Основные международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:26, реферат

Описание работы

Возникновение международных финансовых организаций было вызвано необходимостью более эффективного регулирования мировой экономики и для оказания помощи бедным и развивающимися странам.
Международные финансовые организации - это институты, созданные на основании межгосударственных соглашений для регулирования международных экономических отношений.
Между субъектами национальных экономик, в процессе движения товаров, работ, услуг и капиталов, возникают экономические отношения международного, или транснационального характера. Основные причины развития международных финансовых отношений - расширение связей между странами: внешнеторговых, культурно-технических и других.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ международные финансы.docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

 

Основные функции  МВФ

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

 

Структура органов  управления

Высший руководящий орган  МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его  заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных  банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей  в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а  также голосовать по почте в любое  время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР  равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется  за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает  приблизительно 25 % своей квоты в  СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в  руководящих органах МВФ.

Исполнительный совет, который  определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими  квотами в Фонде — Соединенные  Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное  Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить  объединение стран-бывших среднеазиатских  республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан[3]. Часто группы формируются  странами со схожими интересами и  обычно из одного региона, например, франкоязычные  страны Африки.

Самым большим количеством  голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция  — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай  — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран  участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации  экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов  в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

 

  1. Группа всемирного банка

 

Группа Всемирного банка (англ. World Bank Group) — пять организаций, созданных в разное время и  объединённых функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее  время оказание финансовой и технической  помощи развивающимся странам.

В Группу Всемирного банка  входят следующие организации:

  • Международный банк реконструкции и развития — МБРР (англ. International Bank for Reconstruction and Development - IBRD) Международная ассоциация развития — МАР (англ. w:en:International Development Association - IDA)
  • Международная финансовая корпорация — МФК (англ. w:en:International Finance Corporation - IFC)
  • Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций — МАГИ (англ. w:en:Multilateral Investment Guarantee Agency - MIGA)
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС (англ. w:en:International Centre for Settlement of Investment Disputes - ICSID)

 

Первые две организации (МБРР и МАР) образуют собственно Всемирный  банк. Штаб-квартиры всех пяти организаций расположены в Вашингтоне, США.

 

Организации, входящие в  Группу Всемирного банка, были созданы  в разное время по мере расширения задач, решаемых Всемирным банком.

Первым был создан Международный  банк реконструкции и развития в  соответствии с решением Бреттон-Вудской  конференции в 1944 г. Начал свою деятельность в 1946 г., первый кредит в размере 250 млн  долларов был предоставлен Франции. В начале своего существования МБРР оказывал финансовую помощь странам  Европы и Японии в восстановлении экономики после Второй мировой  войны. Позднее его деятельность была направлена на оказание финансовой помощи развивающимся странам.

Международная финансовая корпорация была создана в 1956 г. с целью предоставления кредитов напрямую частным компаниям.

Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. с целью оказания финансовой помощи развивающимся государствам в форме кредитов, предоставляемым  по минимальным ставкам или без  процентов, а также в форме  грантов. Кредиты по линии МАР  предоставляются, как правило, под  гарантии государства.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров был создан в 1966 г. для урегулирования спорных  вопросов в процессе оказания финансовой помощи в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными компаниями других государств, т. н. Вашингтонской  конвенцией (англ. Convention on the Settlement of Investment Disputes between States and Nationals of Other States).

Многостороннее агентство  по гарантиям инвестиций было создано  в 1988 г. для защиты от рисков, в первую очередь, политических; инвестиций, осуществляемых в рамках финансовой помощи по линии  МБРР, МАР и МФК.  

  1. Парижский и Лондонский клубы кредиторов

Парижский и Лондонский клубы  кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов – это неинституционализированное объединение стран – кредиторов лидеров мировой экономики, созданное  в 1956 г. для обсуждения и регулирования  проблем задолженности суверенных государств.

Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:

-     выдача кредитов  развивающимся странам;

-     реструктуризация  уже имеющейся задолженности.

 

Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель  обязательств может принять участие  в заседании при пересмотре условия  погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:

 

  1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Достаточным доказательством этого могут быть крупные задолженности по платежам в счет погашения внешних кредитов. При этом клуб пользуется прогнозами МВФ по состоянию платежного баланса той или иной страны.
  2. Проведение должником определенной экономической политики. Программа макроэкономических преобразований финансируется при помощи дополнительных ссуд МВФ.
  3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов. Странам, предоставившим кредит данному государству, будет установлен один и тот же льготный период погашения. Государство–должник обязуется добиваться аналогичных уступок и от других кредиторов.

Главная идея деятельности Парижского клуба – проявлять  заботу о наиболее бедных странах, имеющих  явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части  долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский  клуб решил, что в отдельных случаях  может быть списано до 67 % долга  той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

Лондонский клуб кредиторов – это неофициальная организация  зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для  ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения  соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров  Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства  долги частным банкам.

Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:

-     индивидуальный  подход к каждой стране-должнику;

-     обусловленность  пересмотра погашения долга;

-  равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами;

-     отсутствие  постоянного председателя или  секретариата.

 

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить  бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной  организацией. Их членский состав»  нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.

Но Лондонский клуб весьма отличается от Парижского. Правительственные  кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в  основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег  не печатают, поэтому дают международные  наймы весьма осторожно – только тогда, когда заемщик обещает  большие проценты и комиссионные. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности  перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся  под защитой гарантий или страхования.

В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный  комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В  Парижском клубе чаще всего кредиторы  представлены наиболее влиятельными банками  независимо от  их доли в данном пересматриваемом долге).

 

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного  невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного  участия в облегчении долгового  бремени в равной степени применяются  и к Лондонскому клубу. Несмотря  на  такое структурное и процедурное  сходство, между Лондонским и  Парижским  клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский  клуб пересматривает долги официальным  кредиторам. Лондонский клуб не имеет  постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация  носят гораздо более свободный  характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно  различаются в зависимости от страны. Такая гибкость  подхода  затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба.

При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения  долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски  в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под  названием Банковский консультативный  комитет (БКК) для зашиты интересов  коммерческих банков, предоставляющих  займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни  банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником  и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые  приходится 90–95% непогашенных обязательств должника, и только после этого  данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может  стать утомительной, длительной и  дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском  клубе проводятся быстрее и почти  без издержек для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого  коммерческие банки предоставляют  стране новый заем в качестве части  пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе  обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние  годы банки проявляют все большее  нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга.

Лондонский клуб в отличие  от Парижского может пересмотреть сроки  погашения долга, не требуя от страны–должника  заключения с МВФ соглашения о  резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды  консолидации, продолжительностью более  чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский  клуб постепенно увеличил продолжительность  своих периодов консолидации, тогда  как Лондонский клуб не проявляет  гибкости в этом вопросе.

Реструктуризация долга  в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник  объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга  и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы  формируют Банковский консультативный  комитет. Стороны созывают совещание  по изучению положения, затем согласовывают  основные условия и, наконец, документально  оформляют соглашения о пересмотре долга. 

Информация о работе Основные международные финансовые организации