Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является оценка факторов, влияющих на изменение объема продаж и прибыли предприятия. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:
рассмотреть понятие и задачи анализа безубыточности деятельности предприятия;
обосновать методику оценки маржинальной прибыли и факторы, влияющие на уровень безубыточности деятельности предприятия;
оценить изменения маржинальной прибыли предприятия;
оценить факторы, влияющие на безубыточность деятельности предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию методики оценки безубыточности деятельности;
обосновать мероприятия по снижению уровня безубыточности предприятия.

Файлы: 1 файл

Образец диплома.docx

— 317.59 Кб (Скачать файл)

Управление безубыточностью производства ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» предполагает изменение подходов к планированию основных показателей деятельности предприятия, связанные с повышением оперативности принятия управленческих решений в области типичных проблем:

недогрузка производственных мощностей и падение выручки ниже точки безубыточности;

избыток ресурсов (имущества, численности работников);

высокие постоянные затраты, связанные, в первую очередь, с содержанием избыточных ресурсов;

необоснованно высокие переменные издержки, обусловленные плохой организацией, неэкономичностью технологий, завышением цен на услуги;

наличие высоких непроизводственных издержек, в первую очередь, объектов социальной сферы, незаконченное капитальное строительство.

На наш взгляд, комплекс мероприятий по снижению уровня безубыточности в ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» должен охватывать следующие направления:

1. Мероприятия в сфере  маркетинга и увеличения объемов  услуг:

поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которых (сегментах) существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

реклама услуг и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе. Формирование «узнаваемости» предприятия;

разработка системы договоров с гибкими условиями оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита).

2. Мероприятия в сфере  оказания услуг:

определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;

укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за нарушение технологического режима.

3. Мероприятия в сфере  управления издержками:

совершенствование системы учета ресурсов и введение персональной ответственности за расходование ресурсов;

экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии).

Внедрение вышеперечисленных предложений в деятельность предприятия позволит снизить уровень безубыточности в ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис».

 

Заключение

 

Проведенное теоретическое исследование и практический анализ безубыточности деятельности предприятия, позволили нам сделать следующие выводы.

1. Анализ безубыточности  является одним из наиболее  важных элементов финансовой  информации, используемых при оценке  эффективности производственной  деятельности, так как позволяет  изучить зависимость прибыли  от небольшого круга наиболее  важных факторов и на основе  этого управлять процессом формирования  ее величины. Формирование и использование  прибыли – основа предпринимательской  деятельности и ее конечный  финансовый результат. Сравнение  массы прибыли с затратами  характеризует эффективность работы  предприятия. Чрезвычайно важным  является определение того, при  каком объеме продаж производство  становится безубыточным. Другими  словами, анализ безубыточности  ищет наиболее выгодную комбинацию  переменных и постоянных издержек, цены и физического объема  продаж.

2. Маржинальный доход (прибыль) предприятия как бы подводит  итог его деятельности. Он зависит  от многих факторов: объема проданной  продукции, затратоемкости, организации  производства и др. В числе  ключевых факторов – уровень  и структура затрат (издержек  производства и обращения), поэтому  в рамках внутрифирменного управления  финансами в этом блоке может  выполняться оценка целесообразности  затрат, их динамика, структурные  изменения, а также основные показатели  – уровень издержек производства (обращения) и абсолютная и относительная  экономия (перерасход) ресурсов.

3. Анализ безубыточности, или CVP-анализ является эффективным  инструментом в процессе принятия  решений. Он позволяет проследить  взаимосвязь «затраты – объем  – прибыль» и оценить объективность  управленческих решений по организации  продаж, формированию производственной  программы, определению будущей  цены единицы продукции, выбору  поставщиков сырья и материалов  и т.д. Основными показателями  анализа являются маржинальная  прибыль, норма маржинальной прибыли, критическая точка.

4. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» показал, что выручка от реализации в анализируемом периоде имела неоднонаправленную тенденцию: так в 2008 г. по отношению к 2007 г. увеличение выручки составило 149294 тыс. руб. при этом темп роста выручки составил 7,9%, а в 2009 г. по отношению к 2008 г. выручка снизилась на 194619 тыс. руб. или на 9,1%. Поскольку переменные затраты растут прямо пропорционально объему оказываемых услуг, соответственно увеличилась и себестоимость, рост которой в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 189929 тыс. руб. или 10,66%, в 2009 году по сравнению с 2008 годом в связи со снижением объемов выпуска продукции себестоимость имела тенденцию снижения: на 91703 тыс. руб. или 4,66%.

Чистая прибыль в анализируемом периоде имела отрицательную тенденцию сокращения: так в 2008 г. произошло снижение данного показателя на 29991 тыс. руб. или на 24,76%, а в 2009 г. – снижение составило 68893 тыс. руб. или 76,61%. В целом объем чистой прибыли ООО «Татнефть-Альме-тьевскРемСервис» в анализируемом периоде 2007–2009 г. снизился на 98484 тыс. руб. или на 82,4%, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис».

Следовательно, в анализируемом периоде наблюдается снижение всех рассматриваемых показателей, что указывает на уменьшение объемов деятельности в результате снижения деловой активности предприятия ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис».

Коэффициенты ликвидности на протяжении анализируемого периода 2007–2009 гг. соответствуют нормативным значениям, следовательно, предприятие ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» имеет платежные возможности 100%-го погашения текущих активов за короткое время.

Оценка относительных показателей финансовой устойчивости выявила,

что на протяжении 2007–2009 гг. у предприятия присутствовали собственные оборотные средства, вследствие чего показатели финансовой устойчивости соответствовали рекомендуемым значениям. Следовательно, структура баланса предприятия ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» считается удовлетворительной, а само предприятие – платежеспособным.

9. Главная роль в процессе  управления прибылью принадлежит  формированию маржинального дохода  предприятия, так как маржинальный  доход является промежуточным  финансовым результатом, показывающим  сумму постоянных затрат и  прибыли в расчете на одну  произведенную единицу продукции. В 2007 году было получено самое  высокое значение маржинального  дохода предприятия ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис», которое составило – 968090,8 тыс. руб., что свидетельствует о эффективности хозяйственной деятельности ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» в 2007 году. На протяжении 2008–2009 гг. наблюдается снижение показателей экономической деятельности предприятия, которое повлекло за собой уменьшение суммы маржинальной прибыли в данный период.

6. Оценка безубыточности  деятельности подтверждает факт, что на протяжении трех лет  предприятие ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» имеет безубыточный оборот от основной деятельности. В 2007 г. предприятие ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» преодолело порог рентабельности при достижении объема продаж на сумму 1282273 тыс. руб., в 2008 г. – 1941807 тыс. руб., в 2009 г. – 1710329 тыс. руб. Рост точки безубыточности связан, прежде всего, с увеличением постоянных затрат, что требовало повышения объемов реализации услуг и воздействием на рыночный спрос с помощью эффективной маркетинговой политики на региональном и республиканском рынках. Положительным моментом на протяжении анализируемого периода в деятельности предприятия можно считать достаточно высокие показатели зоны безопасности и запаса финансовой прочности.

Таким образом, по результатам анализа безубыточности можно сделать вывод, что анализируемое предприятие ООО «Татнефть-АльметьевскРем-Сервис» весьма привлекательно для инвесторов, кредиторов и других субъектов, поскольку оно имеет безубыточный оборот от основной деятельности.

7. Для отечественных предприятий  метод анализа безубыточности  производства еще не является  официально рекомендованным, в связи  с чем, пока он используется  в основном для прогнозных  расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить  по достоинству аналитические  возможности этого метода могут  производители, работающие в условиях  реального рыночного хозяйства.

9. Комплекс мероприятий  по снижению уровня безубыточности  в ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис» должен охватывать следующие направления:

1. Мероприятия в сфере  маркетинга и увеличения объемов  услуг:

поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которых (сегментах) существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

реклама услуг и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе. Формирование «узнаваемости» предприятия;

разработка системы договоров с гибкими условиями оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита).

2. Мероприятия в сфере  оказания услуг:

определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;

укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за нарушение технологического режима.

3. Мероприятия в сфере  управления издержками:

совершенствование системы учета ресурсов и введение персональной ответственности за расходование ресурсов;

экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии).

Внедрение вышеперечисленных предложений в деятельность предприятия позволит снизить уровень безубыточности в ООО «Татнефть-АльметьевскРемСервис».

 

Список использованных источников и литературы

 

Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. – М.: КНОРУС, 2007. – 672 с.

Анализ финансовой отчетности / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2009. – 408 с.

Анализ финансовой отчетности: Учебник / М.А. Вахрушина, Н.С. Пласкова. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 367 с.

Артеменко, В.Г. Анализ финансовой отчетности / В.Г. Артеменко. – М.: Издательство «Омега – Л», 2008. – 272 с.

Баннахова, О. Маржинальный метод анализа себестоимости и ценообразования / О. Баннахова // Справочник экономиста. – 2010. – №1. – С. 60 – 69.

Бариленко, В.И. Анализ финансовой отчетности / В.И. Бариленко. – М.:КНОРУС, 2008. – 432 с.

Бармута, К.А. Управление на предприятии в условиях кризиса / К.А. Бармутв. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282 с.

Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Л.А. Бернстайн. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 624 с.

Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. – К.: Ника – Центр, 2003. – 992 с.

Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. – К.: Ника – Центр, Эльга, 2002. – 792 с.

Бланк, И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия / И.А. Бланк. – К.: Ника – Центр, Эльга, 2003. – 496 с.

Бочаров, В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

Бочаров, В.В. Финансовый менеджмент / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

Васильева, Л.С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева. – М.: КНОРУС, 2006. – 944 с.

Васина, А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов / А.А. Васина. – СПб.: Питер, 2004. – 448 с.

Волков, В.П. Экономика предприятия / В.П. Волков. – М.: Новое знание, 2006. – 677 с.

Грузинов, В.П. Экономика предприятия (предпринимательская) / В.П. Грузинов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 799 с.

Губин, В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / В.Е. Губин, О.В. Губина. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.

Ефимова, О.В. Анализ финансовой отчетности / О.В. Ефимова. – М.: Омега – Л, 2004. – 408 с.

Ивахник, Д.Е. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности предприятия / Д.Е. Ивахник // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – №1. – С. 10 – 17.

Жарылгасова, Б.Т. Анализ финансовой отчетности / Б.Т. Жарылгасова. – М.: КНОРУС, 2006. – 312 с.

Зенкина, И.В. Экономический анализ в системе финансового менеджмента / И.В. Зенкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 318 с.

Карасева, И.М. Финансовый менеджмент / И.М. Карасева. – М.: Омега – Л, 2007. – 339 с.

Канке, А.А. Экономический анализ / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2007. – 346 с.

Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: ПБОЮЛ, 2006. – 424 с.

Кован, С.Е. Теория антикризисного управления предприятием / С.Е. Кован. – М.: КНОРУС, 2009. – 160 с.

Когденко, В.Г. Экономический анализ / В.Г. Когденко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 390 с.

Кольцова, И.В. Практика финансовой диагностики и оценки проектов

/ И.В. Кольцова. – М.: «И.Д. Вильямс», 2007. – 416 с.

Информация о работе Оценка безубыточного объема продаж и прибыли предприятия