Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Задачи данной работы: 1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования; 2. Ознакомиться с методикой финансового планирования; 3. Проанализировать финансовое состояние ОАО «Нефтеавтоматика»; 4. Рассмотреть организацию планирования на ОАО «Нефтеавтоматика»; 5. Рассмотреть направления совершенствования механизма планирования.
Введение
1. Сущность и основные направления финансового планирования
1.1 Содержание финансового планирования, его цели и задачи
1.2 Стадии финансового планирования
1.3 Методы финансового планирования
2. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии ОАО «Нефтеавтоматика»
2.1 Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Нефтеавтоматика»
3. Совершенствование финансового планирования на предприятии.
3.1 Процесс бюджетирования на российских предприятиях
3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии.
Выводы и предложения
Список использованных источников
К недостаткам данного метода бюджетирования эксперты относят неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить различными способами остаток средств, опасаясь, что в случае «недорасхода» бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.
Гибкие и статичные
бюджеты. В наиболее часто используемом
в России статичном типе бюджета
цифры находятся вне
Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем. Бюджет с нулевым уровнем -- это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». В противоположность ему преемственный бюджет имеет нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом. Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основной из которых -- опасность образования «застойных участков», тянущихся из прошлого без изменений, которые при составлении бюджета «с нуля» могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.
Формирование бюджета необходимо осуществлять по схеме, предусматривающей взаимодействие "верхов" и "низов". Данная схема наиболее совершенна, поскольку планирование "снизу" и составление бюджета "сверху" - единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимосвязь и координация наиболее важных для предприятия показателей. Разработка бюджета представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, реализация которых происходит в следующем порядке: моделирование и выбор оптимального варианта действий для предприятия, а затем контроль отклонений и регулирование. После завершения периода анализируются отклонения и выявляются причины для корректировки будущих планов. Основными этапами формирования бюджета являются фазы:
- постановки проблемы
и сбора исходной информации
для разработки проекта
- анализа собранной информации,
обобщения и формирования
- оценки проекта бюджета;
- утверждения бюджета;
- регулирования;
- контроля;
- реализации бюджета.
Контроллинг - продолжение планирования, он сопровождает реализацию планов. Контроллинг в экономическом смысле - это управление и наблюдение, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможно без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, контроллинг содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению.
В процессе управления фиксируются фактические показатели, которые сравниваются с плановыми. Там, где существует различие между ними, необходимо определить, почему оно появилось, нужно ли предпринять какие-то шаги для корректировки ситуации или необходимо пересматривать бюджет. Существуют такие значительные различия, изменить которые невозможно. Примером может служить изменение ставок налогов. В таких обстоятельствах необходима корректировка бюджета и повторное рассмотрение целей предприятия.
Оценка выполнения бюджета предполагает сравнение фактических результатов с бюджетными, а не с данными прошлых периодов, в которых могут быть скрыты недостатки.
Сформированный с учетом
разработанной технологии бюджет не
только содействует повышению
- выявлять и контролировать финансовые потоки предприятия;
- эффективно управлять затратами на производство, оборотными средствами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью;
- оптимизировать
- управлять документооборотом внутри предприятия;
- осуществлять контроль
эффективной работы
По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов.
Таким образом, методика формирования бюджета - эффективный инструмент планирования гибкого развития предприятия. Она представляет собой систему методологических указаний по определению основных экономических показателей развития предприятия, их нормативов и форм для их расчета и может быть рекомендована для использования на любом промышленном предприятии
3.2 Основные направления
совершенствования системы
Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:
1. высокая степень
2. незначительная доля
предприятий, располагающая
3. отсутствие нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.
Большие возможности для
осуществления эффективного финансового
планирования имеют крупные компании.
Они обладают достаточными финансовыми
средствами для привлечения
На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Малые фирмы чаще нуждаются в привлечении заёмных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время, как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна. И как следствие- будущее небольшого предприятия более неопределённо и непредсказуемо.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:
1) вновь созданные частные
фирмы. Бурный процесс
2) государственные и бывшие
государственные, ныне
Поэтому, как организациям
первого типа, так и государственным
и приватизированным
Вообще в российском планировании
всегда присутствовал элемент
Анализ причин недостаточной эффективности функционирования целого ряда предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:
1. процесс изменения системы
планирования должен успевать
за процессами слияния,
2. планирование (корректировка
и уточнение) должно
3. должно осуществляться
сценарное планирование с
4. нужно планировать защитные
действия и контрдействия для
компенсации реальных угроз
5. следует оптимизировать
планы и производственные
6. система планирования
должна быть привязана к
7. обязательное требование
-- система планирования должна
включать в себя систему
Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими компонентами менеджмента) выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.
По мнению Евгения Емельянова, ведущего специалиста консультационной фирмы в области финансов, процесс планирования должен идти «сверху вниз».
При этом «сверху» -- это не от главного управляющего, а от учредителей, владельцев, инвесторов, тех людей, кому принадлежит данный бизнес. Если это правило не соблюдается, то планирование превращается в абсолютно бессмысленную акцию.
Есть две основные линии, по которым надо все правильно построить: стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление бизнесом и оперативное (тактическое) планирование.
Если говорить о стратегическом планировании, то это прежде всего поиск тех точек, направлений и способов ведения бизнеса, которые дадут максимальный результат в определенной временной перспективе. Она может быть краткосрочной (до одного года), среднесрочной (до трех лет) или долгосрочной.
Но самое главное в стратегическом планировании -- ответить на вопрос: «Куда бить будем, ребята?» И когда стратегические приоритеты и цели созданы, начинается построение плана: «Что мы должны сделать, чтобы этого достичь?»
Теперь об оперативном управлении. Подразумевается, что каждый день, неделю, месяц в любом бизнесе что-то происходит или должно происходить. Поэтому планерки, совещания и иные мероприятия помогают оперативно управлять процессом.
Основная трудность при планировании -- внедрение. План написать не так сложно, но как сделать, чтобы он заработал?
Планы, конечно, должны быть «работоспособными», и необходимо, чтобы в них присутствовали реальные желания высших руководителей компании. Часто планы, составленные другими людьми, не работают как раз по причине своей чужеродности.
Также план должен быть реалистичен
с точки зрения рынка. То есть нужен
маркетинговый анализ: есть ли рынок,
есть ли определенное число потребителей,
готовы ли они заплатить деньги?
Часто компании этого не учитывают.
В стратегическом планировании как
части стратегического
Следующий аспект планирования -- возможности организации. Необходимо просчитать, достаточно ли ресурсов под хороший рынок.
И еще очень тонкий момент, возникающий при внедрении. Планы должны быть усвоены менеджерами, они должны захотеть это сделать. Проблемная область -- это именно стратегическое планирование. Тактическое планирование пытаются так или иначе реализовывать: строить текущие планы, графики, планировать встречи и так далее. Хотя зачастую графики строят, а ответственных забывают назначить.
Но это уже вопрос научения, а со стратегическим планированием все намного сложнее. На «стратегический» уровень выходят только сильные, крупные компании. Перед ними встает задача выхода на новый уровень бизнеса, и появляется потребность в планировании совсем другого рода.
Чтобы такую потребность удовлетворить, надо иметь серьезную информацию о том, как развивается подобный бизнес в других странах, как может развиваться такой бизнес в России с учетом политических и экономических условий через пять лет, -- то есть информацию, которую нужно специально собирать.
Информация о работе Организация финансового планирования на предприятии