Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:04, курсовая работа
В России на сегодняшний день самыми активными операторами рынка потребительского кредитования являются банки. Потребительское кредитование часто называют «самой демократичной» банковской услугой. Сегодня российские коммерческие банки стали заниматься ипотечным и автокредитованием, реже кредитованием покупки товаров народного потребления и предоставлением кредита на неотложные нужды.
Введение
1. Понятие и сущность потребительского кредитования
2. Классификация потребительских кредитов
3. Риски при осуществлении потребительского кредитования
Заключение
Список литературы
МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
Реферат
На тему: Организация потребительского кредитования в коммерческих банках
Выполнила студентка
ФКзд611-2
Сибгатулина М.А.
Москва 2012
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность потребительского
кредитования
2. Классификация потребительских кредитов
3. Риски при осуществлении потребительского кредитования
Заключение
Список литературы
Введение
В России на сегодняшний
день самыми активными операторами
рынка потребительского кредитования
являются банки. Потребительское кредитование
часто называют «самой демократичной»
банковской услугой. Сегодня российские
коммерческие банки стали заниматься
ипотечным и автокредитованием,
реже кредитованием покупки товаров
народного потребления и
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитие банковского дела. И современное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества кредитов, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.
Сегодня с
помощью кредита можно
При помощи потребительского кредитования резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров, а некоторые сегменты рынка товаров народного потребления существует лишь благодаря использованию тех или иных схем потребительского кредитования.
В нашей стране наблюдается стремительный рост потребительского кредитования. Можно выделить несколько причин подобного роста: во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни в нашей стране постепенно возвращают людям чувство уверенности, во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель), в-третьих, опыт последних лет показал неэффективность простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары.
Уже сейчас рынок кредитования населения развивается ускоренными темпами. То есть потребительское кредитование становится одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в новых прибыльных кредитных продуктах. И, как следствие, уже сейчас существует необходимость в эффективных методах оценки частных заемщиков, то есть скоринге.
В последнее время в нашей стране данный метод оценки риска кредитования становится все более популярным в банковском бизнесе. На западе скоринговые системы применяются достаточно давно и эффективно. Но несмотря на существование уже готовых и, казалось бы, эффективных западных систем, их перенос на российскую почву в большинстве случаев не представляется возможным, так как каждый рынок финансовых услуг обладает собственной спецификой, требующей дифференцированного подхода.
Потребительский
кредит - «это продажа торговыми
предприятиями потребительских
товаров с отсрочкой платежа
или предоставление банками ссуд
на покупку потребительских
В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования.
Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди.
Во Франции около 1/4 всего потребительского кредита предоставляется банками и 3/4 - специализированными кредитными учреждениями. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счёт банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками.
Через различные формы потребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничного товарооборота.
Роль потребительского
кредита заключается в том, что
он очень сильно стимулирует эффективность
труда. То есть, получая заработную
плату, недостаточную для покупки
за наличный расчет необходимых товаров,
в частности предметов
Важно также заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадров, так как вынуждает людей как можно крепче держаться за своё рабочее место и, опять же не потерять свою работу, чтобы оставаться платежеспособным и иметь возможность выплатить долг перед банком. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. Таким образом, можно отметить, что потребительский кредит является сильным фактором подъема народного благосостояния.
Но следует учесть, что «потребительский кредит, временно форсируя рост производства и создавая видимость высокой конъюнктуры, в итоге может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов» (Гарбузов А.К. Финансово-кредитный словарь том II, М.: «Финансы и Статистика», 1995 г.)
Потребительский
кредит существует в двух формах - «прямой
потребительский кредит (без посредничества
торговых фирм, например, в виде кредитных
карт, платежных карт); с поручительством
торговых фирм (банк заключает договор
с торговой фирмой о кредитовании
ее покупателей, а фирма берет
на себя поручительство по долговым обязательствам
покупателей-заемщиков перед
Понятие потребительского,
или личного кредита
Первые кредиты
в истории человечества вызывались,
как правило, нуждой, а не возможностью
получить дополнительную прибыль. Как
только люди начали выращивать что-то
на земле, они сразу столкнулись
с периодическими неурожаями, которые
могли оставить без еды на весь
год. Здесь и появляются первые кредиты:
если отдельному крестьянину не хватало
собранного урожая, он шел к более
богатому соседу и просил одолжить
определенную сумму денег до следующего
урожая.
Кроме того, первые формы кредитов и процентов
имели, конечно же, натуральный характер
(разновидность бартера). Крестьянин занимал
один мешок зерна, а возвращал полтора
или два. Таким образом, кредит опередил
появление и рыночного хозяйства, и денег.
Конечно, ничто не могло гарантировать,
что человек, уже попавший в затруднительное
положение, сможет не только поправить
свои дела, но еще и достать излишек, чтобы
отдать долг. Как писал один историк хозяйства,
«брать проценты при этих условиях значит
падающего подтолкнуть».
К концу средних веков государство, наконец, перестает бороться против любой формы кредитов и пытается не допустить ростовщичества регулированием высоты процента. В 1545 г. в Англии максимальной была объявлена ставка 10% в год. В 1624 г. она снижена до 8%, а в 1652 г. - до 6%. Другие страны действовали похожим образом. Например, в 1640 г. в Нидерландах была установлена максимальная ставка процента в размере не выше 5%, во Франции в 1601 г. был установлен максимальный процент 6%.
В России такой закон ввели в 1754 г., а максимальный процент был тоже равен 6%. В XVIII в. широкая волна протеста против запрещения процентов начинает постепенно разрушать общественное мнение, и в XIX в. практически везде отменяют контроль за размером процента. Однако в законодательстве многих стран остается понятие ростовщичества («эксплуатации нужды, слабости разумения, неопытности или душевного возбуждения кредитующегося») и уголовная ответственность за него.
Но займы «по нужде» не были единственным видом потребительских займов в античном мире или в средние века. Часто занимать деньги приходилось богатым людям, которые по каким-то причинам не могли выйти на тот уровень потребления, который был им необходим. Нуждой это вряд ли можно было назвать, хотя мотивы аналогичные.
В конце XVII в. английский купец и автор памфлетов на экономические темы Дадли Норт писал: «В нашей стране деньги, отдаваемые под проценты, гораздо менее, чем в десятой своей части, идут в руки предпринимателей… они ссужаются, главным образом, для покупки предметов роскоши, выдаются на расходы людям, которые хотя и являются крупными землевладельцами, но тратят деньги быстрее, чем приносит им их землевладение…». Ссуды выдавались, как правило, под залог земли, и именно это являлось причиной того, что через некоторое время помещики во многих странах оказывались в долгах.
Крупными заемщиками могли быть короли, займы которых носили либо военный характер, либо потребительский. Короли были одними из самых «плохих» заемщиков, так как легко могли решить не возвращать деньги.
В практике российских
банков XIX - начала ХХ вв. также существовало
понятие личного кредита. При
этом личный кредит - это кредит без
залога, предоставляемый личности,
которая, по мнению банка, обладает достаточной
платежеспособностью и
На протяжении
многих веков банковский потребительский
кредит был слабо развит в капиталистическом
обществе, что было обусловлено целым
рядом объективных и
Теперь же
банковский потребительский кредит
получил широкое
Наибольшее
распространение
Классификация потребительских кредитов может быть проведена по нескольким признакам, например, по объекту кредитования, субъектам по кредитования, по срокам кредитования, по обеспечению и методу погашения, условиям предоставления, по методу взимания процентов.
Рассмотрим подробнее классификацию по каждому из приведенных признаков.
По объектам кредитования потребительские кредиты можно подразделить на кредиты:
· На неотложные нужды
· На строительство и приобретение жилья
· На капитальный ремонт
домов, их газификацию, присоединение
к сетям водопровода и
· На обучение
· На медицинские услуги
· На покупку автотранспорта
· На установку телефона
По субъектам кредитования существуют потребительские кредиты, предоставляемые:
· банком
· торговыми организациями
· частными лицами (так называемые частные потребительские ссуды)
· учреждениями небанковского типа - ломбарды, пенсионные фонды и т.д.
· потребительские кредиты,
предоставляемые заемщикам
По срокам кредитования потребительские кредиты делят на:
· краткосрочные - от 1 дня до 1 года
· среднесрочные - 1-5 лет
· долгосрочные - свыше 5 лет.
По обеспечению
Информация о работе Организация потребительского кредитования в коммерческих банках