Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:36, курсовая работа
Варьируя основные показатели государственного бюджета в условиях экономического и финансового кризиса, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации должны определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные социальные проблемы. Так приоритетами программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………...…..5
1.1 Бюджетная политика как составная часть финансовой политики…..12
1.2 Типы и цели реализации бюджетной политики…..21
ГЛАВА II ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ…..25
2.1 Значение бюджетного послания президента РФ при реализации бюджетной политики……………………………………………29
2.2 Основные направления развития бюджетной системы РФ……................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….……………………...39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………………
1.1 Бюджетная политика как составная часть
финансовой политики…..12
1.2 Типы и цели реализации бюджетной политики…..21
ГЛАВА II ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ РФ…..25
2.1 Значение бюджетного послания президента
РФ при реализации бюджетной политики……………………………………………29
2.2 Основные направления развития бюджетной
системы РФ……................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
ведущую, определяющую роль играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью
ГЛАВА I Экономическая характеристика бюджетной политики.
Бюджетная политика представляет собой
целенаправленное воздействие государства
на экономику путем изменения
объема и структуры государственных
расходов, налогообложения и
В первую очередь при определении
институциональных основ
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы формирования и использования финансовых ресурсов с целью решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики. Поэтому рассмотрение государства в качестве субъекта финансовых отношений предполагает прежде всего концентрацию внимания именно на финансовых ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций. Р. Масгрейв в книге «Теория государственных финансов» выделял три основные составляющие бюджетной политики:
1. аллокационная составляющая
2. распределительная - заключается
в изменении предпосылок и
результатов рыночного
3. стабилизационная - определяется
ее влиянием на общее
Каждая из них оказывает влияние
на величину и направленность финансовых
потоков, формируемых рынком. Аллокационный,
распределительный и
Приоритеты бюджетной политики как инструмента управления национальной экономикой не оставались постоянными. Они менялись вместе с развитием бюджетных систем, изменением внешних экономических условий и ростом отрицательных эффектов чрезмерного роста государственного вмешательства в их экономику. По мере развития системы государственных финансов и концентрации в руках государства возрастающих объемов финансовых ресурсов усиливается актуальность проблемы экономической эффективности государства в широком диапазоне ее аспектов - от теоретических разработок до оценок результативности отдельных направлений расходования государственных средств. Аккумулируя значительные объемы финансовых ресурсов, государство не всегда обеспечивает их эффективное перераспределение, что в конечном счете сдерживает темпы экономического роста и социального прогресса, осложняет интеграцию хозяйства в глобальную экономику.
Государственные финансы как механизм,
нацеленный на устранение или смягчение
провалов рынка, так же далек от совершенства.
В этом отношении важную роль играет
анализ издержек и выгод рациональности
различных государственных
Понимание бюджетной политики как процесса обмена между индивидами и государством, при котором каждый стремится к достижению своих целей, соглашаясь платить налоги в обмен на необходимые общественные блага, т.е. признание «контрактной» сущности общественных благ, имеет принципиально важное значение при выработке конкретных решений в бюджетно-налоговой сфере. В таком понимании бюджетная политика базируется на компромиссе финансовых интересов всех участников воспроизводственного процесса и становится активным инструментом укрепления экономического потенциала страны. В качестве пояснения данной трактовки можно привести слова Дж. Бьюкенена: «...в политике граждане соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда... При этом особое значение для экономики имеет обеспечение государством защиты прав собственности».
Доходы, которые собирает государство
через налоги, являются вознаграждением
за предоставление благ, которые в
данных условиях наилучшим образом
может предоставить именно государство.
Данная интерпретация бюджетной
политики является теоретическим фундаментом
для обоснования значимости проблем
нахождения правильного для данных
условий соотношения роли рынка
и государства, а также разработки
системы критериев
Если бюджетная политика осуществляется
не в русле поиска компромисса, а
исключительно как инструмент реализации
фискальных интересов государства,
то это может привести к противоречиям
между интересами общества и государства,
несоответствию между провозглашаемыми
целями политики и возможностью их
достижения посредством осуществляемых
мер. Разработка конкретных направлений
бюджетной политики предполагает определение
целей, которые преследуются при
ее осуществлении. Конечной целью бюджетной
политики является обеспечение
Социально-экономическая
Таким образом, полное и одновременное достижение всех целей бюджетной политики, как и экономической политики в целом, является трудновыполнимой задачей. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации бюджетная политика ориентирована на улучшение тех или иных макроэкономических показателей.
Исходя из целей, которые ставит перед собой государство, к основным направлениям государственной бюджетной политики относятся:
- формирование доходной и
- управление бюджетным
- управление государственным
- регулирование монополий;
- укрепление системы
- обеспечение государственных
приоритетов в развитии
- регулирование социальных
- управление государственной
- регулирование иностранных
Данные направления бюджетной
политики не должны рассматриваться
в качестве локальных форм воздействия.
Они являются элементами общеэкономической
функции государственного регулирования
рыночной экономики. Особое внимание при
этом уделяется координации
В различных странах одни и те
же мероприятия бюджетной политики
приводили к прямо
Информация о работе Оценка современной бюджетной политики РФ