Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является оценка факторов, влияющих на изменение объема продаж и прибыли предприятия. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:
рассмотреть понятие и задачи анализа безубыточности деятельности предприятия;
обосновать методику оценки маржинальной прибыли и факторы, влияющие на уровень безубыточности деятельности предприятия;
оценить изменения маржинальной прибыли предприятия;
оценить факторы, влияющие на безубыточность деятельности предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию методики оценки безубыточности деятельности;
обосновать мероприятия по снижению уровня безубыточности предприятия.

Файлы: 1 файл

Образец диплома.docx

— 317.59 Кб (Скачать файл)

 

Информация, представленная в таблице 9, свидетельствует о том, что в 2007 г. предприятие ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» преодолело порог рентабельности при достижении объема продаж на сумму 1282273 тыс. руб., что на 299396 тыс. руб. увеличило точку безубыточности 2008 г. Причина такой ситуации объясняется резким ростом постоянных затрат, сумма которых в 2008 г. составила 407037 тыс. руб., что на 41989,2 тыс. руб. (или на 11,4%) больше, чем в 2007 году.

Для большей наглядности представим динамику изменения точки безубыточности деятельности ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» за период 2007–2009 гг. на рисунке 14.

В 2008 году выручка от реализации увеличилась до 2139768 тыс. руб., или на 7,9% в сравнении с 2007 годом. Соответственно на 10,6% возросли переменные затраты, их величина составила 1974046 тыс. руб., а постоянные расходы возросли на 41988,8 тыс. руб. или 11,4%. При этом прибыль снизилась до 198689 тыс. руб., или на 21,7% меньше прибыли 2007 года. Таким образом, уменьшение прибыли на 43998 тыс. руб. явилось причиной снижения маржинального дохода предприятия ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис». На основании представленных расчетов, можно сделать следующий вывод: оценка безубыточности деятельности подтверждает факт, что на протяжении трех лет предприятие ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» имеет безубыточный оборот от основной деятельности. В 2007 г. предприятие ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» преодолело порог рентабельности при достижении объема продаж на сумму 1282273 тыс. руб., в 2008 г. – 1941807 тыс. руб., в 2009 г. – 1710329 тыс. руб. Рост точки безубыточности связан, прежде всего, с увеличением постоянных затрат, что требовало повышения объемов реализации услуг и воздействием на рыночный спрос с помощью эффективной маркетинговой политики на региональном и республиканском рынках. Положительным моментом на протяжении анализируемого периода в деятельности предприятия можно считать достаточно высокие показатели зоны безопасности и запаса финансовой прочности.

Таким образом, по результатам анализа безубыточности можно сделать вывод, что анализируемое предприятие ООО «Татнефть-АльметьевскРем-Сервис» весьма привлекательно для инвесторов, кредиторов и других субъектов, поскольку оно имеет безубыточный оборот от основной деятельности.

 

3. Совершенствование  управления безубыточностью деятельности  предприятия

 

3.1 Совершенствование  оценки безубыточности и ее  использование в управлении прибылью

 

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Маржинальный анализ проводят в следующих целях:

– оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

– прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;

– оценить предпринимательский риск;

– выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

– оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;

– разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров [31, с. 121].

Основные задачи маржинального анализа состоят в определении:

безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

необходимого объема продаж для получения заданной величины

прибыли;

критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

необходимости деления издержек на две части: переменную и постоянную;

переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

тождества производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции [7, с. 76].

Поскольку приведенные выше допущения на практике не всегда выдерживаются, точка безубыточности также должна быть предметом анализа чувствительности при различных постоянных и переменных издержках, а также продажных ценах.

Одним из первых ученых, предложивших новое понимание полезности, был немецкий экономист Германн Генрих Госсен (1810–1898). В работе «Развитие законов человеческого обмена и вытекающих из них правил человеческой деятельности» (1894) Госсен утверждал, что абсолютная полезность, остающаяся неизменной в различных обстоятельствах времени и места, не существует. Ценность и, следовательно, полезность товара следует рассматривать не в абсолютных терминах, а в относительных [34, с. 3].

В поиске резервов повышения экономической эффективности производства особую актуальность приобретает прогнозная оценка для оперативного принятия управленческих решений по устранению выявленных недостатков и упущений.

Методика маржинального анализа основана на подразделении производственных затрат на условно-постоянные и условно-переменные. В отличие от сложившейся методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, она позволяет полнее учесть взаимосвязи между показателями, точнее измерить влияние факторов и на основании этого эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов. Условно-переменные затраты – это те затраты, которые в расчете на единицу продукции остаются постоянными, но меняются прямо пропорционально к объему производства продукции. Условно-постоянные, наоборот, по отрасли или же по производственному подразделению остаются неизменными, но в обратной зависимости изменяются в расчете на единицу продукции по отношению к объему производства. Постоянные затраты в расчете на единицу продукции представляют собой отношение суммы условно-постоянных затрат к объему производимой продукции. Искомая себестоимость продукции исчисляется общеизвестным уравнением гиперболы [9, с. 64]:

 

, (28)

где Y – себестоимость продукции, руб.;

а – условно-переменная часть производственных затрат в расчете на единицу продукции;

b – условно-постоянная  часть производственных затрат  по предприятию, производственному  подразделению или в расчете  на единицу измерения отрасли (гектаров посева, среднегодовую  голову, соответствующей половозрастной  группы животных);

х – объем производства продукции в весовой единице измерения или в штуках.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Маржинальный анализ проводят в следующих целях:

– оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

– прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;

– оценить предпринимательский риск;

– выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

– оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;

– разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров [31, с. 121].

Основные задачи маржинального анализа состоят в определении:

безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

необходимого объема продаж для получения заданной величины

прибыли;

критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

необходимости деления издержек на две части: переменную и постоянную;

переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

тождества производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции [7, с. 76].

Поскольку приведенные выше допущения на практике не всегда выдерживаются, точка безубыточности также должна быть предметом анализа чувствительности при различных постоянных и переменных издержках, а также продажных ценах.

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определения величины маржинального дохода.

При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между

ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:

 

П = VРП (Ц – С), (29)

 

где VРП – объем реализованной продукции;

Ц – цена продукции,

С – себестоимость продукции [31, с. 124].

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства,

приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Таким образом, маржинальный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами:

снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации;

увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат;

пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

Информация о работе Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия