Основные международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:26, реферат

Описание работы

Возникновение международных финансовых организаций было вызвано необходимостью более эффективного регулирования мировой экономики и для оказания помощи бедным и развивающимися странам.
Международные финансовые организации - это институты, созданные на основании межгосударственных соглашений для регулирования международных экономических отношений.
Между субъектами национальных экономик, в процессе движения товаров, работ, услуг и капиталов, возникают экономические отношения международного, или транснационального характера. Основные причины развития международных финансовых отношений - расширение связей между странами: внешнеторговых, культурно-технических и других.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ международные финансы.docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ:

Возникновение международных финансовых организаций было вызвано необходимостью более эффективного регулирования  мировой экономики и для оказания помощи бедным и развивающимися странам.

Международные финансовые организации - это институты, созданные на основании  межгосударственных соглашений для  регулирования международных экономических  отношений.

Между субъектами национальных экономик, в процессе движения товаров, работ, услуг и капиталов, возникают  экономические отношения международного, или транснационального характера. Основные причины развития международных  финансовых отношений - расширение связей между странами: внешнеторговых, культурно-технических  и других.

Для интеграции национальных экономик были учреждены международные  финансовые организации - Международный  валютный фонд (МВФ), Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР), Всемирная торговая организация (ВТО).

В процессе развития национальных рынков исторически сложились экономические  центры, кредитно-финансовые институты. Они осуществляют международные  валютные, кредитные и финансовые операции, проводят сделки с золотом  и ценными бумагами, а также  совершают страховые и инвестиционные операции. Взносы государств в международные  организации, зарубежные инвестиции, валютные операции сопровождают перераспределение  части национального дохода, в  том числе на мировых финансовых рынках.

Среди элементов инфраструктуры выделяют центры (офшоры), международные  банковские центры, свободные экономические  зоны, свободные таможенные зоны. Эти  территории и государства привлекают иностранный капитал путём предоставления налоговых и других льгот, уменьшают  или полностью исключают налогообложение  доходов иностранных компаний.

Таким образом МБРР с самого начала в качестве одной из основных целей предполагает создание благоприятных  условий для частных инвестиций в странах-заёмщиках. Предоставление МБРР кредитов экономически слаборазвитым  странам предполагает, что последующая  экономическая политика, проводимая последними, будет направлена на обеспечение  финансовой выгоды иностранных монополий.

 

  1. Сущность и роль международных финансовых организаций.

 

Сущность международных  финансов

Национально – государственные  финансы – это финансы, которые:

  • не выходят за территорию одной страны;
  • не привлекают иностранных субъектов;
  • осуществляются на основе национального законодательства;
  • имеют исключительно внутринациональный характер, что проявляется во внутренних межбанковских переводах, расчетах между предприятиями-резидентами, которые осуществляют расходы, расчетах внутри страны, внутригосударственных кредитах.

 Международные финансы  изучаются в разных аспектах:

  • как экономическая категория - это фонды финансовых ресурсов, которые созданы на основе развития международных экономических отношений и используются для обеспечения беспрерывности и рентабельности общественного воспроизводства на мировом уровне и удовлетворения общих потребностей, имеющих международное значение;
  • с институциональной стороны – это совокупность банков, валютных и фондовых бирж, международных финансовых институтов, региональных финансовых кредитных учреждений, международных и региональных экономических организаций и объединений, через которые осуществляется движение мировых финансовых потоков;
  • как экономические отношения – это отношения в денежной форме, возникающие в процессе перераспределения национальных продуктов во время движения товаров, услуг, капиталов на мировом рынке. Включают межгосударственные и транснациональные кредитно-финансовые отношения и характеризуются участием в них иностранного элемента.

Особенностью финансовой системы является то, что она складывается не только в отдельно взятой стране или регионе и является национальной, но и в международном масштабе, т.е. выступает как наднациональная, интернациональная или, как часто  ее называют, – международная финансовая система (сокращено «международные финансы»).

Финансовые ресурсы формируются  и используются в процессе деятельности международных финансовых институтов и организаций. Эти институты  и организации являются наднациональными надстройками, выполняют определенные функции. Финансовое обеспечение их осуществляется через фонды, которые могут быть либо обобщенными (как например бюджет ООН), либо целевыми (под конкретные мероприятия и программы). Финансовые ресурсы этих институтов и организаций формируются двумя путями: за счет взносов отдельных стран и путем предоставления кредитов правительствам, их возврата и уплаты процентов. Централизация определенной части финансовых ресурсов на мировом уровне обеспечивает потребности мирового хозяйства; экономическими предпосылками формирования таких ресурсов является развитие торговли, кредита, участие стран в реализации международных проектов и программ в разных отраслях, нарастание экономической интеграции в целом.

Таким образом, международные  финансы – это система сложных  по структуре отношений, складывающаяся на основе движения финансовых ресурсов, включающего их формирование, распределение  и использование институтами  международного финансового рынка  и международными институтами и  организациями.

Субъектами международных  финансовых отношений выступают: государства, предприятия, граждане, а также наднациональные  субъекты – международные организации  и финансовые институты. Международные  финансовые отношения могут складываться: между субъектами хозяйствования разных стран; между государством и правительствами  других стран и международными организациями; между государством и предприятиями, с международными финансовыми институтами.

 

С начала 1980-х лет к  процессу решения кризиса задолженности  все больше начали привлекаться международные  финансовые учреждения — Международный  валютный фонд (МВФ) и Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), которые было создано в 1944 г. Сорок  четыре страны отказались от политики «розори своего соседа», которая  привела к глобальной депрессии 1930-х лет, в пользу международного экономического порядка, который оказывал содействие бы, как надеялись к  тому времени, недискриминационному распределению  денег, кредитов, капитала, товаров  и услуг.

 Участники Бреттон-Вудской  конференции рассмотрели денежную  систему, основанную на стабильных  курсах свободно конвертированных  валют и свободной унифицированной  платежной системе. С целью  управления этой системой они  и создали МВФ, который предоставляет  краткосрочное финансирование государствам-членам, которые ощущают проблемы с  платежным балансом. МБРР дополняет  международную ориентацию МВФ  за счет финансирования развития  инфраструктуры отдельных стран.  МБРР, который сначала был создан  с целью предоставления помощи в реконструкции разрушенной войной Европы и содействия развития продуктивных ресурсов стран, которые развиваются, вырос во Всемирную банковскую группу и сегодня дополняется такими учреждениями, как Международная ассоциация развития (ПРИЗРАКОВ). Последняя работает в тесном контакте с частными инвесторами из финансирования инфраструктуры в странах, которые развиваются.

 С момента своего  учреждения МВФ и МБРР эволюционировали, реагируя на экономические кризисы,  такие как коллапс системы  валютного паритета в 1971 г.  и кумулятивная долговая кризис 1980-х лет. Это привело к тому, что их настоящие роли стали  значительно более сложными и  менее четко определенными, чем  на момент создания. Сегодня обе  эти учреждения руководят многосторонними  финансовыми операциями и политическими  диалогами, которые охватывают  почти все аспекты развития  стран-участниц. Например, на данное  время МВФ принимает во внимание  вопроса окружающей среды, военных  расходов и социального влияния  экономического корректирования  в дополнение к своим традиционным  макроэкономическим требованиям.  Мировой банк расширил также  свой традиционный интерес к  проектам развития, включив оценку  учреждений, правил и процедур, которые  направляют политику и выполнение  таких проектов в странах-дебиторах.

Наверное, наиболее противоречивым финансово-кредитным учреждением, вокруг которого точится множество дискуссий, есть МВФ. Показательной в этом плане  есть критика такого авторитетного  издания, как «The Economist». В частности, в нем отмечается, что в последнее  время МВФ все чаще сыграет  роль инструмента внешней политики стран Запада, предоставляя финансовую помощь только тем, кого индустриальный мир хочет видеть среди своих  союзников. В результате «о западных»  страны-должники все более активнее игнорируют требования руководства  МВФ, справедливо считая, что они  в любом случае получат от него свои деньги. Так, после года безуспешных  переговоров с правительством Аргентины  Фонд в конце концов все же согласился предоставить этой латиноамериканской стране очередной кредит. В опубликованной в январе 2003 г. заявлению руководящего директора МВФ Хорста Келлера  говорится о том, что он поддержит  планы относительно предоставления Аргентине нового кредита, несмотря на связанные с этой операцией  «значительные риски».

Очевидно, что в последнее  время МВФ весьма часто оказывается  в безвыходной ситуации. С одной  стороны, он должен быть особенно осторожным при предоставлении новых кредитов, с другого — ему приходится учитывать интересы своих главных  акционеров, больших развитых стран  Запада. Эти целые часто вступают в разногласие одна из одной, особенно когда задействованные политические факторы. Как указал профессор Оттавского университета Чоссудовски, «после истечения  «Холодной войны» политика внедрения  макроэкономических реформ постоянна использоваться МВФ и мировым банком как средство защиты определенных геополитических интересов. Структурную перестройку было преобразовано на механизм разрушения экономики и демонтажа системы государственных предприятий стран периферии, которое привело к тяжелым экономическим и социальным следствиям, глобализации убожества и развала гражданского общества более чем в 100 странах мира.» По словам премьер-министра Чехии Вацлава Клауса, «роль иностранной помощи в процессе превращения в лучшем разе есть незначительной. Обращаться за помощью к все более игоистичному и протекционистскому миру ХХ ст. является напрасным делом, эта помощь имеет откровенно двузначный характер.»

 Кроме того, МВФ приходится  проявлять заботу о состоянии  мировых финансовых рынков, которые  могут «обвалиться» в случае  объявления такой страной, как,  например, Бразилия, полномасштабного  дефолту. В подобных условиях  Фонд отдает предпочтение уклонению  от слишком резких выпадов  относительно больших должников,  которые, в свою очередь, стараются  в меру своих возможностей  использовать это обстоятельство  в своих интересах.

МВФ приходится принимать  обвинение со всех сторон. Фондом недовольные  буквально все: страны-должники вынуждены  внедрять у себя мучительные реформы, и страны-кредиторы, недовольные  тем, что их деньги исчезают в карманах стран, которые развиваются, как  в бездонной бочке. Сегодня Фонд может разрешить себе говорить из позиций силы разве что с относительно небольшими странами, такими как Эквадор, правительство которого просто не имеет  в своем распоряжении рычагов  давления на бюрократов с Вашингтону.

Если анализировать непосредственно  технические аспекты деятельности МВФ, схему действия его кредитных  механизмов, то следует отметить, что  МВФ на данное время предоставляет  кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т.е. практически для пополнения валютных резервов государственных  финансовых органов и центральных  банков, и, во-вторых, для поддержания  макроэкономической стабилизации и  структурной перестройки экономики, а это означает - для финансирования бюджетных расходов правительства.

 

  1. Международный валютный фонд

 

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в  Вашингтоне, США. На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.[2] В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при  дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся  стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что  выполнение рекомендаций и условий  в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики  государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Информация о работе Основные международные финансовые организации