Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:41, реферат

Описание работы

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Файлы: 1 файл

пенсионная реформа.docx

— 43.86 Кб (Скачать файл)

 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы

 

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной  системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным  учетом страховых обязательств государства  перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы  является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения  граждан и формирование стабильного  источника для дополнительных доходов  в социальную систему.

Суть реформы заключается  в коренном изменении взаимоотношений  между работником и работодателем: в повышении ответственности  работников за обеспечение своей  старости, а также в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника.

Цель пенсионной реформы:

реализовать гарантированные  статьей 39 Конституции РФ права граждан  на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных  законом;

развить пенсионное обеспечение  на основе государственного пенсионного  страхования;

дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость  размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит  к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного  гражданина будет зависеть от его  зарплаты, а также от результатов  инвестирования.

К старости на пенсионном счете  у гражданина будет накапливаться  определенная сумма. Российская экономика  получит инвестиционные ресурсы, а  граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Новое пенсионное законодательство РФ предусматривает:

государственные пенсии: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия;

трудовые пенсии: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на государственные  пенсии имеют: федеральные государственные  служащие; военнослужащие; участники  Великой Отечественной Войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане.

Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в  целях компенсации гражданам  заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц  в связи со смертью этих лиц. Право  на трудовую пенсию определяется условиями  и нормами, установленными пенсионным законодательством РФ.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемым Федеральным законом N 166-ФЗ.

Обязательным страховым  обеспечением по пенсионному страхованию  являются:

страховая и накопительная  части трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная  части трудовой пенсии по инвалидности;

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Для получения пенсии по старости необходимо не менее пяти лет трудового стажа. Законодательство разграничивает понятия трудового  и страхового стажа.

Трудовой стаж - это суммарная  продолжительность периодов работы и иной деятельности, учитываемая  при определении права на отдельные  виды пенсий по государственному пенсионному  обеспечению и которые засчитываются  в страховой стаж для получения  трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным  Законом "О трудовых пенсиях в  Российской Федерации".

Под страховых стажем понимается учитываемая при определении  права на трудовую пенсию суммарная  продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение  которых уплачивались страховые  взносы в ПФ РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются:

период работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся на территории России лицами, застрахованными в  соответствии с законодательством  об обязательном пенсионном страховании (далее - застрахованные лица);

периоды работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными  лицами за пределами России, в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых  взносов в ПФР при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию;

иные периоды, предусмотренные  законодательством РФ.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права  на трудовую пенсию, производится в  календарном порядке.

Три составляющие трудовой пенсии в новой  пенсионной модели

 

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Условием назначения базовой части  трудовой пенсии является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством  пенсионного возраста. Страховая  и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых  взносов, уплачиваемых работодателем  за каждого работника. Размер страховой  и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного  лица, длительности его трудовой деятельности.

Для лиц 1966 года рождения и  старше уплаченные работодателями страховые  взносы в полном объеме поступают  на страховую часть трудовой пенсии. Для граждан 1967 года рождения и моложе пенсия теперь состоит из трех частей (базовой, страховой и накопительной). Тарифы страховых взносов распределяются следующим образом: 8% - на страховую  часть трудовой пенсии и 6% - на накопительную  часть трудовой пенсии.

Информация об уплаченных страховых взносах отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с волеизъявлением  застрахованных лиц направляются в  соответствующие управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность в  качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию. Как сказано  в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может  выступать не только государственный  Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты.

Накопительная часть пенсионных отчислений существует с 1 января 2002 года: на специальных лицевых счетах, открытых в Пенсионном фонде России каждому, кто достигнет пенсионного возраста не ранее 2012 г. (мужчины 60 лет, женщины - 55), фиксируются взносы, внесенные в Вашу пользу Вашим работодателем. По закону работодатель обязан разделять платежи на составляющие: базовую; страховую; накопительную.

Полученная базовая составляющая идет на выплату базовой части  текущих пенсий. Базовую часть  работодатель уплачивает как единый социальный налог (ЕСН), равный 14% от официального фонда заработной платы всех работников. Страховую и накопительную составляющие работодатель перечисляет как страховые  взносы, сумма которых также равна 14% (от фонда оплаты труда) к официально получаемой всеми работниками заработной плате. Эти деньги берутся не с  заработной платы работающего, как подоходный налог, а начисляются работодателем на его зарплату и перечисляются в Пенсионный фонд. То есть это деньги, о которых работник не знал. Теперь он сможете ими управлять. Новая пенсионная система позволяет работнику передать управление своими средствами пенсионных накоплений профессиональной управляющей компании.

Таким образом, государственное  пенсионное страхование - это совокупность правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях, предусмотренных  законодательством РФ, и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей  и граждан.

Закон "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации" рассчитан  на длительную перспективу. В его  основу заложены такие элементы, как  накопительная составляющая трудовой пенсии, страховой стаж и другие, которые вводятся в действие постепенно.

В настоящее время наиболее актуальна та часть Закона, которая  регулирует пенсионные права нынешних пенсионеров и тех граждан, которые  будут выходить на пенсию ближайшие  годы. Эти категории граждан в основном заработали свои пенсионные права по старому законодательству РФ.

Согласно статьям 27 - 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохраняются ранее  приобретенные пенсионные права:

досрочное назначение пенсий для некоторых категорий граждан, в том числе медикам, педагогам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - бывшее назначение пенсии по старости на льготных основаниях;

досрочное назначение пенсии по условиям труда - бывшее назначение пенсии по старости в связи с особыми  условиями труда;

учет общего трудового  стажа;

учет стажа на соответствующих  видах работ - бывшего спец. стажа;

выбор периода среднемесячного  заработка для расчета пенсий;

другие права.

При оценке ранее приобретенных  пенсионных прав учитывается общий  трудовой стаж в календарном порядке  до 1 января 2002 г.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом  по состоянию на 1 января 2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного капитала. Его величина определяется как эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в ПФ РФ до указанной даты и устанавливается обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц может  осуществляться по их выбору в установленном  порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих  видах работ (имеющегося и полного).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами по пенсионному обеспечению, одновременно с назначением этим лицам трудовой пенсии, но не позднее 1 января 2013 г. (п.9 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ). При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ.

Размер базовой и страховой  части пенсии предполагается индексировать  ежегодно с учетом темпов инфляции. Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования предусматривается  создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное  выполнение обязательств по выплате  пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет  полную ответственность за выплату  пенсий гражданам, в том числе  субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными  лицами.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода "серых" зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Проблемы пенсионного  обеспечения в 80-90-е годы истекшего  столетия оказались в центре научных  и общественных дискуссий и политики во всех странах мира. Практически  везде была поставлена под сомнение действенность сложившихся крупных  государственных распределительных  пенсионных систем.

В концептуальном плане возможны два различных подхода к реформированию пенсионного обеспечения.

Первый основан на обязанности  каждого члена общества, наряду с  собственной ответственностью, участвовать  в основанном на принципах солидарности коллективном страховании на случай рисков, угрожающих человеку (безработицы, старости, болезни, инвалидности). В  данном случае общество противостоит рискам на основе законодательно оформленной  системы обязательного страхования. Второй подход исходит из другой философии - только сам человек ответственен за формирование условий собственной  жизни. Эта философия предполагает замену государственной пенсионной системы частными структурами обязательного  накопления, построенными на принципе индивидуального финансирования пенсии самим работникам за счет процента заработной платы и инвестиционного  дохода.

Информация о работе Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы