Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:11, реферат
Банк – это основная структурная единица сферы денежного обращения. Он выполняет роль посредника в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.
Банк функционирует в сфере обмена. Он «покупает» ресурсы и «продает» их, содействуя обмену товарами. Банк, продавая свой товар (например, кредиты), выступает собственником ссужаемой суммы и получает при возврате не только ее первоначальную стоимость, но и надбавку к ней в виде ссудного процента [1, с.108].
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие кредитоспособности заемщика…………………………………….4
2. Оценка кредитоспособности заемщика……………………………………...5
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованных источников………………………………………….15
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКАЯ ГОСАДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.Н.ПРЯНИШНИКОВА»
Кафедра финансов, кредита и экономического анализа
РЕФЕРАТ
на тему: «Оценка кредитоспособности банковского заемщика»
Выполнила: студентка очного обучения по специальности «Экономика и управление на предприятии АПК»
Бледнова Оксана Петровна
Шифр Э – 87 – 2003
Проверила: к.э.н., доцент
Мехоношина В.П.
Пермь 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие кредитоспособности заемщика…………………………………….4
2. Оценка кредитоспособности заемщика……………………………………...5
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….15
Введение
Банк – это основная
структурная единица сферы
Банк функционирует в сфере обмена. Он «покупает» ресурсы и «продает» их, содействуя обмену товарами. Банк, продавая свой товар (например, кредиты), выступает собственником ссужаемой суммы и получает при возврате не только ее первоначальную стоимость, но и надбавку к ней в виде ссудного процента [1, с.108].
Необходимость оценки кредитоспособности организации-заемщика возникает в процессе кредитных взаимоотношений банк – клиент. В условиях жесткой конкуренции и операционных рисков кредитных организаций, с одной стороны, и неустойчивой финансовой состоятельности отдельных коммерческих организаций, нуждающихся в привлечении заемных средств, с другой, возрастает потребность в методическом обеспечении объективных суждений по поводу предоставления кредита [8, с.22].
1. Понятие кредитоспособности заемщика
Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных привести к непогашению кредита и процентов по нему в установленный срок. Поэтому в условиях банковского кредитования предоставление ссуд банком заемщику обуславливает необходимость изучения этих факторов, разработки системы показателей и совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика [5, с.28]
Цели и задачи анализа
кредитоспособности заключаются в
определении способности
Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку объективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.
Под кредитоспособностью ссудозаемщика понимается его способность погасить долговые обязательства перед коммерческим банком по ссуде и процентам по ней в полном объеме и в срок, предусмотренный кредитным договором.
Для оценки кредитоспособности заемщика в краткосрочном периоде наиболее существенным фактором является его способность заработать необходимые денежные средства, достаточные для возврата кредита и процентов по нему, другими словами, достаточность текущих денежных потоков заемщика. В долгосрочном плане для любого банка наиболее важна оценка качества заемщика, которая должна проводиться на основе анализа всей совокупности показателей кредитоспособности заемщика [1, с.256].
Система показателей кредитоспособности заемщика должна включать в себя не только количественные финансовые показатели, но и нефинансовые показатели, в том числе и атрибутивного характера, такие, например, как уровень менеджмента, деловая репутация заемщика, качество продуктов, услуг и др. методология оценки кредитоспособности заемщика с использованием как количественных финансовых, так и качественных показателей станет комплексной и может удовлетворить многие неотложные потребности практики.
Однако такой методологии пока нет, различные ее аспекты находятся на стадии разработки и обсуждения, что обусловлено: относительной новизной самой проблемы; сложностью подбора и использования экономико-статистических методов анализа; отсутствием достаточной для такого анализа количественной информации и др. Наличие указанных обстоятельств несколько усложняет использование специалистами банков новых методов обработки и анализа информации о заемщиках. Чаще они в качестве релевантных факторов в процедуре оценки кредитоспособности заемщика используют наличие ликвидного залога, объем выручки, субъективное мнение экспертов и т.п. При этом предпочтение банковскими практиками отдается эвристическим подходам, основанными на субъективной оценке экспертов [5, с.29]
1.2 Оценка кредитоспособности заемщика
В процессе принятия соответствующих управленческих решений используются различные методические подходы, включающие, как правило, расчет и оценку финансово-экономических показателей, описывающих ту или иную сторону бизнес-деятельности заемщика. Наибольшее распространение имеют три группы аналитических процедур: коэффициентный анализ, рейтинговая оценка и рейтингование на основе коэффициентного анализа [4, с.28]
В зарубежной и отечественной банковской практике оценка кредитоспособности осуществляется на основе целого ряда критериев, широко освещенных в специальной экономической литературе.
В соответствии с выработанными теорией и практикой критериями кредитоспособность не следует рассматривать только как прогнозную платежеспособность клиента.
Анализ кредитоспособности ссудозаемщика включает целый ряд методов, важнейшими из которых являются:
Наибольшее распространение в практике российских коммерческих банков получило использование метода оценки финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов, которые объединяются, как правило, в четыре группы:
Показатели каждой группы отличаются большим разнообразием, но в основном включают финансовые коэффициенты (таблица 1)[3, с.32].
Таблица 1 – Оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых показателей
Показатели |
Назначение |
Методика расчета |
Коэффициент ликвидности (платежеспособности)
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности
|
Характеризует способность клиента погасить долговые обязательства за счет стоимости всех оборотных активов
Характеризует способность клиента погасить долговые обязательства за счет ликвидных средств I и II класса |
Отношение оборотных
активов к краткосрочным
Отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности сроком погашения до 1го года к краткосрочным обязательствам |
Коэффициенты финансовой независимости (рыночной устойчивости)
Коэффициент автономии (общей финансовой независимости)
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами
|
Характеризует степень независимости клиента от заемных источников финансирования
Характеризует уровень обеспеченности оборотных активов собственными источниками финансирования
Характеризует уровень обеспеченности запасов собственными источниками финансирования |
Отношение реальной величины собственного капитала и приравненных к нему источников к итогу баланса
Отношение реальной величины собственного оборотного капитала и приравненных к нему источников к оборотным активам
Отношение реальной величины собственного оборотного капитала и приравненных к нему источников к величине запасов |
Коэффициенты оборачиваемости
Оборачиваемость оборотных активов
Оборачиваемость запасов
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
Характеризует среднюю продолжительность одного оборота всех оборотных активов
Характеризует среднюю продолжительность одного оборота запасов
Характеризует среднюю продолжительность одного оборота дебиторской задолженности
|
Отношение средней за период величины всех оборотных активов к однодневной выручке от продаж
Отношение средней за период величины запасов к однодневной выручке от продаж
Отношение средней за период величины дебиторской задолженности к однодневной выручке от продаж |
Коэффициенты рентабельности
Рентабельность продаж
Рентабельность собственного капитала |
Характеризует уровень доходности обычных видов деятельности клиента
Характеризует эффективность использования собственно капитала |
Отношение прибыли от продаж к выручке от продаж
Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала |
Финансовые коэффициенты рассчитываются на основе данных бухгалтерской отчетности клиента за предыдущие отчетные периоды (месяц, квартал, полугодие, год) или прогнозных значений показателей бизнес-плана [7, с.54].
В качестве дополнительных
характеристик при анализе
В практике российских коммерческих банков основные и дополнительные показатели используются в самых различных комбинациях, причем состав основных показателей, как правило, остается неизменным длительный период, в то время как состав дополнительных показателей подвержен более частому изменению.
Поскольку основные и дополнительные показатели в отдельные периоды для конкретного банка имеют разную значимость, то анализ кредитоспособности предполагает использование метода рейтинговой (бальной) оценки. Применение этого метода позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика с помощью синтезированного показателя – рейтинга, выраженного в баллах, а также определить границы интервала колебания этого показателя, при которых возможна выдача ссуд. Класс заемщика устанавливается по сокращенному кругу финансовых коэффициентов, так как многие показатели дублируют друг друга.
Каждый коммерческий банк использует свою, в определенной степени оригинальную методику, способствующую адекватной оценке потенциальных заемщиков. Система рейтинга утверждается кредитным комитетом на основе выбранной банком стратегии развития, причем каждому показателю присваивается индивидуальный рейтинг с учетом отраслевой принадлежности клиента и других специфических особенностей его деятельности [8,с.25].
Например, для предприятий
торговли большое значение имеют
показатели оборачиваемости и финансовой
независимости. Для предприятий
промышленности первостепенное значение
имеют коэффициент быстрой
где Б – сумма баллов по рейтингу;
Pei – рейтинг i-го показателя;
Клi – классность i-го показателя;
n – количество показателей;
i – показатель.
По результатам рейтинговой оценки определяется класс кредитоспособности клиента. Например, I класс присваивается при 100 – 150 баллах, II класс – при 151 – 250 баллах, III класс – при 251 – 300 баллах.
Проиллюстрируем определение класса кредитоспособности клиента, используя методику рейтинговой оценки одного из коммерческих банков. Показатели бухгалтерской отчетности клиента банка следующие, тыс. руб.:
Валюта баланса
Собственный капитал
и приравненные к нему источники
Оборотные активы – всего
дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в
течение 12 месяцев после отчетной даты ) 8539
краткосрочные финансовые
вложения
денежные средства
Собственный капитал
в обороте
Краткосрочные обязательства
Выручка от продаж
Прибыль от продаж
Состав основных оценочных показателей, их классность и рейтинг представлены (таблица 2).
Информация о работе Оценка кредитоспособности банковского заемщика