Организация и оформление операций с использованием банковских карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, содержание большого персонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов - все это тяжелым бременем ложится на экономику страны.
Один из возможных и самых перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота - создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчетов. В настоящее время этот способ безналичных расчетов получил такое широкое распространение, что трудно себе представить сферу обслуживания, в которой бы они не использовались: магазины, билетные кассы, гостиницы всех стран мира.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы использования банковских карт как инструмента расчетов и кредитования 5
1.1 Основные этапы развития банковских карт 5
1.2 Банковские карты как элемент безналичных расчетов 9
1.3Классификация банковских карт 13
2. Анализ операций с использованием банковских карт и технологии их осуществления 22
2.1 Порядок совершения операций с использованием банковских карт 22
2.2 Риски, возникающие в процессе совершения операций с банковскими картами и способы их минимизации 26
2.3 Анализ структуры рынка банковских карт по Пермскому краю в 2011-2013 гг. 33
Заключение 40
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

Банковские карты как инструмент расчетов.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

 

В общей доле эмитированных карт, подавляющее большинство занимают расчетные карты – 93,9%, из них 1,3% – с разрешенным овердрафтом и 6,1% приходится на кредитные карты. В связи с активным внедрением потребительского кредитования в 2012 году и 1 полугодии 2013 года значительно увеличилась эмиссия кредитных карт.

Кредитные организации предлагают получать кредит с применением карт, и жители области могут пользоваться выделяемыми им средствами как в магазинах и сервисных точках, так и обналичивать денежные средства в банкоматах. За 2013 год количество кредитных карт увеличилось в 1,2 раза и составило 34,5 тысяч штук.

Вместе с тем, по сравнению с 2012 годом количество кредитных карт снизилось на 10,3%.

Таблица 2. - Динамика количества банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт по Пермскому краю за 2012–2013гг.

Показатели

01.01.12

01.04.12

01.07.12

01.10.12

01.01.13

Общее количество Банковских карт, ед

505 947

511 625

531 444

537 562

568 215

Из них:

расчетные, ед.

удельный вес, %

 

467 513

92,4

 

481 725

94,2

 

488 517

91,9

 

499 146

92,9

 

533 723

93,9

кредитные, ед.

удельный вес, %

38 434

7,6

29 900

5,8

42 927

8,1

8 229

7,1

34 492

6,1


Нельзя не заметить, что составная часть российского рынка платежных карт, региональный рынок Пермскому краю интенсивно развивает расчеты банковскими картами.

Спросом среди населения пользуются карты международных платежных систем, долю которых – 99% от общего объема эмиссии. Интерес к картам международных систем объясняется их развитой инфраструктурой как в области, так и за ее пределами. Во всех банкоматах, установленных на территории области, можно осуществить операции по карте Visa и MasterCard.

В Пермскому краю в 2013 году по сравнению с 2012 годом количество карт в отчетном периоде увеличилось на 12,3%, прежде всего за счет развития зарплатных проектов.[24]

Почти 50% банковских карт эмитировано в рамках данных проектов. На 1 января 20012 года 1 887 хозяйствующих субъектов области перечисляли заработную плату своим работникам на счета для проведения операций с использованием банковских карт (рост к уровню прошлого года в 1,2 раза).

Наибольшее количество зарплатных договоров реализовано отделениями Сбербанка – 1 209 (рост к прошлому году в 1,3 раза).

В течение 2013 года на территории Пермскому краю с использованием платежных карт было совершено 12,8 млн. операций на общую сумму 37,6 млрд. рублей, что соответственно на 29,6 и 46,4% больше, чем в 2012 году.

Динамика роста объема показателей по количеству и сумме совершенных операций платежными картами, представленная на слайде, свидетельствует об интенсивном развитии расчетов картами в Пермскому краю. С 2011 по 20013 годы рост показателей можно исчислить не в процентных, а разовых показателях – количество операций и сумма возросли почти в 20 раз.

Из данных приведенных ниже в таблице мы видим, что в количестве операций (шт.) по получению наличных средств; по оплате товаров и услуг, а так же в объеме операций по получению наличных средств; по оплате товаров и услуг (млн. руб.) темп роста 2012 года по отношению к 2011 году пошел на спад. Но нельзя не заметить, что темп роста средней суммы операций (тыс. руб.) по получению наличных средств; по оплате товаров и услуг в 2012 году по сравнению с 2011 значительно вырос. А вот темп роста удельного веса в общем объеме операций (%) остался неизменным.

Таблица 3. - Сведения об операциях, совершенных на территории Пермскому краю с использованием карт эмитентов-резидентов и нерезидентов за 2011–2013 гг.

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

Темп роста, %:

2012 к 2011 г.

2013 к 2012 г.

Количество операций, (шт.)

– по получению наличных средств

– по оплате товаров и услуг

6 397 017

5 155 080

1 241 937

9 901 762

8 084 206

1 817 556

12 829 177

10 677 510

2 151 667

154,8

158,6

146,3

129,6

132,1

118,4

Объем операций, (млн. руб.)

– по получению наличных средств

– по оплате товаров и услуг

16 846,83

16 410,38

436,45

25 700,14

25 039,87

660,27

37 634,68

36 460,70

1 173,98

152,6

152,6

151,3

146,4

145,6

177,8

Средняя сумма операции, (тыс. руб.)

– по получению наличных средств

– по оплате товаров и услуг

2,63

3,18

0,35

2,60

3,10

0,36

2,93

3,41

0,55

99,0

97,0

103,0

113,0

110,0

150,0

Уд.вес в общем объеме операций, (%)

– операций по получению наличных ср.

– операций по оплате товаров и услуг

 

97,4

2,6

 

97,4

2,6

 

96,9

3,1

 

-

-

 

-


Получение наличных денег в отчетном периоде составило 83,2% от общего количества и 96,9% от общей суммы операций.

Несмотря на то, что доля безналичных операций незначительна, количество и объем операций по оплате товаров и услуг к уровню прошлого году возросли в 1,2 и 1,8 раза соответственно.

Это прежде всего связано с тем, что кредитные организации постепенно расширяют перечень услуг, предоставляемый держателям банковских карт.

Мы можем сделать вывод, что и в дальнейшем количество операции по получению денежных средств, совершаемые с использованием платежных карт в Пермскому краю будут только расти и развиваться.

Таблица 4. - Количество операций по оплате товаров и услуг, совершенных с использованием платежных карт, в территориальном разрезе на 2011–2013 гг.

Наименование территории

2011 год

2012 год

2013 год

Темп прироста, %

2012 к 2011 г.

2013 к 2012 г.

кол-во, тыс. ед.

кол-во, тыс. ед.

кол-во, тыс. ед.

кол-во, тыс. ед.

кол-во, тыс. ед.

Пермский край

160

485

4 324

202,88

53,32


На 2011 год самый низкий показатель был у Пермскому краю – 160 тысяч единиц. Но к 2013 году показатели Пермскому краю резко возросли 4 324 тысяч единиц.

Уровень применения банковских карт в сфере безналичных расчетов в регионе характеризуется наличием терминальной сети.

Таблица 5. - Сведения об инфраструктуре, предназначенной для осуществления операций с использованием платежных, в том числе банковских карт (ед.) по Пермскому краю за 2011–2013 гг.

Количество (ед.)

2011

год

2012 год

2013 год

Темп роста (+/–)

2012 к 2011 г.

2013 к 2012 г.

Банкоматов в т.ч.

– с функцией оплаты товаров и услуг

– с функцией приема наличных денег

236

186

-

363

358

-

465

458

71

+ 127

+ 172

-

+102

+100

+71

Электронных терминалов в т.ч.

– в пунктах выдачи наличных

– в торговых точках

– удаленного доступа

818

112

706

-

1 078

133

945

-

1 329

137

1 123

69

+ 260

+ 21

+ 239

-

+251

+4

+178

+69

Импринтеров

– в пунктах выдачи наличных

– в торговых точках

80

11

69

69

47

22

39

39

-

– 21

+ 36

– 47

-30

-8

-22


Видно, что за последние 3 года инфраструктура, предназначенная для осуществления операций с использованием платежных карт значительно выросла. Особенно возросло наличие электронных терминалов. В 2013 году их количество составило уже 1329 единиц.

Динамичное развитие инфраструктуры, предназначенной для оплаты товаров и услуг (количество банкоматов и электронных терминалов увеличилось на 42,4%) привело к увеличению доли безналичных операций с использованием карт. За 2012 год количество банкоматов увеличилось в 1,3 раза, электронных терминалов в 1,2 раза.

Очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Поэтому важной задачей является привлечение к обслуживанию новых торгово-сервисных точек, а также расширение функциональных возможностей банкоматов. Причем при расширении количества точек обслуживания необходимо, в первую очередь, исходить из принципа «шаговой» доступности, повышая возможности применения карт в точках повседневного обслуживания. Прослеживается и ряд положительных аспектов развития региональной составляющей карточной индустрии.

Таким образом, на территории Российской Федерации кредитные организации вправе осуществлять одновременно эмиссию банковских карт, эквайринг банковских платежных карт, а также их распространение. Данная деятельность осуществляется кредитными организациями на основании внутрибанковских правил, разработанных кредитной организацией в соответствии с законодательством России, а также нормативными актами Банка России, правилами участников системы расчетов, содержащими их права, обязанности и порядок проведения расчетов между ними.

Непосредственному предоставлению банковских карт клиентам предшествует достаточно продолжительный процесс организации эмиссии банковских карт, который заключается в организации структурных подразделений, установлению контакта с платежными системами, разработке соответствующей внутренней документации и непосредственном получении тиража карт. Обслуживание клиентов по банковской карте может происходить как в учреждении банка, так и через банкоматы, причем данный вид обслуживания наиболее популярен на российском рынке банковских услуг. При осуществлении обслуживания клиентов по банковским картам существует множество нюансов, связанных с тем, что операции с банковскими картами затрагивают важные стороны других операций, таких как кредитные и депозитные операции, что соответственно должно найти отражение и в учетной политике банка.

Самым главным в процессе обслуживания клиентов по банковским картам является организация внутреннего контроля, которая позволяет банку контролировать весь процесс обслуживания клиентов и уровень возникающих рисков. Все это позволяет организовать эффективную систему управления, которая позволит обеспечить оптимальный уровень развития банка и рост его доли на банковском рынке.

 

Заключение

В рамках проведения исследования по теме для реализации поставленных целей и задач исследования были изучены законодательные акты, нормативные документы Банка России, учебные пособия и внутренние документы банка, из которых следует, что банковские карты в сфере денежного обращения представляют собой один из наиболее оптимальных инструментов организации безналичных расчетов на ближайшую перспективу и особый механизм оказания электронных банковских услуг. Объем операций с банковскими картами с каждым годом увеличивается, вместе с этим увеличивается и количество мошеннических операций с ними. Поэтому кредитными организациями уделяется особое внимание обеспечению безопасности расчетов банковскими картами: совершенствуются существующие способы обеспечения безопасности расчетов банковскими картами, используются новые технологии.

При проведении исследования рынка банковских карт в части анализа правового регулирования было выявлено: не смотря на то, что операции с банковскими картами активно развиваются, нормативное регулирование операций с банковскими картами представлено достаточно разобщенно, так как информация об организации данных операций содержится в разных нормативных актах, которые могут относиться к разным сферам деятельности. Существующий специализированный акт не в полном объеме охватывает все операции с использованием банковских карт и нуждается в совершенствовании. Это требует более детального подхода в данной области, что связанно с увеличением оборота банковских карт в России и переходом социального обслуживания населения на банковские карты.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

      1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6 ФКЗ и от 30.12.2008 №7 ФКЗ) / [текст].
      2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (с изм. от 08.12.2013)/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://base.garant.ru
      3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (с изм. от 08.12.2013)/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://base.garant.ru
      4. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (с изм. от 07.12.2013)/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://base.garant.ru
      5. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изм. от 07.12.2013)/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://base.garant.ru
      6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ/ [текст].
      7. Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 (ред. От 06.12.2013) «О банках и банковской деятельности» / [текст].
      8. Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ (ред. От 19.10.2013, с изм. от 21.12.2013) «О Центарльном банке Российской Федерации (Банке России)»/ [текст].
      9. Федеральный закон от 27.06.2013 №161-ФЗ «О национальной платежной системе»/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://base.garant.ru
      10. Положение Банка России от 26.06.1998 г. №39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» / [текст].
      11. Положение Банка России от 01.04.2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов с физическими лицами в РФ»/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www/consultant.ru
      12. Положение Банка России от 16.12.2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля»/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www/consultant.ru
      13. Положение Банка России от 24.12.2004 №266-П. «Об эмиссиибанковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (с изм. от 15.10.2013)/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www/consultant.ru
      14. Положение Банка России от 16.07.2012 г. N 385-п «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории российской федерации» /[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www/consultant.ru
      15. Письмо Банка России от 02.10.2011 №120-т "О мерах безопасного использования банковских карт»/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www/consultant.ru
      16. Письмо Банка России от 25.09.09 №117-т «Обобщение практики по вопросам выпуска банковских карт и совершения операций с их использованием». /[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www/consultant.ru
      17. Письмо Банка России от 07.12.2007 №197-т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании»/[Электронный ресурс]/Режим доступа:http://www/consultant.ru
      18. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А., «Организация деятельности Центрального банка» / [текст]/ Учебное пособие, - 2-е изд.,переработанное и дополненное, - М.: ИНФРА-М, 2012 – 798 с.
      19. Иванов Н.В. «Управление карточным бизнесом в коммерческом банке» 2- изд. – «БДЦ-пресс», 2011 г. – 166 с. / [текст]
      20. Рудакова О.С. «Банковские электронные услуги: учебное пособие для вузов по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» /М.:ИНФРА-М, 2013г. – 400 с. / [текст]
      21. Тедеев А.А. «Электронные банковские услуги», Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2008 г. – 49 с. / [текст]
      22. Статистика платежной системы России/[Электронный ресурс]/Режим доступа:http://www.cbr/ru/statistics/
      23. Официальный сайт «Хоум Кредит энд Финанс Банк» /[Электронный ресурс]/Режим доступа:http://www.homecredit.ru
      24. Финансовая отчетность «Хоум Кредит энд Финанс Банк» за 2012 год.

Информация о работе Организация и оформление операций с использованием банковских карт