Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:51, курсовая работа
Целью исследования является изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности;
- раскрытие основных этапов процедуры несостоятельности (банкротства)
- проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса;
Введение
Глава 1. Понятие несостоятельности
1.1 Сущность банкротства……………………………………………...4
1.2 Виды банкротства…………………………………………………..5
1.3 Процедура банкротства…………………………………………….7
Глава 2. Оценка несостоятельности
2.1 Нормативная система критериев для оценки несостоятельности предприятия……………………………………………………………………18
2.2 Политика антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства………………………………………………………23
2.3 Специальные методы оценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое развитие предприятия………………………………30
Заключение………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………….34
4. О заключении мирового
Следующая процедура банкротства — это финансовое оздоровление. Эта стадия длиться не более 7 месяцев. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Данная процедура применяется по инициативе лиц, которые считают, что реабилитация предприятия возможна.
Для ведения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом назначается административный управляющий.
На этой стадии банкротства, учредитель должника, либо третье лицо обращаются к собранию кредиторов с графиком погашения задолженности должника и сведениями о предлагаемом ими обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с этим графиком погашения задолженности. В случае если должник не исполнит график погашения задолженности, лицо, предоставившее обеспечение, обязано будет исполнить неисполненные обязательства должника. После этого лицо, предоставившее обеспечение, становится кредитором должника наравне с другими имеющимися кредиторами.
Другие последствия введения финансового оздоровления. Также как и в предыдущей процедуре приостанавливается исполнение исполнительных документов, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника также не отстраняются, но могут осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Ряд сделок, уменьшающих или могущих привести к уменьшению имущества должника, могут быть совершены исключительно с согласия административного управляющего или собрания кредиторов.
При любом результате финансового оздоровления должник обязан подготовить отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности.
На основе этого отчета арбитражный суд может принять один из следующих судебных актов:
1. Определение о прекращении
производства по делу о
2. Определение о введении
3. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Третьей стадией банкротства является внешнее управление.
Это реабилитационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия и назначаемая арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием внешнему Арбитражному управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Основанием для введения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем исполнения плана внешнего управления.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
План внешнего управления может предусматривать такие меры по восстановлению платежеспособности должника как:
• перепрофилирование производства;
• продажа части имущества должника;
• уступка прав требования должника;
• исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
• увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
• размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
• продажа предприятия должника;
С даты введения внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов.
Органами, осуществляющими внешнее управление, являются внешний управляющий и собрание кредиторов. Полномочия руководителя должника прекращаются, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. К числу дополнительных прав внешнего управляющего относятся право на отказ от исполнения договоров должника и право на предъявление в Арбитражный суд требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
По результатам своей деятельности внешний управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:
1. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
2. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
3. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
4. О заключении мирового соглашения;
Завершающей стадией процедуры банкротства является - конкурсное производство.
Конкурсное производство – система мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника с последующим исключением предприятия из реестра действующих.
Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния.
По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок, в течение которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев. Срок, на который продлевается конкурсное производство в этом случае, должен быть определен применительно к конкретным обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утвержден арбитражным судом. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для должника ряд последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение конкурсного процесса.
Выделяют следующие группы последствий.
1. Наступление срока исполнения всех денежных обязательств должника, а также обязательных платежей, в том числе отсроченных.
2. Прекращение начисления всех видов неустоек, процентов, иных финансовых санкций по всем видам задолженности.
Это значит, что требования кредиторов не могут включать какие-либо суммы санкций, начисленных в период конкурсного производства, даже если это производство продолжается достаточно длительное время.
Лишение любых сведений о финансовом состоянии должника характера конфиденциальной информации либо коммерческой тайны. Это означает возможность опубликования сведений о должнике.
Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим за счет должника в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
После назначения конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления должником. Полномочия по управления конкурсному управляющему передает внешний управляющий. Вся документация, включая бухгалтерскую, а также касающуюся предъявления и удовлетворения требований кредиторов, аудиторских проверок деятельности предприятия, инвентаризации имущества, реализации его, если она была произведена, а также печати и штампы, материальные и иные ценности, находящиеся у должника, должна быть передана конкурсному управляющему в течение трех дней.
Полномочия конкурсного управляющего являются весьма широкими, он осуществляет все мероприятия по формированию и распределению конкурсной массы. Функции конкурсного управляющего в основном связаны с распоряжением имуществом, находящимся у должника, и имуществом должника, находящимся у третьих лиц. Прежде всего конкурсный управляющий принимает имущество находящееся у должника, проводит инвентаризацию и оценку этого имущества, в ходе которой выделяет имущество, не принадлежащее должнику.
Конечная конкурсная масса распределяется между кредиторами в следующем порядке:
1. Судебные расходы;
2. Вознаграждение арбитражному управляющему(не менее 10 тысяч рублей);
3. Текущие коммунальные платежи, долги по заработной плате и другие расходы;
4. Требования граждан о возмещении вреда причиненного жизни и здоровью;
5. Обязательные платежи в бюджет.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан предоставить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением документов, подтверждающих продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом любого из кредиторов.
В подавляющем большинстве случаев после удовлетворения требований кредиторов (не всех, а части) никакого имущества у должника не остается. Арбитражный суд на основании изучения и проверки отчета конкурсного управляющего выносит определение о завершении конкурсного производства.
Также при банкротстве возможно заключение мирового соглашения.
Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Мировое соглашение заключается в письменной форме между должником, его конкурсными кредиторами и уполномоченными органами и содержит условия о порядке и сроках исполнения обязательств должника.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. О чем выносится определение, в котором указывает на прекращение производства по делу о банкротстве.
Таким образом, возбуждение процедуры банкротства в отношении предприятия далеко не всегда означает его крах. Как раз наоборот, законодательство о банкротстве направлено на сохранение имущества должника и восстановление его платежеспособности и нередко является последней спасительной мерой для предприятия, попавшего по тем или иным причинам в сложное финансовое положение.
Глава 2. Оценка несостоятельности
2.1 Нормативная система критериев для оценки несостоятельности предприятия
Для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий особую роль играет система критериев (показателей). В зависимости от значений этих показателей может быть установлена реальная возможность восстановления либо утраты платежеспособности предприятием.
Нормативная система критериев для оценки несостоятельности предприятия определена в Постановлении Правительства РФ № 498 от 20.05.1994 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с ним и Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса ФСНД № 31-р от 21.08.1994 анализ и оценка структуры баланса производятся на основе двух показателей:
коэффициента текущей ликвидности;
коэффициента обеспеченности собственными средствами.
Коэффициенты приводятся с учетом изменения бухгалтерской отчетности на основе приказа Министерства финансов РФ от 27.03.1996 № 31.
Оценка структуры баланса предприятия осуществляется на основании баланса предприятия, заверенного в налоговой инспекции по месту регистрации предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог раздела II актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог раздела VI пассива за вычетом строк 640,3 650, 660):
Данный коэффициент определяет общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения предпринимательской деятельности и своевременного погашения кредиторской задолженности. Нормативное значение данного параметра (>2) слишком завышено, поэтому целесообразнее в условиях постоянного дефицита оборотных средств нормальным считать уровень этого показателя ≥1,5.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (ПIV) и внеоборотных активов (АI) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств (AII). Нормальным считается значение К2≥0,1.
Если структура баланса предприятия по коэффициенту текущей ликвидности (К1<2) и коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами (К2<0,1) признается неудовлетворительной, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за 6-месячный период.
Коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается по формуле: