Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости Ненецкого автономного округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сбалансированности бюджета Ненецкого Автономного округа.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- дать краткую характеристику Ненецкого Автономного округа
- рассчитать необходимые коэффициенты.
- по рассчитанным коэффициентам сделать выводы о сбалансированности бюджета.

Файлы: 1 файл

НАО.docx

— 37.90 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Сбалансированность бюджета – это соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Так гласит один из принципов Бюджетного кодекса РФ, который также указывает на необходимость минимизации дефицита бюджета уполномоченными органами на стадиях составления, утверждения и исполнения бюджета.

Целью данной работы является изучение сбалансированности бюджета Ненецкого Автономного округа.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- дать краткую характеристику Ненецкого Автономного округа

- рассчитать  необходимые коэффициенты.

- по рассчитанным коэффициентам  сделать выводы о сбалансированности бюджета.

Актуальность данной работы заключается в том, что бюджет округа представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальных проблем, поэтому решение проблемы обеспечения сбалансированности бюджета является одной из важнейших задач финансовой политики региона.

 

1 Ненецкий автономный округ, как субъект Российской Федерации

 

1.1 Краткая характеристика Ненецкого Автономного округа.

 

Ненецкий автономный округ – один из наиболее важных стратегических субъектов Российской Федерации. Наличие на его территории эксплуатируемых месторождений углеводородного сырья и динамично развивающегося нефтедобывающего комплекса определяют его высокий экономический потенциал, а огромное значение Севера в условиях современной геополитической ситуации делает округ опорной точкой для упрочения суверенитета России в целом.

Ненецкий национальный округ образован в 1929 году, в 1979 году переименован в Ненецкий автономный округ.

Территория округа составляет 176,8 тыс.км2, что составляет 1% от территории Российской Федерации и занимает 23-е место среди ее субъектов. Ненецкий автономный округ входит в состав Северного экономического района, в который входят также республики Карелия и Коми, Архангельская и Мурманская области.

Административным центром округа является город Нарьян-Мар.

Из-за своих природно-климатических условий Ненецкий автономный округ относится к малоосвоенным территориям с низкой плотностью населения. Численность постоянного населения округа на 01.01.20014 г. составила 43025тыс.чел.,

На территории Ненецкого автономного округа осуществляют свою деятельность свыше 1028 предприятий и организаций. В структуре промышленного производства Ненецкого автономного округа 98,6% занимает топливная промышленность.

Крупнейшими нефтедобывающими компаниями в округе являются ООО «Лукойл-Коми» (43% добытой нефти), ООО «Компания Полярное Сияние» (9% добытой нефти), ОАО «Северная нефть» (ОАО «НК «Роснефть») (32% добытой нефти), ОАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» (7% добытой нефти).

НАО принадлежит к группе регионов с повышенным инвестиционным потенциалом при умеренном риске. [1]

 

1.2 Правовая основа бюджетного  процесса в Ненецком автономном  округе

 

Бюджетное устройство и бюджетный процесс  Ненецкого автономного округа  регламентируются в соответствии с бюджетным кодексом РФ, федеральными законами и законами Ненецкого автономного округа, и иными правовыми актами.

Рассмотрим закон Ненецкого автономного округа  от 24 декабря 2007 года N 177-ОЗ «О бюджетном процессе в Ненецком автономном округе»

Настоящий закон устанавливает основы составления и порядок рассмотрения проектов окружного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, порядок утверждения и исполнения окружного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, порядок осуществления контроля за их исполнением, а также утверждения годовых отчётов об исполнении окружного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

В главе первой прописаны общие положения.

1. Отношения, возникающие между  субъектами бюджетных правоотношений  в процессе составления и рассмотрения  проектов окружного бюджета Ненецкого  автономного округа и бюджета  территориального государственного  внебюджетного фонда Ненецкого  автономного округа, утверждения  и исполнения вышеуказанных бюджетов, контроля за их исполнением, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом, другими законами Ненецкого автономного округа (далее - окружные законы), иными нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа.

2. В случае противоречия между  настоящим законом и иными  нормативными правовыми актами  Ненецкого автономного округа, регулирующими  бюджетный процесс в Ненецком автономном округе, применяется настоящий закон.

3. Собрание депутатов Ненецкого  автономного округа (а также далее - Собрание депутатов) и Администрация  Ненецкого автономного округа (а  также далее - Администрация) принимают  нормативные правовые акты, регулирующие  бюджетный процесс в Ненецком  автономном округе, в пределах  своей компетенции, установленной Кодексом, федеральными законами, Уставом Ненецкого автономного округа, настоящим законом и иными окружными законами.

В статье четвертой прописаны участники бюджетного процесса в Ненецком автономном округе

Участниками бюджетного процесса в Ненецком автономном округе (а также далее - округ) являются:

глава Администрации Ненецкого автономного округа (далее - глава Администрации); Собрание депутатов Ненецкого автономного округа; Администрация Ненецкого автономного округа;

финансовый орган Ненецкого автономного округа (а также далее - финансовый орган);аппарат Администрации Ненецкого автономного округа (далее - аппарат Администрации);

иные органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа; 
органы финансового контроля Ненецкого автономного округа;

 В статье девятой говорится об  органах, осуществляющих составление проекта окружного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда

1. Составление проекта окружного  бюджета и бюджета территориального  государственного внебюджетного  фонда - исключительная прерогатива  Администрации.

2. Непосредственное составление  проекта окружного бюджета осуществляет  финансовый орган. [2]

 

2 Расчет показателей  сбалансированности бюджета Ненецкого  автономного 

округа

 

Сбалансированность - принцип бюджетной системы означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. [3]

Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса. [4] 

Таблица 1 – Исходные данные                                                                                       В млн.руб.

Показатели

Исполнено на 01.01.2012

Исполнено на 01.01.2013

Доходы, всего

15 568,38

16 276,51

Налоговые и неналоговые доходы

12 329,94

12 813,20

Налоговые доходы

10 233,85

10 634,96

Неналоговые доходы

2 096,09

2 178,24

Безвозмездные поступления

3 054,76

3 359,63

Дотации

712,28

0,00

Субсидии

751,14

76,51

Субвенции

1 437,04

3 016,83

Расходы, всего

14 736,53

16 975,71

Дефицит/профицит

831,85

-699,20


 

 

Для определения сбалансированности бюджета Ненецкого автономного округа, мною были рассчитаны следующие показатели и коэффициенты:

  1. Собственные доходы = Доходы – Субвенции
  2. Собственные расходы = Расходы – Субвенции
  3. Дефицит бюджета = Доходы – Расходы
  4. Коэффициент бюджетного покрытия = Доходы/Расходы
  5. Коэффициент бюджетной автономии = Дналоговые +
  6. Дненалоговые/Дсобственные
  7. Коэффициент дотационности = Дотации/Дсобственные
  8. Коэффициент дефицита бюджета = Дефицит Бюджета/Дналоговые-Дненал-е
  9. Коэффициент финансовой независимости = Собств.Доходы/Собств.Расходы
  10. Коэффициент деловой активности = Дненал/ Днал-е + Дненал-е
  11. Доходы на душу населения = Доходы/Численность населения (ЧН)
  12. Коэффициент бюджетной обеспеченности = Расходы/ ЧН

 

Таблица 2 – Оценка сбалансированности бюджета

Показатель

На 01.01.2012

На 01.01.2013

Собственные доходы

14 131,34

13 259,68

Собственные расходы

13 299,49

13 958,88

Дефицит

831,85

-699,20

Продолжение таблицы 2

Показатель

На 01.01.2012

На 01.01.2013

К бюджетного покрытия

1,06

0,96

К бюджетной автономии

0,87

0,97

К дотационности

0,05

0,00

К дефицита бюджета

-

5,46

К финансовой независимости

1,06

0,95

К деловой активности

0,17

0,17

Доходы на душу населения

363,75

378,26

К бюджетной обеспеченности

344,31

394,51


 

 

Наполнение бюджета Ненецкого автономного округа напрямую зависит от состояния экономики, а также от проводимой на федеральном уровне налоговой и бюджетной политики.

За последние годы в Ненецком автономном округе осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы управления региональными финансами.

Ежегодно обеспечивается сбалансированность и устойчивость бюджета Ненецкого автономного округа.

Соблюдаются ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в отношении параметров дефицита бюджета, объема государственного долга.

Планируется переход к программному формату бюджета Ненецкого автономного округа, начиная с бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Особое внимание при этом будет уделено обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ Ненецкого автономного округа, их корреляции со стратегическими целями социально-экономического развития Ненецкого автономного округа и бюджетом Ненецкого автономного округа.

Информация о работе Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости Ненецкого автономного округа