ВВЕДЕНИЕ:
Возникновение международных финансовых
организаций было вызвано необходимостью
более эффективного регулирования
мировой экономики и для оказания
помощи бедным и развивающимися странам.
Международные финансовые организации
- это институты, созданные на основании
межгосударственных соглашений для
регулирования международных экономических
отношений.
Между субъектами национальных
экономик, в процессе движения товаров,
работ, услуг и капиталов, возникают
экономические отношения международного,
или транснационального характера.
Основные причины развития международных
финансовых отношений - расширение связей
между странами: внешнеторговых, культурно-технических
и других.
Для интеграции национальных
экономик были учреждены международные
финансовые организации - Международный
валютный фонд (МВФ), Международный
банк реконструкции и развития (МБРР),
Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР), Всемирная торговая
организация (ВТО).
В процессе развития национальных
рынков исторически сложились экономические
центры, кредитно-финансовые институты.
Они осуществляют международные
валютные, кредитные и финансовые
операции, проводят сделки с золотом
и ценными бумагами, а также
совершают страховые и инвестиционные
операции. Взносы государств в международные
организации, зарубежные инвестиции, валютные
операции сопровождают перераспределение
части национального дохода, в
том числе на мировых финансовых
рынках.
Среди элементов инфраструктуры
выделяют центры (офшоры), международные
банковские центры, свободные экономические
зоны, свободные таможенные зоны. Эти
территории и государства привлекают
иностранный капитал путём предоставления
налоговых и других льгот, уменьшают
или полностью исключают налогообложение
доходов иностранных компаний.
Таким образом МБРР с самого
начала в качестве одной из основных
целей предполагает создание благоприятных
условий для частных инвестиций
в странах-заёмщиках. Предоставление
МБРР кредитов экономически слаборазвитым
странам предполагает, что последующая
экономическая политика, проводимая
последними, будет направлена на обеспечение
финансовой выгоды иностранных монополий.
- Сущность и роль международных финансовых организаций.
Сущность международных
финансов
Национально – государственные
финансы – это финансы, которые:
- не выходят за территорию одной страны;
- не привлекают иностранных субъектов;
- осуществляются на основе национального законодательства;
- имеют исключительно внутринациональный характер, что проявляется во внутренних межбанковских переводах, расчетах между предприятиями-резидентами, которые осуществляют расходы, расчетах внутри страны, внутригосударственных кредитах.
Международные финансы
изучаются в разных аспектах:
- как экономическая категория - это фонды финансовых ресурсов, которые созданы на основе развития международных экономических отношений и используются для обеспечения беспрерывности и рентабельности общественного воспроизводства на мировом уровне и удовлетворения общих потребностей, имеющих международное значение;
- с институциональной стороны – это совокупность банков, валютных и фондовых бирж, международных финансовых институтов, региональных финансовых кредитных учреждений, международных и региональных экономических организаций и объединений, через которые осуществляется движение мировых финансовых потоков;
- как экономические отношения – это отношения в денежной форме, возникающие в процессе перераспределения национальных продуктов во время движения товаров, услуг, капиталов на мировом рынке. Включают межгосударственные и транснациональные кредитно-финансовые отношения и характеризуются участием в них иностранного элемента.
Особенностью финансовой
системы является то, что она складывается
не только в отдельно взятой стране
или регионе и является национальной,
но и в международном масштабе,
т.е. выступает как наднациональная,
интернациональная или, как часто
ее называют, – международная финансовая
система (сокращено «международные
финансы»).
Финансовые ресурсы формируются
и используются в процессе деятельности
международных финансовых институтов
и организаций. Эти институты
и организации являются наднациональными
надстройками, выполняют определенные
функции. Финансовое обеспечение их осуществляется
через фонды, которые могут быть либо обобщенными
(как например бюджет ООН), либо целевыми
(под конкретные мероприятия и программы).
Финансовые ресурсы этих институтов и
организаций формируются двумя путями:
за счет взносов отдельных стран и путем
предоставления кредитов правительствам,
их возврата и уплаты процентов. Централизация
определенной части финансовых ресурсов
на мировом уровне обеспечивает потребности
мирового хозяйства; экономическими предпосылками
формирования таких ресурсов является
развитие торговли, кредита, участие стран
в реализации международных проектов
и программ в разных отраслях, нарастание
экономической интеграции в целом.
Таким образом, международные
финансы – это система сложных
по структуре отношений, складывающаяся
на основе движения финансовых ресурсов,
включающего их формирование, распределение
и использование институтами
международного финансового рынка
и международными институтами и
организациями.
Субъектами международных
финансовых отношений выступают: государства,
предприятия, граждане, а также наднациональные
субъекты – международные организации
и финансовые институты. Международные
финансовые отношения могут складываться:
между субъектами хозяйствования разных
стран; между государством и правительствами
других стран и международными организациями;
между государством и предприятиями,
с международными финансовыми институтами.
С начала 1980-х лет к
процессу решения кризиса задолженности
все больше начали привлекаться международные
финансовые учреждения — Международный
валютный фонд (МВФ) и Международный
банк реконструкции и развития (МБРР),
которые было создано в 1944 г. Сорок
четыре страны отказались от политики
«розори своего соседа», которая
привела к глобальной депрессии
1930-х лет, в пользу международного
экономического порядка, который оказывал
содействие бы, как надеялись к
тому времени, недискриминационному распределению
денег, кредитов, капитала, товаров
и услуг.
Участники Бреттон-Вудской
конференции рассмотрели денежную
систему, основанную на стабильных
курсах свободно конвертированных
валют и свободной унифицированной
платежной системе. С целью
управления этой системой они
и создали МВФ, который предоставляет
краткосрочное финансирование государствам-членам,
которые ощущают проблемы с
платежным балансом. МБРР дополняет
международную ориентацию МВФ
за счет финансирования развития
инфраструктуры отдельных стран.
МБРР, который сначала был создан
с целью предоставления помощи в
реконструкции разрушенной войной Европы
и содействия развития продуктивных ресурсов
стран, которые развиваются, вырос во Всемирную
банковскую группу и сегодня дополняется
такими учреждениями, как Международная
ассоциация развития (ПРИЗРАКОВ). Последняя
работает в тесном контакте с частными
инвесторами из финансирования инфраструктуры
в странах, которые развиваются.
С момента своего
учреждения МВФ и МБРР эволюционировали,
реагируя на экономические кризисы,
такие как коллапс системы
валютного паритета в 1971 г.
и кумулятивная долговая кризис
1980-х лет. Это привело к тому,
что их настоящие роли стали
значительно более сложными и
менее четко определенными, чем
на момент создания. Сегодня обе
эти учреждения руководят многосторонними
финансовыми операциями и политическими
диалогами, которые охватывают
почти все аспекты развития
стран-участниц. Например, на данное
время МВФ принимает во внимание
вопроса окружающей среды, военных
расходов и социального влияния
экономического корректирования
в дополнение к своим традиционным
макроэкономическим требованиям.
Мировой банк расширил также
свой традиционный интерес к
проектам развития, включив оценку
учреждений, правил и процедур, которые
направляют политику и выполнение
таких проектов в странах-дебиторах.
Наверное, наиболее противоречивым
финансово-кредитным учреждением, вокруг
которого точится множество дискуссий,
есть МВФ. Показательной в этом плане
есть критика такого авторитетного
издания, как «The Economist». В частности,
в нем отмечается, что в последнее
время МВФ все чаще сыграет
роль инструмента внешней политики
стран Запада, предоставляя финансовую
помощь только тем, кого индустриальный
мир хочет видеть среди своих
союзников. В результате «о западных»
страны-должники все более активнее
игнорируют требования руководства
МВФ, справедливо считая, что они
в любом случае получат от него
свои деньги. Так, после года безуспешных
переговоров с правительством Аргентины
Фонд в конце концов все же согласился
предоставить этой латиноамериканской
стране очередной кредит. В опубликованной
в январе 2003 г. заявлению руководящего
директора МВФ Хорста Келлера
говорится о том, что он поддержит
планы относительно предоставления
Аргентине нового кредита, несмотря
на связанные с этой операцией
«значительные риски».
Очевидно, что в последнее
время МВФ весьма часто оказывается
в безвыходной ситуации. С одной
стороны, он должен быть особенно осторожным
при предоставлении новых кредитов,
с другого — ему приходится
учитывать интересы своих главных
акционеров, больших развитых стран
Запада. Эти целые часто вступают
в разногласие одна из одной, особенно
когда задействованные политические
факторы. Как указал профессор Оттавского
университета Чоссудовски, «после истечения
«Холодной войны» политика внедрения
макроэкономических реформ постоянна
использоваться МВФ и мировым банком как
средство защиты определенных геополитических
интересов. Структурную перестройку было
преобразовано на механизм разрушения
экономики и демонтажа системы государственных
предприятий стран периферии, которое
привело к тяжелым экономическим и социальным
следствиям, глобализации убожества и
развала гражданского общества более
чем в 100 странах мира.» По словам премьер-министра
Чехии Вацлава Клауса, «роль иностранной
помощи в процессе превращения в лучшем
разе есть незначительной. Обращаться
за помощью к все более игоистичному и
протекционистскому миру ХХ ст. является
напрасным делом, эта помощь имеет откровенно
двузначный характер.»
Кроме того, МВФ приходится
проявлять заботу о состоянии
мировых финансовых рынков, которые
могут «обвалиться» в случае
объявления такой страной, как,
например, Бразилия, полномасштабного
дефолту. В подобных условиях
Фонд отдает предпочтение уклонению
от слишком резких выпадов
относительно больших должников,
которые, в свою очередь, стараются
в меру своих возможностей
использовать это обстоятельство
в своих интересах.
МВФ приходится принимать
обвинение со всех сторон. Фондом недовольные
буквально все: страны-должники вынуждены
внедрять у себя мучительные реформы,
и страны-кредиторы, недовольные
тем, что их деньги исчезают в карманах
стран, которые развиваются, как
в бездонной бочке. Сегодня Фонд
может разрешить себе говорить из
позиций силы разве что с относительно
небольшими странами, такими как Эквадор,
правительство которого просто не имеет
в своем распоряжении рычагов
давления на бюрократов с Вашингтону.
Если анализировать непосредственно
технические аспекты деятельности
МВФ, схему действия его кредитных
механизмов, то следует отметить, что
МВФ на данное время предоставляет
кредиты в иностранной валюте
странам-членам для двух целей: во-первых,
для покрытия дефицита платежного баланса,
т.е. практически для пополнения
валютных резервов государственных
финансовых органов и центральных
банков, и, во-вторых, для поддержания
макроэкономической стабилизации и
структурной перестройки экономики,
а это означает - для финансирования
бюджетных расходов правительства.
- Международный валютный фонд
Международный валютный фонд,
МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное
учреждение ООН, со штаб-квартирой в
Вашингтоне, США. На Бреттон-Вудской конференции
ООН по валютно-финансовым вопросам 22
июля 1944 года была разработана основа
соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный
вклад в разработку концепции МВФ внесли
Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую
делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный
сотрудник Министерства финансов США.
Окончательный вариант соглашения первые
22 государства подписали 27 декабря 1945
года — официальная дата создания МВФ.
МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947
года как часть Бреттон-Вудской системы.
В этом же году Франция взяла первый кредит.[2]
В настоящее время МВФ объединяет 188 государств,
а в его структурах работают 2500 человек
из 133 стран.
МВФ предоставляет кратко-
и среднесрочные кредиты при
дефиците платёжного баланса государства.
Предоставление кредитов обычно сопровождается
набором условий и рекомендаций,
направленных на улучшение ситуации.
Политика и рекомендации
МВФ в отношении развивающихся
стран неоднократно подвергались критике,
суть которой состоит в том, что
выполнение рекомендаций и условий
в конечном итоге направлены не на
повышение самостоятельности, стабильности
и развитие национальной экономики
государства, а лишь на привязывание
её к международным финансовым потокам.