Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:41, реферат
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
Цель пенсионной реформы:
реализовать гарантированные статьей 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных законом;
развить пенсионное обеспечение на основе государственного пенсионного страхования;
дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Таким образом, от распределительного
принципа выплаты пенсий Россия переходит
к распределительно-
Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования.
К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.
Новое пенсионное законодательство РФ предусматривает:
государственные пенсии: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия;
трудовые пенсии: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Право на государственные пенсии имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной Войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане.
Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством РФ.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемым Федеральным законом N 166-ФЗ.
Обязательным страховым обеспечением по пенсионному страхованию являются:
страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Для получения пенсии по старости необходимо не менее пяти лет трудового стажа. Законодательство разграничивает понятия трудового и страхового стажа.
Трудовой стаж - это суммарная
продолжительность периодов работы
и иной деятельности, учитываемая
при определении права на отдельные
виды пенсий по государственному пенсионному
обеспечению и которые
Под страховых стажем понимается
учитываемая при определении
права на трудовую пенсию суммарная
продолжительность периодов работы
и/или иной деятельности, в течение
которых уплачивались страховые
взносы в ПФ РФ, а также иные периоды,
засчитываемые в страховой
В страховой стаж включаются:
период работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся на территории России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании (далее - застрахованные лица);
периоды работы и/или иной
деятельности, выполнявшиеся застрахованными
лицами за пределами России, в случаях,
предусмотренных
иные периоды, предусмотренные законодательством РФ.
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Три составляющие трудовой пенсии в новой пенсионной модели
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Условием назначения базовой части трудовой пенсии является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности.
Для лиц 1966 года рождения и
старше уплаченные работодателями страховые
взносы в полном объеме поступают
на страховую часть трудовой пенсии.
Для граждан 1967 года рождения и моложе
пенсия теперь состоит из трех частей
(базовой, страховой и накопительной).
Тарифы страховых взносов
Информация об уплаченных
страховых взносах отражается на
индивидуальных лицевых счетах застрахованных
лиц. Страховые взносы на финансирование
накопительной части трудовой пенсии
в соответствии с волеизъявлением
застрахованных лиц направляются в
соответствующие управляющие
Накопительная часть пенсионных
отчислений существует с 1 января 2002 года:
на специальных лицевых счетах, открытых
в Пенсионном фонде России каждому,
кто достигнет пенсионного
Полученная базовая
Таким образом, государственное
пенсионное страхование - это совокупность
правовых, экономических и
Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" рассчитан на длительную перспективу. В его основу заложены такие элементы, как накопительная составляющая трудовой пенсии, страховой стаж и другие, которые вводятся в действие постепенно.
В настоящее время наиболее актуальна та часть Закона, которая регулирует пенсионные права нынешних пенсионеров и тех граждан, которые будут выходить на пенсию ближайшие годы. Эти категории граждан в основном заработали свои пенсионные права по старому законодательству РФ.
Согласно статьям 27 - 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохраняются ранее приобретенные пенсионные права:
досрочное назначение пенсий
для некоторых категорий
досрочное назначение пенсии по условиям труда - бывшее назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда;
учет общего трудового стажа;
учет стажа на соответствующих видах работ - бывшего спец. стажа;
выбор периода среднемесячного заработка для расчета пенсий;
другие права.
При оценке ранее приобретенных пенсионных прав учитывается общий трудовой стаж в календарном порядке до 1 января 2002 г.
Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного капитала. Его величина определяется как эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в ПФ РФ до указанной даты и устанавливается обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц может осуществляться по их выбору в установленном порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами по пенсионному обеспечению, одновременно с назначением этим лицам трудовой пенсии, но не позднее 1 января 2013 г. (п.9 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ). При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ.
Размер базовой и страховой
части пенсии предполагается индексировать
ежегодно с учетом темпов инфляции.
Для обеспечения финансовой устойчивости
системы обязательного
Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода "серых" зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Проблемы пенсионного
обеспечения в 80-90-е годы истекшего
столетия оказались в центре научных
и общественных дискуссий и политики
во всех странах мира. Практически
везде была поставлена под сомнение
действенность сложившихся
В концептуальном плане возможны
два различных подхода к
Первый основан на обязанности
каждого члена общества, наряду с
собственной ответственностью, участвовать
в основанном на принципах солидарности
коллективном страховании на случай
рисков, угрожающих человеку (безработицы,
старости, болезни, инвалидности). В
данном случае общество противостоит
рискам на основе законодательно оформленной
системы обязательного
Информация о работе Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы