Организация финансового контроля в РБ и за рубежом, их сравнительная характеристика, преимущества, недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из элементов системы управления финансами является финансовый контроль. Это контроль за финансовой деятельностью государства, предприятий, организаций, учреждений, то есть экономических субъектов. Он контролирует движение финансовых ресурсов.
Главным объектом финансового контроля является отчетная документация, поэтому уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета играет важную роль в осуществлении финансового контроля.

Файлы: 1 файл

курсовая финансовый контроль.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Основная задача текущего финансового контроля – выявление отклонений в текущей финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия необходимых мер по их устранению. Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.

Текущий финансовый контроль возложен на работников экономических  служб субъектов хозяйствования, иных юридических лиц, которые следят за своевременным выполнением производственной программы и реализацией готовой  продукции, выполнением обязательств перед бюджетом,  использованием средств по целевому назначению и т.п. Иными словами текущий контроль осуществляется всеми службами предприятий, организаций и учреждениями, их вышестоящих организаций, а также другими контролирующими органами.

Особенно эффективно сочетание текущего контроля с предварительным, что имеет важное значение для предупреждения непроизводственных расходов, своевременного пресечения возможных хищений и потерь материальных ресурсов и денежных средств.[11, c.120-121]

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Его осуществляют все органы, которые контролируют хозяйственную деятельность субъектов.

Основными его  задачами являются:

    • проверка правильности совершения хозяйственных операций;
    • выявление недостатков в работе, нарушений и злоупотреблений;
    • разработка мероприятий по устранению отмеченных недостатков.

Объектами последующего контроля являются первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.

Последующим контролем  по действующему законодательству охватывается в обязательном порядке деятельность всех субъектов, что позволяет в  сочетании с предварительным  и текущем контролем создать целостную систему контрольного наблюдения за процессами воспроизводства. Отличительной особенностью последующего контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность дать всестороннюю оценку эффективности использования производственного потенциала, обеспечение сохранности собственности субъекта. Последующий контроль наиболее распространен в работе финансовых органов.[22, c.603]

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым относят:

  1. Наблюдение;
  2. Обследование;
  3. Проверка;
  4. Экономически анализ;
  5. Надзор;
  6. Ревизия и др.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.[17, c.130]

Обследование — это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.  При обследовании проводятся опросы, анкетирование, составляются таблицы, которые анализируются, делаются выводы. Обследование может проводится с целью выявления тенденций совершенствования действующего механизма (перспектив развития, необходимости реорганизации или переориентации производства), уточнения законодательства. Результаты обследования могут быть положены в основу будущей проверки.[19,c. 203]

 Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования. Это наиболее распространенный вид  финансового контроля. В его процессе изучается определенный круг вопросов и отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности на основе документов, получения объяснений от обязательных лиц, а также осмотра помещений и других объектов.

Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.[22, c.604]

Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.[20, c.50-51]

По полноте охвата хозяйственной  деятельности субъекта различаются  ревизии:

  1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
  2. частичные – проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  3. тематические – проводятся по конкретным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля, что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры по их устранению;
  4. комплексные – являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

По характеру  материала, на основе которого проводятся ревизии, последние подразделяются на документальные и фактические. Документальная ревизия предполагает проверку подлинных  первичных бухгалтерских и других документов, фактическая – проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре.     

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

  1. сплошные – предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
  2. выборочные – это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
  3. комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты <span class="dash041e_0431_044b_0447_

Информация о работе Организация финансового контроля в РБ и за рубежом, их сравнительная характеристика, преимущества, недостатки