Организация финансового контроля в РБ и за рубежом, их сравнительная характеристика, преимущества, недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из элементов системы управления финансами является финансовый контроль. Это контроль за финансовой деятельностью государства, предприятий, организаций, учреждений, то есть экономических субъектов. Он контролирует движение финансовых ресурсов.
Главным объектом финансового контроля является отчетная документация, поэтому уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета играет важную роль в осуществлении финансового контроля.

Файлы: 1 файл

курсовая финансовый контроль.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

  1. Государственный контроль;
  2. Ведомственный контроль;
  3. Внутрихозяйственный контроль;
  4. Общественный контроль;
  5. Независимый (аудиторский) контроль.[17, c.129]

Государственный финансовый контроль – осуществляется контрольно-ревизионным аппаратом органов государственной власти, наделенных определенными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики. Государственный контроль осуществляют – Комитет государственного контроля, Министерство финансов (Главное контрольно-ревизионное управление), Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из этих органов контроля осуществляет контрольные действия в соответствии с возложенными на него функциями управления в пределах своей компетенции.[25, c.19-20]

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Главная цель – обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах.

Государственный финансовый контроль выполняет следующие задачи:

1) проверка своевременности  и полноты образования фондов государственных средств;

2)    выявление резервов  роста финансовых ресурсов государства; 

3)  финансовая экспертиза  проектов, законов, нормативных актов  в области расходования государственных  средств;

4) подготовка и повышение  квалификации кадров в области государственного финансового контроля.[14, c.123-124]

Государственный финансовый контроль реализуется через следующие направления:

  • Президентский контроль – проявляется при подписании законных и подзаконных актов, регулирующих финансовые отношения, а также при решении кадровых вопросов в процессе функционирования органов управления финансами.
  • Контроль законодательных и исполнительных органов власти – проявляется в процессе рассмотрения Парламентом проектов, законов, кодексов, в процессе утверждения актов в сфере финансового законодательства. Правительство Республики Беларусь осуществляет контроль в процессе рассмотрения проекта бюджета, отчета о выполнении бюджета за предшествующий период, в процессе осуществления мероприятий в области экономической и финансовой политики.

Президент Республики Беларусь и законодательные, исполнительные органы власти делегируют свои контрольные полномочия высшему органу государственного контроля в Республике Беларусь, Комитету государственного контроля.

  • Контроль финансово-кредитных органов – осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами, Министерством по налогам и сборам и его инспекциями, Государственным таможенным комитетом и таможенными органами, Национальным банком.[10, c.32-33]

Для координации  деятельности органов государственного контроля в Республике Беларусь в 1999 году был создан Совет по координации контрольной деятельности.

Координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям:

  • обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;
  • планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;
  • организация проведения совместных проверок субъектов предпринимательской деятельности;
  • согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;
  • обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок и ревизий;
  • анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе и по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;
  • организация обмена опытом контрольной работы;
  • обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов.[3, c.558]

   В состав Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитета Государственного контроля, Национального банка, всех правоохранительных органов Республики Беларусь, финансово-кредитных органов.

Следует отметить, что государственный финансовый контроль занимает доминирующее положение среди других видов контроля.

Ведомственный контроль—осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, а также других структурных подразделений, входящих в систему данного органа управления.

Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить  в своих подведомственных структурных подразделениях документальные ревизии финансово-хозяйственной деятельности. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления, отделы, группы.

Основное преимущество ведомственного контроля состоит в  его непосредственной связи с  функцией управления отраслью, в его специализации применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства.[2, c.33-34]

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты.

Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей:

  • работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю;
  • этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически;
  • кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией).

    Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях. Его осуществление при условии правильной организации способствует:

    • повышению ответственности должностных лиц и работников;
    • сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации;
    • предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации;
    • получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.[4, c.18-19]

     К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов. К общественному контролю относятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные контрольные органы, редакции газет, в которых сообщают факты злоупотреблений в финансовой сфере.[23, c.150]

Независимый (аудиторский) контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как  обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет свои особенности:

  • аудит осуществляется на договорных началах;
  • субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора);
  • выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).[23, c.148-149]

Совокупность  контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля.

В зависимости  от времени проведения выделяют следующие формы финансового контроля:

  1. Предварительный контроль;
  2. Текущий контроль;
  3. Последующий контроль.

Предварительный контроль – контроль, который проводится до совершения финансово-хозяйственных операций; осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

 Предварительный контроль способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозяйствующих органов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет расходов и доходов с его помощью могу быть выявлены дополнительные ресурсы. Что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушения законов и нормативных актов.   

Предварительный контроль осуществляется также и работниками объединений и предприятий. Так, работники бухгалтерии при выписке документов на расходование материалов для производственных и хозяйственных нужд проверяют, имеются ли утвержденный лимит их расходования и как он используется, соответствуют ли расходы нормам и объемам работ и т.п. Таким путем контролируется расходование топливных, энергетических и других расходов.[21, c.420]

Информация о работе Организация финансового контроля в РБ и за рубежом, их сравнительная характеристика, преимущества, недостатки