Оценка современной бюджетной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Варьируя основные показатели государственного бюджета в условиях экономического и финансового кризиса, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации должны определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные социальные проблемы. Так приоритетами программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………...…..5
1.1 Бюджетная политика как составная часть финансовой политики…..12
1.2 Типы и цели реализации бюджетной политики…..21
ГЛАВА II ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ…..25
2.1 Значение бюджетного послания президента РФ при реализации бюджетной политики……………………………………………29
2.2 Основные направления развития бюджетной системы РФ……................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….……………………...39

Файлы: 1 файл

Ekaterina_-_kopia.docx

— 81.05 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3 
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………...…..5 
1.1 Бюджетная политика как составная часть финансовой политики…..12  
1.2 Типы и цели реализации бюджетной политики…..21 
ГЛАВА II ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ…..25 
2.1 Значение бюджетного послания президента РФ при реализации бюджетной политики……………………………………………29  
2.2 Основные направления развития бюджетной системы РФ……................33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….……………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, главное звено которой  – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно  составлять бюджет, финансы приобретают  всеобщий характер.  Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.          Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона. Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.           Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.            Варьируя основные показатели государственного бюджета в условиях экономического и финансового кризиса, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации должны определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные социальные проблемы. Так приоритетами программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.            Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I Экономическая характеристика бюджетной политики.

Бюджетная политика представляет собой  целенаправленное воздействие государства  на экономику путем изменения  объема и структуры государственных  расходов, налогообложения и государственной  собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает  как инструмент управления государственными финансами.

В первую очередь при определении  институциональных основ бюджетной  политики должно быть сформировано представление  о возлагаемых на государство  обязанностях, исходя из этих обязанностей формируются расходы, а величина необходимых расходов позволяет  определить требуемые доходы. Функции  государства должны быть четко структурированы  и законодательно закреплены. При  этом определение величины налогового бремени как макроэкономического  ориентира при проведении бюджетной  политики должно основываться не только на современных налоговых теориях, но и отражать качество выполнения государством своих функций. Неясность  в вопросе о возложенных на государство функциях создает благоприятную  среду для размывания финансового  потенциала государства, разрастания  бюрократического аппарата и расходования средств на удовлетворение мнимых потребностей, при том что реальные потребности  игнорируются.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы формирования и использования  финансовых ресурсов с целью решения  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики. Поэтому  рассмотрение государства в качестве субъекта финансовых отношений предполагает прежде всего концентрацию внимания именно на финансовых ресурсах, которыми оно распоряжается с целью  выполнения возложенных на него функций. Р. Масгрейв в книге «Теория государственных финансов» выделял три основные составляющие бюджетной политики:

1. аллокационная составляющая связана  с необходимостью корректировки  рыночного механизма размещения  финансовых ресурсов в экономике,  если он оказывается неэффективен  в связи с «недостатками рынка», и выражается, например, в том,  что государство с помощью  налогов ограничивает производство  товаров с отрицательными внешними  эффектами или с помощью государственных  расходов способствует производству  благ, обладающих особыми достоинствами.

2. распределительная - заключается  в изменении предпосылок и  результатов рыночного распределения  доходов. Например, собирая налоги  с работающих, государство выплачивает  пенсии и пособия нетрудоспособным  и безработным;

3. стабилизационная - определяется  ее влиянием на общее макроэкономическое  равновесие, которое в значительной  степени определяется характером  и размерами налогов, государственных  расходов, величиной государственного  долга, состоянием кредитной системы.

Каждая из них оказывает влияние  на величину и направленность финансовых потоков, формируемых рынком. Аллокационный, распределительный и стабилизационный аспект бюджетной политики тесно  связаны между собой и образуют единое целое: принятие стабилизационных мер неизбежно влечет за собой  аллокацию и распределение финансовых ресурсов, а распределительная составляющая финансовой политики может оказать  существенное влияние на макроэкономическую стабильность. Их разграничение необходимо для четкого определения и  анализа конкретных целей, которые  могут достигаться посредством  проведения бюджетной политики.

Приоритеты бюджетной политики как инструмента управления национальной экономикой не оставались постоянными. Они менялись вместе с развитием бюджетных систем, изменением внешних экономических условий и ростом отрицательных эффектов чрезмерного роста государственного вмешательства в их экономику. По мере развития системы государственных финансов и концентрации в руках государства возрастающих объемов финансовых ресурсов усиливается актуальность проблемы экономической эффективности государства в широком диапазоне ее аспектов - от теоретических разработок до оценок результативности отдельных направлений расходования государственных средств. Аккумулируя значительные объемы финансовых ресурсов, государство не всегда обеспечивает их эффективное перераспределение, что в конечном счете сдерживает темпы экономического роста и социального прогресса, осложняет интеграцию хозяйства в глобальную экономику.

Государственные финансы как механизм, нацеленный на устранение или смягчение  провалов рынка, так же далек от совершенства. В этом отношении важную роль играет анализ издержек и выгод рациональности различных государственных программ и проектов. Однако осуществить их адекватную оценку на основе формализованных  процедур соизмерения затрат и результатов  крайне сложно, так как издержки и выгоды оцениваются с позиций  не индивида, а всего общества. Многие выгоды, связанные с реализацией  государственных программ, не могут  быть выражены количественно. Кроме  того, потребности различных экономических  субъектов могут существенно  различаться, соответственно и их пожелания  относительно приоритетных направлений  развития системы государственных  финансов будут различными. Отсюда следует, что затраты и результаты следует оценивать с учетом экстерналии.

Понимание бюджетной политики как  процесса обмена между индивидами и  государством, при котором каждый стремится к достижению своих  целей, соглашаясь платить налоги в  обмен на необходимые общественные блага, т.е. признание «контрактной»  сущности общественных благ, имеет принципиально важное значение при выработке конкретных решений в бюджетно-налоговой сфере. В таком понимании бюджетная политика базируется на компромиссе финансовых интересов всех участников воспроизводственного процесса и становится активным инструментом укрепления экономического потенциала страны. В качестве пояснения данной трактовки можно привести слова Дж. Бьюкенена: «...в политике граждане соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда... При этом особое значение для экономики имеет обеспечение государством защиты прав собственности».

Доходы, которые собирает государство  через налоги, являются вознаграждением  за предоставление благ, которые в  данных условиях наилучшим образом  может предоставить именно государство. Данная интерпретация бюджетной  политики является теоретическим фундаментом  для обоснования значимости проблем  нахождения правильного для данных условий соотношения роли рынка  и государства, а также разработки системы критериев эффективности  расходования государственных средств. Как отмечает М. Алле, многие современные  авторы склонны забывать о неразрывной  связи между качеством услуг, которые государство предоставляет, и налогами, которые оно собирает. Данный подход предполагает, прежде всего, выработку взаимоприемлемых отношений  между государством и бизнесом, включая  поддержку малых и средних  предприятий, стимулирование занятости  населения, борьбу с коррупцией, а  также создание жестких законодательных  рамок для перераспределительной  деятельности государства. Задача формирования предсказуемых и эффективных  отношений государства с бизнесом является одной из ключевых в современных  российских условиях и выходит за рамки бюджетной политики, поэтому  оптимизация всего комплекса  отношений государства и бизнеса  подразумевает продвижение реформ не только на собственно финансовом направлении, но и в социально-политической сфере.

Если бюджетная политика осуществляется не в русле поиска компромисса, а  исключительно как инструмент реализации фискальных интересов государства, то это может привести к противоречиям  между интересами общества и государства, несоответствию между провозглашаемыми целями политики и возможностью их достижения посредством осуществляемых мер. Разработка конкретных направлений  бюджетной политики предполагает определение  целей, которые преследуются при  ее осуществлении. Конечной целью бюджетной  политики является обеспечение конкурентоспособности  национальной экономики, что, в свою очередь, предусматривает стимулирование экономического роста, формирование эффективных  рыночных институтов, достижение высокого уровня занятости и благосостояния населения, антиинфляционное регулирование.

Социально-экономическая результативность бюджетной политики характеризует  соответствие общественных расходов и  их результатов тем целям, которые  преследует государство, регулируя  социально-экономические процессы. Данные цели не всегда совместимы друг с другом и носят порой противоречивый характер. Это явление часто иллюстрируется «кривой Филипса», которая показывает, что одновременно с сокращением  безработицы происходит рост инфляции, а снижение последней сопровождается ростом безработицы.

Таким образом, полное и одновременное  достижение всех целей бюджетной  политики, как и экономической  политики в целом, является трудновыполнимой задачей. Поэтому в зависимости  от конкретной ситуации бюджетная политика ориентирована на улучшение тех  или иных макроэкономических показателей.

Исходя из целей, которые ставит перед собой государство, к основным направлениям государственной бюджетной  политики относятся:

- формирование доходной и расходной  частей бюджетной системы, контроль  за эффективностью, сохранностью  и целевым использованием бюджетных  средств;

- управление бюджетным дефицитом  (профицитом);

- управление государственным долгом;

- регулирование монополий;

- укрепление системы межбюджетных  отношений;

- обеспечение государственных  приоритетов в развитии отдельных  видов деятельности, в частности  инновационной, предоставление государственных  кредитов;

- регулирование социальных процессов;

- управление государственной собственностью;

- регулирование иностранных инвестиций  и внешнеэкономической деятельности.

Данные направления бюджетной  политики не должны рассматриваться  в качестве локальных форм воздействия. Они являются элементами общеэкономической  функции государственного регулирования  рыночной экономики. Особое внимание при  этом уделяется координации государственных  мероприятий в области бюджетной  и денежной политики.

В различных странах одни и те же мероприятия бюджетной политики приводили к прямо противоположным  результатам. Более того, мероприятия  бюджетной политики, реализация которых  приносила положительные результаты на определенном этапе развития государства, в дальнейшем оказываются неэффективными, приводят к снижению конкурентоспособности  национальной экономики. Поэтому разработка и реализация бюджетной политики предполагает учет связанных с этим сложностей.

Информация о работе Оценка современной бюджетной политики РФ