Обеспечение сбалансированности бюджета в КР проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в дипломной работе является анализ современного состояния сбалансированности бюджета в Кыргызской Республике и рассмотрение новых подходов к управлению общественными финансами в сфере осуществления баланса доходов и расходов бюджета. Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач: - рассмотреть концепции и модели сбалансированности бюджета;
- изучить сбалансированность бюджета как элемент бюджетной политики зарубежных стран;

Содержание работы

Введение
Глава 1.. Теоретические основы сбалансированности бюджетов
1.1. Понятие сбалансированности бюджетов и основные методы ее достижения
1.2. Роль дефицита и профицита бюджета в экономике государства
1.3. Зарубежный опыт обеспечения баланса доходов и расходов бюджетов Глава 2. Анализ сбалансированности государственного бюджета Кыргызской Республики
2.1. Анализ баланса доходов и расходов бюджетов Кыргызской Республики
2.2. Способы обеспечения сбалансированности бюджета
2.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета
Глава 3. Совершенствование способов сбалансированности государственного бюджета в Кыргызской Республике
3.1. Направления реформирования и перспективы развития межбюджетных отношений в обеспечении баланса доходов и расходов бюджетов
3.2. Совершенствование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания
3.3. Перспективы обеспечения сбалансированности бюджетов в долгосрочной стратегии социально-экономического развития Кыргызстана
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Обеспечение сбалансированности бюджета в КР проблемы и перспективы.docx

— 27.09 Кб (Скачать файл)

Обеспечение сбалансированности бюджета в КР проблемы и перспективы

Введение

Глава 1.. Теоретические основы сбалансированности бюджетов 
1.1. Понятие сбалансированности бюджетов и основные методы ее достижения

1.2. Роль дефицита  и профицита бюджета в экономике государства

1.3. Зарубежный опыт  обеспечения баланса доходов  и расходов бюджетов Глава 2. Анализ  сбалансированности государственного бюджета Кыргызской Республики

2.1. Анализ баланса  доходов и расходов бюджетов  Кыргызской Республики

2.2. Способы обеспечения  сбалансированности бюджета

2.3. Проблемы финансирования  дефицита государственного бюджета

Глава 3. Совершенствование способов сбалансированности государственного бюджета в Кыргызской Республике

3.1. Направления  реформирования и перспективы  развития межбюджетных отношений  в обеспечении баланса доходов  и расходов бюджетов

3.2. Совершенствование  механизма горизонтального и  вертикального бюджетного выравнивания

3.3. Перспективы  обеспечения сбалансированности  бюджетов в долгосрочной стратегии  социально-экономического развития  Кыргызстана

Заключение

Список источников

 

 

Введение

Современная экономика уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Основной причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.

На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно, в периоды ее спада.

Целью исследования в дипломной работе является анализ современного состояния сбалансированности бюджета в Кыргызской Республике и рассмотрение новых подходов к управлению общественными финансами в сфере осуществления баланса доходов и расходов бюджета. Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач: - рассмотреть концепции и модели сбалансированности бюджета;

 - изучить сбалансированность бюджета как элемент бюджетной политики зарубежных стран;

 - охарактеризовать причины дефицита бюджета в Кыргызской Республике;

 - исследовать способы финансирования бюджетного дефицита и выработать рекомендации по их совершенствованию.

 Объектом исследования в дипломной работе является сбалансированность бюджетов Кыргызской Республики, предметом исследования - финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе управления сбалансированностью бюджетов Кыргызской Республике между правительством на государственном уровне и региональными бюджетами.

Глава 1.. Теоретические основы сбалансированности бюджетов

1.1. Понятие сбалансированности  бюджетов и основные методы  ее достижения

Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. При рассмотрении термина «бюджет» чаще всего упоминается английское происхождение этого слова, означающего «чемодан, мешок с деньгами». В России возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства. Бюджетный Кодекс КР определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправлении». Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Следует рассматривать бюджет как экономическую, политическую, историческую, правовую и социальную категории. По своей экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления. Иначе говоря, по своей природе бюджет является экономическим базисом государства, поэтому любые его изменения приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением, формированием и развитием политического строя государства. Как социальная категория, бюджет определяет социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества. Обобщая вышесказанное можно отметить, что с точки зрения финансовой науки понятие бюджета жестко связано с категорией «государство». Государственный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Также под бюджетом может пониматься «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд». Бюджетный фонд – это основной государственный централизованный денежный фонд. По своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Основные функции бюджета – распределительная, регулирующая и контрольная.

Распределительная функция проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов КР. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества. Регулирующая и стимулирующая функции проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства. Контрольная функция бюджетов. Действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета реализуется по следующим направлениям:– контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;– контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Кроме того, бюджеты выполняют информационную функцию (бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации, кроме того он выступает как прогноз будущей экономической ситуации); социальную (проявляется в непосредственной поддержке членов общества, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства); функцию планирования, функцию организации и другие.

Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства в республике на основе разгосударствления перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

В Кыргызской Ресмублике принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Конкретными причинами отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть:

Информация о работе Обеспечение сбалансированности бюджета в КР проблемы и перспективы