Оценка внешней окружающей среды (на примере ОАО «Ростсельмаш»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:09, реферат

Описание работы

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
1.Внешняя окружающая среда организации. …………..…………...…5
1.1.Макроокружение (дальняя внешняя среда) организации. ……..……5
1.2. Микроокружение (ближняя среда) организации. …………………9
2. Анализ внешней среды ОАО «Ростсельмаш» …………………….…15
2.1. Анализ макроокружения ОАО «Ростсельмаш» ………………...…15
2.2.Анализ микроокружения ОАО «Ростсельмаш» ……………………18
3. Пути повышения эффективности анализа внешней среды на ОАО «Ростсельмаш»…………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………….….………………25
Список литературы…………………………………….…………………26

Файлы: 1 файл

Оценка внешней окружающей среды (Ростсельмаш).doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Анализ поставщиков направлен  на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными видами сырья, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

Поставщики материалов и комплектующих  изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

 Конкурентная среда  формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции. Все это может характеризовать модель пяти сил конкуренции Портера (рис. 1.3.).

Рис. 1.3. Модель 5 сил конкуренции  Портера.


 

 

                                                

 

 

 

Конкурентная ситуация постоянно  развивается, но всегда существует важная на данный период времени движущая сила конкуренции; важно выявлять слабые и сильные стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию конкурентной борьбы. Пять сил определяют условия, в которых функционируют конкретные организации, состояние каждой из сил, а также их совместное воздействие определяет возможности отдельно взятой организации в конкурентной борьбе.

Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны «пришельцев» и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновь пришедшими на их рынок. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большего объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, предпочтений и преданности покупателей, требуемого капитала, эффекта жизненного цикла продукции. Угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов зависит не только от барьеров для входа, но и от ожидаемой реакции организации на вновь входящих в данный момент в сегмент рынка. Однако любая из этих мер оказывает действие только тогда, когда она является реальным барьером для «пришельца».

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Препятствием на пути товаров-заменителей может встать проведение ценовой конкуренции, повышение качества при продаже и обслуживании товара, производство новых более привлекательных видов продукции, усиление рекламной деятельности.

Изучая состояние конкурентной среды организация должна контролировать не только структуру и динамику поведения конкурентных сил, но и поведение своих основных конкурентов. Подход к анализу конкурентов может быть следующим (рис. 1.4.).

Рис. 1.4. Модель анализа непосредственных конкурентов фирмы.


 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соперничество между организациями  полностью не исключает и сотрудничество между ними (разного рода альянсы).

Анализ рынка рабочей  силы направлен на то, чтобы выявить  его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. Организация должна изучить рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т. п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

Нормальное функционирование любой организации обеспечивается наличием инфраструктуры. Между тем инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Деловой мир состоит не только из тех, кто делает свой предпринимательский, потребительский, трудовой либо государственный бизнес. Взаимные отношения между предпринимателями, наемными работниками, потребителями обуславливаются огромным множеством промежуточных форм, устанавливающих эти отношения и тем самым помогающих названным субъектам реализовать свои деловые интересы. Поэтому также необходимо проводить анализ и этой компоненты микроокружения организации.

Инфраструктура современного предприятия – неотъемлемый компонент деловых отношений. Инфраструктура сформировалась в результате длительной эволюции деловых отношений.

Все это говорит о важности данного  элемента непосредственного окружения фирмы, поэтому при анализе внешней среды нельзя недооценивать, и тем более игнорировать эту компоненту.

 

2. Анализ внешней  среды ОАО «Ростсельмаш».

2.1. Анализ макроокружения  ОАО «Ростсельмаш».

Чтобы оценить влияние  происходящих экономических процессов на ОАО «Ростсельмаш», нужно рассмотреть сложившееся положение дел в той отрасли, к которой относится эта организация.

Развитие ОАО «Ростсельмаш»  напрямую связано с развитием сельскохозяйственной продукции.  К 2013 году планируется увеличение производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств практически в 2 раза (по отношению к показателям 2007 года). Основными целями такого плана являются повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции,  сохранение и воспроизводство плодородия почв, устойчивое развитие сельских территорий, а также развитие добросовестной конкуренции на продовольственном рынке области для обеспечения населения качественными и доступными продуктами питания.

В 2006 году предприятие произвело 4028 комбайнов, это на 16% меньше показателей 2005 года.  Сокращение производства - общая тенденция рынка сельхозтехники. Падение на нем наблюдается за последние годы. Так, в 2005 году объем рынка сократился на 13%, а в 2006 году - на 18%, всего же в 2006 году было реализовано 5600 единиц техники. Основная причина - низкие цены на зерно, у крестьян просто не было денег на приобретение техники. В этих неблагоприятных условиях «Ростсельмаш» решил провести реорганизацию своих активов, а именно вывести из ОАО почти все производственные мощности в отдельные дочерние предприятия.

Кроме того, «Ростсельмаш» принял решение перейти на сезонное планирование, установив с этого года новый плановый период - с 1 октября по 30 сентября (раннее планирование проводилось с 1 января по 31 декабря, т.е. в соответствии с календарным годом). Это соответствует сезонному циклу на рынке комбайнов. Дилеры компании теперь также будут планировать свои продажи на период с 1 октября по 30 сентября.

«Ростсельмаш» планирует произвести и продать в 2009-2010 сельхозгодах  более 4,5 тыс комбайнов. По данным Ростовстата, Ростовская область сократила в 2009 г по сравнению с 2008 г производство зерноуборочных комбайнов на 34 проц, кормоуборочных комбайнов - на 79,6 проц.

Исходя из вышеприведенных  данных, характеризующих экономическую  компоненту макроокружения ОАО «Ростсельмаш»  можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции, оказывающие благоприятное влияние на организацию в целом.

Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как относительно стабильную.

Социальная составляющая ОАО «Ростсельмаш» характеризуется определенными тенденциями. Для примера возьмем заработную плату. Средняя заработная плата ОАО «Ростсельмаш» сегодня  составила 10734 руб.,  она превысила докризисный уровень средней заработной платы, которая была 10610 руб.

При анализе социальной компоненты, нужно отметить и демографическую ситуацию в Ростове-на-Дону.

В 2009 году наблюдалось  улучшение демографической ситуации. В 2009 году в Ростове родилось 10 495 детей, а это на 308 детей больше, чем в 2008 году. При этом количество умерших сократилось в Ростове  на 405 человек. Демографические показатели в донской столице лучше, чем в среднем по Ростовской области и в России в целом.

Следовательно, социальная компонента находится в относительно стабильном состоянии и не оказывает  негативного влияния на организацию.

Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается через развитие производственного потенциала ростовской области, которое определяется состоянием основных фондов предприятий, для которых на современном этапе характерно преобладание выбытия над обновлением. Современный процесс воспроизводства основных фондов не отвечает тенденциям развития производства и требованиям НТП. При высоком общем коэффициенте износа основных фондов коэффициент их обновления не превышает 3%, что является недостаточным.

Рассмотренная компонента макроокружения сильно влияет на деятельность, осуществляемую ОАО «Ростсельмаш». Если производственная база устарела, то возрастают издержки, сильно увеличивая себестоимость производимой продукции и, тем самым, снижает конкурентоспособность продукции. Компания «Ростсельмаш» в 2009 представила масштабную экспозицию из 14 единиц современной сельскохозяйственной техники: зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, тракторов Buhler VERSATILE (Бюлер Версатайл), прицепной и навесной кормозаготовительной техники. Следовательно, рассматриваемая компания идет в ногу с НТП.

Последняя составляющая макроокружения ОАО «Ростсельмаш» - природно-географическая. Так как Ростов находится на юге  России, соответственно, имеет теплые климатические условия, в которых благоприятно растут зерновые культуры. Следовательно, природно-географическая среда полностью подходит для производства комбайнов, так как существует большая потребность в них.

Все эти компоненты макроокружения в совокупности также напрямую связаны с инвестиционными рисками, которые сказываются на объеме инвестиций. Степень инвестиционного риска зависит от политической, экономической и социальной ситуации в регионе. Важнейшей составляющей инвестиционного риска является местное законодательство. Оно оказывает сильное влияние на степень инвестиционного риска, а также регулирует возможности инвестирования в те или иные объекты, определяет порядок использования отдельных факторов производства – составляющих инвестиционного потенциала.

2.2. Анализ микроокружения  ОАО «Ростсельмаш».

При проведении анализа  непосредственного окружения ОАО  «Ростсельмаш» в первую очередь  необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее.

Одним из показательных результатов деятельности компании стало увеличение доли экспортных поставок. За год странам СНГ, Европы и Азии было поставлено около 2 000 машин, что составило 38 % от общего числа продаж техники компании. Основными странами-импортерами стали Казахстан, Украина, Белоруссия. Ростсельмаш выиграл тендеры на поставку крупных партий комбайнов в Азербайджан и Монголию. Среди стран-импортеров также Болгария, Словакия и другие страны Европы. Компания укрепила свои позиции и на североамериканском рынке. После пробной поставки в 2005 года одного комбайна «Вектор», в 2006 года в Канаду было отправлено уже пять комбайнов этой модели. Наблюдается устойчивый рост потребления продукции ОАО «Ростсельмаш» за пределами нашей страны. В этом году компания  начала работу сети региональных представительств для того, чтобы быть ближе к потребителю и четче понимать его потребности. Крупнейшими потребителями продукции по России ОАО «Ростсельмаш» являются Омская область, Краснодарский край, Ставропольский край,  Ростовская область, Рязанская область, Приморский край, Кемеровская область.

Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ОАО «Ростсельмаш».

 «Ростсельмаш» ужесточил требования к комплектующим. В пример поставщикам руководство компании ставит иностранных производителей. Сегодня их доля в поставках деталей доходит до 6 процентов. В следующем году доля импортных деталей в сборке увеличится до 10 процентов. Однако без необходимости комбайны полностью на импортные детали не переведут.

ОАО «Русские краски» (г. Ярославль) является поставщиком компании. Аудитор Ростсельмаша устно выставил ОАО "Русские краски" высокую оценку. Завод «Рубин» (ОАО, Ростовский-на-Дону) является поставщиком огнетушителей предприятиям машиностроения, в том числе ОАО «Ростсельмаш». Компания в целом довольна поставщиками, так как поставки необходимых комплектующих производятся вовремя.

При анализе микроокружения ОАО «Ростсельмаш» также следует  изучить конкурентов. Компания ни в  чем не уступает конкурентам. К самым  основным конкурентам можно отнести Красноярский завод комбайнов, белорусский «Гомсельмаш», и некоторых западных производителей John Deere, Case NewHolland, Claas.

Далее при анализе  микроокружения следует исследовать  рынок рабочей силы. Так как  компания за последние года снизила количество работников, а уровень безработицы за 2009 год в Ростовской области составил 9,4% (211,9 тысячи экономически активных жителей региона), то трудностей с поиском кандидатов на вакансии не предвидится. Эта компонента оказывает малое воздействие на ОАО «Ростсельмаш».

Информация о работе Оценка внешней окружающей среды (на примере ОАО «Ростсельмаш»)