Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:36, курсовая работа
Варьируя основные показатели государственного бюджета в условиях экономического и финансового кризиса, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации должны определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные социальные проблемы. Так приоритетами программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………...…..5
1.1 Бюджетная политика как составная часть финансовой политики…..12
1.2 Типы и цели реализации бюджетной политики…..21
ГЛАВА II ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ…..25
2.1 Значение бюджетного послания президента РФ при реализации бюджетной политики……………………………………………29
2.2 Основные направления развития бюджетной системы РФ……................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….……………………...39
2.1 Значение бюджетного послания президента РФ при реализации бюджетной политики.
Благодаря ответственной бюджетной политике, которую проводили все последние годы, удалось не только преодолеть кризис, но и сформировать хорошую макроэкономическую ситуацию, макроэкономические условия для дальнейшего роста. Однако при этом нужно повысить эффективность бюджетной политики, усилить в ней акценты, связанные с развитием экономики и социальной сферы, решением других приоритетных национальных задач. Ресурсы бюджета, инструменты финансового, налогового регулирования должны быть нацелены на реализацию стратегической программы преобразований, которая получила поддержку подавляющего большинства граждан России. Принципиальная задача – сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета. Очевидно, что главные факторы риска по-прежнему кроются в высокой зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья. Нефтегазовый дефицит слишком велик. Проблемы, вызовы заключаются в том, что нужно стимулировать экономический рост, реализовывать масштабные социальные программы и при этом застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители. Ещё Правительство прежнего состава начало детально разрабатывать эти вопросы и предлагать решение этих проблем. Особо хочется подчеркнуть, что новые бюджетные правила, жёсткий порядок расходования рентных доходов – это и мощная антиинфляционная мера. Обеспечение низкой инфляции считаю не только важнейшей экономической, но и социальной задачей. И конечно, низкий уровень внутренней инфляции укрепляет устойчивость к воздействию внешних негативных факторов. Деньги должны идти в обмен на преобразования, каждый рубль федерального бюджета должен стимулировать развитие, менять качество экономики и качество повседневной жизни граждан. При этом общество имеет полное право знать, не только на какие цели были потрачены бюджетные средства, но и какую отдачу они дали. Сейчас существует практика, когда подведение итогов исполнения бюджета и анализ достигнутых результатов в социально-экономической сфере проводятся по отдельности вне всякой зависимости. В одном случае смотрим, как формально потрачены деньги, в другом – как работали ведомства и чего они достигли. Такой подход не даёт полной картины и не стимулирует к работе на результат. Нужно совместить, увязать рассмотрение хода реализации мер социально-экономической политики и подведение итогов исполнения бюджета. Если денег потрачено больше, чем планировалось, а цель не достигнута, нужно делать соответствующие выводы, в том числе, разумеется, и кадрового характера. Бюджетные инвестиции в первую очередь призваны способствовать формированию современной транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, повышению качества социальной сферы. При этом государственные вложения не должны подменять или вытеснять частные инвестиции. Напротив, государственный рубль должен служить катализатором для частной инициативы, способствовать росту деловой активности, усиливать конкурентные возможности отечественного бизнеса. Это имеет особое значение в условиях расширения интеграционных процессов на евразийском пространстве, а также вступления России во Всемирную торговую организацию. Оставленные в Бюджетном послании задачи, безусловно, потребуют резкого повышения эффективности работы, и не только в области подготовки и исполнения бюджета, но и в области управления. По сути, ведь речь идёт о том, чтобы одновременно обеспечить реализацию четырёх важнейших системных приоритетов. Первое. Безусловно, это решение социальных задач, в том числе по модернизации и реформированию социальных секторов (здравоохранения, образования, пенсионной системы) с повышением заработной платы занятых в бюджетных учреждениях до параметров, обозначенных в указах Президента Российской Федерации. Второе – это решение задач ускорения экономического роста. В первом квартале рост ВВП составил 4,9 процента, во втором квартале 2012 года он составляет порядка 4 процентов. Но этого абсолютно недостаточно для того, чтобы решить задачи повышения производительности труда в 1,5 раза к 2018 году и для обеспечения финансовыми ресурсами задач, в том числе по реформированию социальных отраслей. Для этого нужно выйти как минимум на темпы роста в 5 процентов, а лучше приблизиться к 6 процентам. Эта задача, в частности, предполагает снятие инфраструктурных ограничений. Хочется отметить, что по целому ряду направлений, в том числе по транспорту, у нас в последние годы инфраструктурные ограничения не ослабляются, а, наоборот, ужесточаются, в том числе из-за недофинансирования, которое было объективно обусловлено в 2008-м, 2009-м, 2010 годах в условиях кризиса. Третье – это, безусловно, решение оборонных задач, в том числе связанных с реализацией государственной программы вооружения и повышения денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий. Четвёртый приоритет – это, безусловно, поддержание бюджетной сбалансированности и сокращение ненефтегазового дефицита. Конечно, ненефтегазовый дефицит на уровне 10 с лишним процентов ВВП сегодня создаёт неприемлемые риски для российской экономики. Задача в ближайшие годы сократить его до 7–8 процентов, а в дальнейшем выйти на параметры порядка 5 процентов. Решение этих четырёх приоритетов одновременно, во-первых, беспрецедентная задача по масштабам для других стран, и, во-вторых, потребует, конечно, осуществления достаточно радикального бюджетного манёвра и серьёзной реструктуризации расходов бюджета одновременно с повышением эффективности расходов. В этой связи обращается внимание на то, что основным инструментом осуществления такого манёвра должны стать государственные программы. Для того чтобы государственные программы смогли выполнить эту функцию, необходимо разработать и утвердить детальные трёхлетние планы действий по реализации каждой программы. Сегодня, к сожалению, государственные программы не содержат в большинстве случаев конкретных действий, они включают достаточно большие блоки задач. Это оправданно, поскольку программы долгосрочные, до 2020 года, но на трёхлетку необходимо иметь детальный план, «дорожную карту», если угодно, реализации этих программ, которая была бы увязана, с одной стороны, с целевыми показателями, а с другой стороны, с предусмотренными бюджетными ассигнованиями. Именно это, собственно, и должно стать основным инструментом стратегического управления. [интервью с Президентом, Россия, Кремль, 2012г.]
2.2 Основные направления развития бюджетной системы РФ.
Рис 1.
Анализ основных тенденций финансовой
политики, нерешенных проблем и не оправдавших
себя финансовых инструментов позволяет
выделить следующие стратегические линии
будущей финансовой политики. 1. Обеспечение единства целей и инструментов
финансовой политики и целей развития
экономики, совершенствования политической
системы, материального благосостояния
граждан, их духовного уровня. 2. Повышение эффективности финансового
регулирования не только будет иметь внешнюю
направленность на другие сферы экономики
(рынок труда, внешняя торговля и т.д.),
но должно иметь и внутреннюю дисциплину,
упорядоченность финансовых инструментов,
их тесное взаимодействие с денежно-кредитными
инструментами. 3. Успешная реализация вышеназванных стратегических
линий будет происходить в условиях встраивания
финансовой системы России в международную
финансовую систему. 4. Для товарно-ресурсного обеспечения
рубля предстоит одновременно решить
некоторые задачи. 5. Если товарное обеспечение рубля находится
в плачевном состоянии, более половины
составляет импорт, то обеспечение его
гораздо лучше, чем у многих стран даже
с сильной валютой. 6. Важно создать надежные финансовые
инструменты, позволяющие превратить
полезные ископаемые в ликвидные ресурсы,
учитываемые при определении денежной
массы, объемов кредита в залоговых операциях.
Это потребует создания надежных финансовых
технологий, обеспечивающих национальную
безопасность страны. 7.
Заключение
Бюджетная политика – это
система форм и методов мобилизации
финансовых ресурсов бюджета деятельность
органов власти различных уровней
по составлению, рассмотрению и исполнению
бюджетов деятельность органов власти
в области организации и использования
бюджета, состоящая в разработке концепции
его развитии, принципов и форм его организации. При
планировании бюджетной политики государство
должно исходить из необходимости обеспечения
финансовой и социальной стабильности.
Предсказуемость бюджетной политики –
ключевой фактор общей макроэкономической
устойчивости. Федеральный бюджет должен
стать надежным финансовым фундаментом
сильного демократического государства.
Список использованной литературы
Информация о работе Оценка современной бюджетной политики РФ