления и пути дальнейшего развития непроизводственной сферы
непроизводственный услуга экономический
К факторам развития непроизводственной сферы в современных условиях относятся:
- Рост производительности труда, повышение фондоотдачи в сфере материального производства;
- Появление новых видов услуг в области охраны окружающей среды и переработке отходов;
- Рост размеров домашнего имущества соответствует росту потребностей в его ремонте и обслуживании;
- Развитие конкуренции наукоемких товаров;
- Урбанизация и постарение населения. Структура потребностей жителя города в услугах намного больше, чем жителей села.
Отражением проблемы выбора, состоящей в альтернативности использования ограниченных факторов и поиске наиболее рационального варианта их сочетания, выступают три основные задачи, которые должны быть решены в любом обществе.
Проблема «что производить» -- предполагает принятие решений о том, какие конкретно блага и услуги, в каком ассортименте, качестве и количестве должны быть произведены.
Эту проблему решают потребители, выражая свое мнение во время голосования деньгами в процессе принятия решения о покупках. В конечном итоге деньги потребителей используются на оплату труда, ренту и дивиденды, которые потребители же и получают в виде дохода. Предприятия в свою очередь стремятся получить максимальную прибыль.
Проблема «как производить» -- предполагает решение о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и технологий, а также в какой комбинации будут созданы блага и услуги.
Эта проблема решается при помощи конкуренции между различными производителями.
Минимализация издержек производства за счет применения наиболее эффективных технологий представляет собой наилучший для производителей способ достижения победы в ценовой конкуренции и получения максимальной прибыли. Это можно организовать путем незначительной модернизации оборудования, изменения сочетания ресурсов и др. В некоторых случаях используются кардинальные изменения в технологиях. В настоящее время осуществляются радикальные преобразования, связанные с переходом к компьютерной технологии.
В целом данная проблема разрешается путем решения следующих вопросов:
-- как распределить ресурсы между отраслями;
-- какие фирмы должны осуществлять производство в каждой отрасли;
-- какую технологию применять.
Проблема «для кого производить» -- определяет потребителя, на которого ориентировано данное производство и количество благ и услуг, которым потребитель может располагать.
В силу того, что основными субъектами в экономике выступают потребители, производители и общество, то проблема выбора заключается в обеспечении оптимального экономического результата для каждого из них: для потребителя -- рост количества и качества удовлетворенных потребностей, для продавцов -- прирост прибыли, для правительства -- степень удовлетворения общественных потребностей.
Другими словами, разрешение данной проблемы позволяет определить, кто и сколько потребляет. Оно зависит от соотношения предложения и спроса на рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время непроизводственная сфера является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Таким образом, непроизводственная сфера удовлетворяет социальные потребности человека и общества в целом как единого общественного организма.
Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции-, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к непроизводственной сфере - сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.
На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Размещено на Allbest.ru