Оценка современной бюджетной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Варьируя основные показатели государственного бюджета в условиях экономического и финансового кризиса, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации должны определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные социальные проблемы. Так приоритетами программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………...…..5
1.1 Бюджетная политика как составная часть финансовой политики…..12
1.2 Типы и цели реализации бюджетной политики…..21
ГЛАВА II ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ…..25
2.1 Значение бюджетного послания президента РФ при реализации бюджетной политики……………………………………………29
2.2 Основные направления развития бюджетной системы РФ……................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….……………………...39

Файлы: 1 файл

Ekaterina_-_kopia.docx

— 81.05 Кб (Скачать файл)

2.1 Значение бюджетного  послания президента РФ при  реализации бюджетной политики.

Благодаря ответственной бюджетной  политике, которую проводили все  последние годы, удалось не только преодолеть кризис, но и сформировать хорошую макроэкономическую ситуацию, макроэкономические условия для  дальнейшего роста.          Однако при этом нужно повысить эффективность бюджетной политики, усилить в ней акценты, связанные с развитием экономики и социальной сферы, решением других приоритетных национальных задач. Ресурсы бюджета, инструменты финансового, налогового регулирования должны быть нацелены на реализацию стратегической программы преобразований, которая получила поддержку подавляющего большинства граждан России.       Принципиальная задача  – сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета. Очевидно, что главные факторы риска по-прежнему кроются в высокой зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья. Нефтегазовый дефицит слишком велик. Проблемы, вызовы заключаются в том, что нужно стимулировать экономический рост, реализовывать масштабные социальные программы и при этом застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители. Ещё Правительство прежнего состава начало детально разрабатывать эти вопросы и предлагать решение этих проблем.      Особо хочется подчеркнуть, что новые бюджетные правила, жёсткий порядок расходования рентных доходов – это и мощная антиинфляционная мера. Обеспечение низкой инфляции считаю не только важнейшей экономической, но и социальной задачей. И конечно, низкий уровень внутренней инфляции укрепляет устойчивость к воздействию внешних негативных факторов.           Деньги должны идти в обмен на преобразования, каждый рубль федерального бюджета должен стимулировать развитие, менять качество экономики и качество повседневной жизни граждан. При этом общество имеет полное право знать, не только на какие цели были потрачены бюджетные средства, но и какую отдачу они дали. Сейчас существует практика, когда подведение итогов исполнения бюджета и анализ достигнутых результатов в социально-экономической сфере проводятся по отдельности вне всякой зависимости. В одном случае смотрим, как формально потрачены деньги, в другом – как работали ведомства и чего они достигли. Такой подход не даёт полной картины и не стимулирует к работе на результат. Нужно совместить, увязать рассмотрение хода реализации мер социально-экономической политики и подведение итогов исполнения бюджета. Если денег потрачено больше, чем планировалось, а цель не достигнута, нужно делать соответствующие выводы, в том числе, разумеется, и кадрового характера.         Бюджетные инвестиции в первую очередь призваны способствовать формированию современной транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, повышению качества социальной сферы. При этом государственные вложения не должны подменять или вытеснять частные инвестиции. Напротив, государственный рубль должен служить катализатором для частной инициативы, способствовать росту деловой активности, усиливать конкурентные возможности отечественного бизнеса. Это имеет особое значение в условиях расширения интеграционных процессов на евразийском пространстве, а также вступления России во Всемирную торговую организацию.       Оставленные в Бюджетном послании задачи, безусловно, потребуют резкого повышения эффективности работы, и не только в области подготовки и исполнения бюджета, но и в области управления. По сути, ведь речь идёт о том, чтобы одновременно обеспечить реализацию четырёх важнейших системных приоритетов.         Первое. Безусловно, это решение социальных задач, в том числе по модернизации и реформированию социальных секторов (здравоохранения, образования, пенсионной системы) с повышением заработной платы занятых в бюджетных учреждениях до параметров, обозначенных в указах Президента Российской Федерации.       Второе – это решение задач ускорения экономического роста. В первом квартале рост ВВП составил 4,9 процента, во втором квартале 2012 года он составляет порядка 4 процентов. Но этого абсолютно недостаточно для того, чтобы решить задачи повышения производительности труда в 1,5 раза к 2018 году и для обеспечения финансовыми ресурсами задач, в том числе по реформированию социальных отраслей.        Для этого нужно выйти как минимум на темпы роста в 5 процентов, а лучше приблизиться к 6 процентам. Эта задача, в частности, предполагает снятие инфраструктурных ограничений. Хочется отметить, что по целому ряду направлений, в том числе по транспорту, у нас в последние годы инфраструктурные ограничения не ослабляются, а, наоборот, ужесточаются, в том числе из-за недофинансирования, которое было объективно обусловлено в 2008-м, 2009-м, 2010 годах в условиях кризиса.    Третье – это, безусловно, решение оборонных задач, в том числе связанных с реализацией государственной программы вооружения и повышения денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий. Четвёртый приоритет – это, безусловно, поддержание бюджетной сбалансированности и сокращение ненефтегазового дефицита. Конечно, ненефтегазовый дефицит на уровне 10 с лишним процентов ВВП сегодня создаёт неприемлемые риски для российской экономики. Задача в ближайшие годы сократить его до 7–8 процентов, а в дальнейшем выйти на параметры порядка 5 процентов.        Решение этих четырёх приоритетов одновременно, во-первых, беспрецедентная задача по масштабам для других стран, и, во-вторых, потребует, конечно, осуществления достаточно радикального бюджетного манёвра и серьёзной реструктуризации расходов бюджета одновременно с повышением эффективности расходов. В этой связи обращается внимание на то, что основным инструментом осуществления такого манёвра должны стать государственные программы.         Для того чтобы государственные программы смогли выполнить эту функцию, необходимо разработать и утвердить детальные трёхлетние планы действий по реализации каждой программы. Сегодня, к сожалению, государственные программы не содержат в большинстве случаев конкретных действий, они включают достаточно большие блоки задач. Это оправданно, поскольку программы долгосрочные, до 2020 года, но на трёхлетку необходимо иметь детальный план, «дорожную карту», если угодно, реализации этих программ, которая была бы увязана, с одной стороны, с целевыми показателями, а с другой стороны, с предусмотренными бюджетными ассигнованиями. Именно это, собственно, и должно стать основным инструментом стратегического управления. [интервью с Президентом, Россия, Кремль, 2012г.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные направления  развития бюджетной системы РФ.

Рис 1.

 

Анализ основных тенденций финансовой политики, нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики. 1.     Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня.  2.     Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами.      3.     Успешная реализация вышеназванных стратегических линий будет происходить в условиях  встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему.      4.     Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить некоторые задачи.      5.  Если товарное обеспечение рубля находится в плачевном состоянии, более половины составляет импорт, то обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой.      6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.      7.  Обеспеченность рубля этим не исчерпывается, нужно создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.).        8.   Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.   9.  Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное – обеспечить высокое качество разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие результаты.            10.  В рамках принципа федерализма необходимо в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом иметь с соответствующим правовым статусом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами, как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях.      11.  Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. По мнению автора В.К. Сенчагова, в ближайшие 3-5 лет не следовало бы резко изменять сложившиеся пропорции между бюджетами разных уровней. Необходимо отладить эту систему в рамках принятого Бюджетного кодекса, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50:50.         12.  Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжать кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость его оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей.  13. В число стратегических задач финансовой и кредитно-денежной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. 14.  Существенной модернизации требует платежно-расчетная система. Необходимо, во-первых, усилить ответственность Центрального банка за организацию расчетов и образование платежей. Во-вторых, ЦБ должен выделить в особую группу коммерческие банки, которые включились бы в единую технологию расчетов. В-третьих, в ближайшие годы необходимо создать единый клиринго-расчетный центр, который обеспечил бы расшивку неплатежей, используя инструменты кредитования и целевой эмиссии, не пытаясь накачать деньгами обанкротившихся субъектов рынка. 15.   Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка:      -   нужно пропустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше ставки дивиденда Сбербанка (на 0,5-1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.          -  необходимо ввести на период 3-5 лет государственное регулирование процентных ставок – депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки строго ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды           -    для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты. 16.  Для усиления инвестиционной и инновационно направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков, в ряде универсальных банков отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.   В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.     Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики б будущем предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики.

Заключение

Бюджетная политика – это  система форм и методов мобилизации  финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней  по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.       При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.           Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.      Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через бюджет осуществляется социальная политика.       Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Александров И. М.  Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и К 2006 г.
  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2002г.
  3. Врублевский О.В., Романовский М.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.: Юрайт, 2000г.
  4. Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.
  5. Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006г.
  6. Куликов Н.И. Современная бюджетная система России – учебное пособие
  7. Лавров А.Н, Климанов В.В. Перспективы реформирования бюджетной системы. //Экономист, 2005г., №23, С.77.
  8. Поляк Г.А. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.
  9. Романовский В.А. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2006г.
  10. Финансы: Учебник для вузов / Под. Ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 1999.
  11. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 6 мая 2009 г. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП «Гарант - Сервис». - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
  12. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабати. - М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000.
  13. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2006, %5
  14. использованы материалы с сайта http://referat.ru/ 
  15. Интернет-ресурс: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/

Информация о работе Оценка современной бюджетной политики РФ