Основные направления финансового воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Финансы играют огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства. Являясь неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.

Содержание работы

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие и роль финансов
1.2 Финансовый механизм и методы организации финансовых отношений
2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ
2.1 Использование финансов для регулирования экономики
2.2 Место и роль финансов в экономике
2.3 Государственные финансы и их воздействие на экономику
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Основные направления финансового воздействия на экономику.docx

— 33.85 Кб (Скачать файл)

                       

                                   2.2. Место и роль финансов в экономике

 

Экономический строй  любого государства основывается на объективных экономических законах.

Рыночная экономика  — это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже  товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические  субъекты (предприниматели) и юридические  лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические условия  реализации товара.

Рынок — это  сфера проявления экономических  отношений между производителями  и потребителями товаров, между  стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно точно  знать экономическую сущность и  содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом  покупки и актом продажи, в  этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал — это  деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег  — это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия  для появления финансов как самостоятельной  сферы функционирования денежных отношений.

Финансы — система  денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы  включают в себя два звена:

• общественные финансы,

• финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено  выполняет свои задачи и ему соответствует  особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно  возросла, от финансового положения  предприятия зависит его положение  на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем  не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

• Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

• Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

• Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

• Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

• Финансовое регулирование экономических и социальных процессов — второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических  ресурсов осуществляется различными методами:

• через эффективное вложение финансовых ресурсов;

• создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

• использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

• использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

 

2.3 Государственные  финансы и их воздействие на  экономику

Роль современного государства и его финансов в  экономике или в экономическом  кругообороте - огромна. Государство  активно участвует в регулировании  экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики  составляет суть государственной экономической  политики.

Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя  монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство  государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также  само участвует в таких видах  экономической деятельности, которые  жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует  в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малообеспеченным слоям  населения.

Прямое вмешательство  оказывает непосредственное воздействие  на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.

Наиболее важной формой прямого вмешательства в  экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических  субъектов, государство организует производство и реализацию продукции  отраслей, которые не привлекают частный  капитал ввиду своей низкой рентабельности.

При использовании  второй важной формы прямого вмешательства  государства в экономику, перераспределения  доходов, значительная часть национального  дохода целенаправленно перераспределяется, либо в виде субсидий или оплаты научно-исследовательских работ, или  выплаты процентов по ценным бумагам, или пособий по безработице.

Через третью форму  своего прямого вмешательства, различные  экономические программы, государство  содействует серьезным структурным  сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются  из государственного бюджета.

Косвенные формы  государственного вмешательства оказывают  непрямое, опосредованное воздействие  на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение и включают в себя следующие формы.

Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику  через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного  резервирования.

Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство  мобилизует для выполнения своих  функций.

Величина государственных  финансов определяется функциями и  ролью государства в обществе:

Суть первой из них - экономической - заключается в  финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении государственным сектором, программировании).

Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, милиции.

Третья - социальная - заключается в оказании поддержки  малообеспеченным слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют  финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она  заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в  производство новых технологий, снижающих  его вредное воздействие на окружающую среду.

Выполнение этих четырех функций возлагается  на современную финансовую систему, структура которой зависит от поставленных конкретных задач. Самые  главные задачи решаются путем использования  государственных финансов, а в  них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

Государственный бюджет представляет собой самый  крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью  государство оказывает воздействие  на многие хозяйственные процессы. За счет госбюджета содержится армия, милиция, часть здравоохранения, наука, осуществляется защита окружающей среды.

Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних  ограничены, и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.

Помимо бюджетных  средств в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности. Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например, бюджет военных предприятий, либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными - например, почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет.

Внебюджетные  денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ, как центральным  правительством, так и региональными  и местными органами власти.

Государственный бюджет - это доходы и расходы  государства, или иными словами, это финансовый план формирования и  использования денежного фонда  государства.

Государственный бюджет утверждает высшая законодательная  власть страны, а за его выполнение отвечает исполнительная власть.

Структура госбюджета составляют доходная и расходная  части

Доходная часть  бюджета показывает, откуда поступают  денежные ресурсы для финансирования расходов государства.

Расходная часть  бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством финансы.

Доходы и расходы  государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (государственных) властей - самые крупные  доходы и расходы, - региональных и  местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы  их использования.

Доходная часть  госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран  сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и  два других источника - государственные  займы и эмиссия бумажных и  кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных  ценных бумаг, приносящих процент. К  эмиссии бумажных и кредитных  денег государство прибегает, когда  его доходы не покрывают расходов.

С помощью сбора  налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач.

Налоги - это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства  юридические и физические лица.

Налоги разделяют  на прямые, которые взимают непосредственно  с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров  и тарифа на услуги.

Как правило, в  бюджет поступают налоги на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц  и на прибыль предприятий. В местные  бюджеты собираются налоги на имущество  предприятий, за использование природных  ресурсов, на имущество физических лиц, за право торговли, земельный  налог и ряд других.

Расходы на экономику  и социальные потребности производятся путем государственных закупок  и трансфертных платежей.

Закупая товары и  услуги, государство осуществляет перераспределение  ресурсов от частного к общественному  потреблению.

Используя другой вид расходов - трансфертные платежи (трансферт означает "передавать"), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям  населения - по социальному страхованию  и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и  безработице, пособий по беременности и т.п. Через трансфертные платежи  правительство изменяет структуру  производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с  помощью государства получает возможность  потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и субсидии.

Идеальное состояние  государственного бюджета, когда достигается  баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве  стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую расходы  государственного бюджета превышают  его доходы.

Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами  на оборону, либо - выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства  стран необходимым инструментом регулирования экономики.

Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег  в бюджете, и тогда он становится профицитным.

Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами.

При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии  бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает  к заимствованию - внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция, а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.

Информация о работе Основные направления финансового воздействия на экономику