Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:41, реферат

Описание работы

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Файлы: 1 файл

пенсионная реформа.docx

— 43.86 Кб (Скачать файл)

Распределительная и накопительная  системы имеют свои недостатки и  преимущества, последние как той, так и другой не всегда бесспорны. Ни одну из систем нельзя однозначно признать эффективной в достижении основных целей пенсионной политики в современных  условиях.

В долгосрочной перспективе  трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет  формироваться по распределительному и накопительному принципам в  равной пропорции. Одновременно тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постоянное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях. Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного элемента тарифа по государственному пенсионному страхованию: 2000 г. - 1%; 2003 г. - 3%; 2006 г. - 5%; 2009 г. - 7%. Указанное повышение достигается путем перераспределения в пределах установленного страхового тарифа в пользу накопительной части взносов.

В ходе пенсионной реформы  в развитых государствах возникла такая  новация, как условно-накопительные  счета, они положены в основу и  российской реформы. Система условно-накопительных счетов позволяет ослабить воздействие на пенсионную систему демографического фактора - увеличения продолжительности жизни (пособие исчисляется на основе актуарных расчетов, исходя из ожидаемой продолжительности жизни в стране на момент выхода индивида на пенсию) и досрочного выхода на пенсию. Последнее крайне важно для развитых государств, поскольку, как уже отмечалось, повышение уровня благосостояния и система налогообложения стимулируют выход на пенсию ранее законодательно установленного срока.

Перестроить пенсионную систему, не затрагивая всего круга фундаментальных  социально-экономических составляющих жизни общества, невозможно. Пенсионная реформа должна быть связана с  реформой всей сферы распределительных  отношений, прежде всего, оплаты труда.

К сожалению, сегодня нет  убедительных доказательств и недостаточно опыта, чтобы согласиться с односторонним  взглядом о преимуществах частной  накопительной схемы и ее способности  обеспечить высокий уровень доходов  от инвестирования накоплений и экономический  рост. Но, следовательно, и нет убедительных аргументов для полного отказа от традиционных схем, базирующихся на принципах  солидарности и текущего финансирования. Одно не вызывает сомнений - пенсионная реформа положительно скажется и  на состоянии экономики России в  целом, и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки нашей  страны.

 

Отличие новой пенсионной системы от старой

 

Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Введение накопительного финансирования пенсий, то есть механизма  выплаты пенсий за счет прошлых накоплений самого человека, является одним из путей решения проблемы достойного пенсионного обеспечения граждан  в будущем.

В отличии от старой пенсионной системы, которая являлась распределительной, новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Её суть заключается в  том, чтобы человек за время своей  работы сформировал (накопил) некую  сумму денег, из которой ему и  будет выплачиваться пенсия.

Размер пенсии в новой  пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его  реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода "серых" зарплатных схем и вывести скрытые  части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Под действие пенсионной реформы  подпадают мужчины 1953 г. рождения и моложе и женщины 1957 г. рождения и моложе. Подпадающие под действие пенсионной реформы граждане участвуют в ней независимо от своего желания или нежелания. Если застрахованное лицо (будущий пенсионер) не выбирает негосударственную управляющую компания или негосударственный пенсионный фонд, Пенсионный фонд РФ "по умолчанию" переведет его средства пенсионных накоплений в государственную управляющую компанию.

Согласно новой пенсионной модели взносы в Пенсионный фонд РФ, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части:

14% направляются в федеральный  бюджет и используются для  выплаты базовой государственной  пенсии; при этом, установлен гарантированный  минимум базовой пенсии;

8-12% от оплаты труда  являются страховой частью трудовой  пенсии и перечисляются в Пенсионный  фонд РФ (вместе с базовой частью  должна не превышать 50% средней  зарплаты за все время трудовой  деятельности);

от 2 до 6% направляются в фонд для формирования "накопительной  составляющей трудовой пенсии" Накопительная  составляющая будет формироваться  за счет части единого социального  налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете  гражданина средств.

Для работающих пенсионеров  предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

В накопительной системе  с начала пенсионной реформы не участвовали  мужчины 1952 года рождения и старше и  женщины 1956 года рождения и старше, - то есть те, кто должен был выйти  на пенсию в течение десяти после  начала реформы. А граждане, родившееся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как предполагается, будут участвовать в ней в ограниченном объеме - их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

В чем же преимущества новой  пенсионной реформы?

Несмотря на то, что к  нововведениям в нашей стране относятся настороженно, можно отметить следующие преимущества проводимой пенсионной реформы:

если ранее пенсия зависела в основном от стажа, то теперь она  будет зависеть от уровня заработной платы и от того насколько правильно  Вы ей распорядитесь;

если ранее пенсионными  деньгами имел право распоряжаться  только государство, то теперь будущие  пенсионеры получили право выбирать кому отдать в управление накопительную часть - государству или частной компании;

накопительную часть пенсии можно завещать.    

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости  между зарплатой, которую человек  заработал за свою трудовую жизнь, и  размером его пенсии. Считается, что  пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин "пенсионное страхование"). Чем больше человек  зарабатывал, тем больше он теряет при  наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или  из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем  сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной  системы к системе распределительно-накопительной. Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный переход к смешанной  системе, сочетающей в себе распределительный  и накопительный принципы.

С 2010 года в российской пенсионной системе произошли корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года тогдашним Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы