Основные направления финансовой политики государства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является выявление основных направлений финансовой политики государства на современном этапе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть содержание и задачи финансовой политики государства;
- охарактеризовать типы финансовой политики государства
- выявить основные направления финансовой политики государства

Содержание работы

Введение 3
I Содержание и задачи финансовой политики государства 4
II Типы финансовой политики государства 8
III Направления финансовой политики государства 13
Заключение 17
Список используемых источников 19

Файлы: 1 файл

реферат фИк.docx

— 38.29 Кб (Скачать файл)

В 70-х  годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, оно включает денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.[1]

Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Ставится задача сокращения числа налогов  и уменьшения степени прогрессивности  обложения.

Надо  отметить, что указанные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны между собой. Поэтому  одинаковые или похожие инструменты  финансового механизма применяются  в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования. Это приводит к их конвергенции в современных условиях.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления). Адекватно цели строился и финансовый механизм. Основной его задачей было создание инструментов изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Такое изъятие производилось у предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных  предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого  дохода. Вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем  при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка  прибыли) изымались в бюджет все  излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся  предельный размер всех расходов предприятия  за счет прибыли, т.е. государство полностью  регулировало его финансовый механизм. В отдельные годы у государственных  предприятий изымалось до 80% их чистого  дохода.

Регулирование использования денежных доходов  населения осуществлялось при помощи подоходного налога и путем размещения фактически принудительных государственных  займов. Свободные средства, помещенные в систему сберегательных касс, также  направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов  власти обеспечивалось ограничением в  установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система  местных доходов включала небольшие  по объему доходы. Их удельный вес в  бюджете не превышал 10-15% от общей  суммы доходов. Поэтому уровень  доходов местных бюджетов полностью  зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке  бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов также определялись исходя из приоритетов, установленных государственным  планом. Средства выделялись, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом. Управление финансами производилось из единого центра - Министерства финансов.

Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала достаточно высокую  эффективность в годы, когда требовалась  максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Но использование  ее в условиях нормального финансирования экономики привело к серьезным  отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, чрезмерному  росту военных расходов, замедлению развития социальной сферы, резкому  ухудшению финансового положения  государства.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Направления финансовой политики государства

 

 

Государственная финансовая политика – элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная  финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально - экономической  ситуации в стране.[6]

Финансовая  политика включает следующие направления:

1 Налоговая  политика;

2 Бюджетная  политика;

3 Денежно-кредитная  политика;

4 Институциональные  преобразования;

5 Социальная  политика;

6 Инвестиционная  политика.

Для реализации финансовой политики необходимо:

- снижение  социальной напряжённости;

- оздоровление  государственных финансов;

- восстановление  нормального финансирования банковской  сферы;

- сбалансированность  товарных и денежных потоков;

- разумное  расширение финансово -  экономической  самостоятельности регионов в  рамках единого федеративного  государства;

- искоренение  финансовых злоупотреблений и  коррупции.

1 Важной  составной частью финансовой  политики является налоговая  политика. Она должна быть направлена  на создание приемлемых как  для государства, так и для  участников рынка условий налогообложения,  обеспечивающих улучшение финансового  положения  реального сектора  экономики. [6]

Её основные задачи:

- комплексное  реформирование налогового законодательства  в целях оптимизации налоговой  базы снижения уровня неплатежей;

- пересмотр  существующих налоговых пошлин  и льгот;

- введение  единого реестра налогоплательщиков;

- ужесточение  налогового администрирования;

- реструктуризация  пеней и штрафов по платежам  в бюджет и государственные  внебюджетные фонды.

2 Разрешение  бюджетного кризиса является  первостепенной задачей бюджетной  политики. Наиболее актуальные задачи  в этой области:

- введение  экспортных пошлин в целях  обеспечения обслуживания и погашения  внешнего долга;

- принятие  мер по перечислению дивидендов  на акции, находящиеся в государственной  собственности, прибыли Банка  России в федеральный бюджет;

- реализация  программ экономии государственных  расходов;

- централизация  всех доходов и средств федерального  бюджета на счетах органов  Федерального казначейства;

- проведение  ревизии федеральных целевых  программ с целью их оптимизации;

- обеспечение  государственной монополии на  производство и оборот алкогольной  продукции; 

- проведение  связанных расчётов с применением  механизма целевого финансирования  расходов по погашению задолженности  бюджетным организациям и другим  получателям средств федерального  бюджета;

- реструктуризация  государственного долга;

- инвентаризация  внешних и внутренних заимствований,  результатов их использования.[6]

3 Важнейшая  задача денежно – кредитной  политики – преодоление банковского  кризиса. Восстановление доверия  к банковской системе и стимулирование  организованных сбережений населения. 

Задачи  денежно- кредитной политики:

- реструктуризация  банковской системы;

- совершенствование  порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

- сглаживание  колебаний курса рубля к   иностранным валютам;

- пополнение  валютных запасов государства  и снижение оттоков капитала  за границу;

- активизация  закупок добываемого золота для  пополнения Государственного фонда;

-  усиление  таможенного контроля.

4 Большую  роль в  реализации государственной  финансовой политики государства  играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных  задач государства в области  управления. К ним относятся:

- приобретение  акций государством в результате  капитализации просроченной налоговой  задолженности организаций и  их последующая продажа;

- передача  в доверительное управление пакетов  акций , принадлежащих государству;

-  инвентаризация  федеральной недвижимости и создание  единого реестра федеральной  собственности;

- вовлечение  в оборот объёктов незавершённого  строительства;

- приватизация  предприятий как единого имущественного  комплекса;

- структурные  преобразования, направленные на  развитие конкуренции и повышение  эффективности функционирования  топливно – энергетического комплекса, железно –дорожного транспорта, отрасли связи и жилищно – коммунального хозяйства;

- совершенствование  системы и механизма ценового  и тарифного регулирования на  продукцию и услуги естественных  монополий;  разграничение полномочий  по регулированию, естественных  монополий между федеральными  и  региональными органами  исполнительной власти;

- усиление  позиций государства по управлению  и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.[6]

5 Финансовая  политика государства имеет социальную  направленность. К задачам в этой  области относятся:

- выплата  в полном объёме текущей заработной  платы  работникам бюджетной  сферы, денежного довольствия  военнослужащим, других государственных  социальных трансфертов;

- увязка  перечисления трансфертов субъектам  РФ с выполнением их обязательств  по финансированию  текущих выплат  работникам бюджетной сферы из  собственных доходов;

- разработка  механизмов компенсации доходов  наименее обеспеченных слоев  населения, в том числе дифференцированную  индексацию пенсий и поэтапную  индексацию ставок и окладов  работников  бюджетной сферы;

- сдерживание  роста безработицы и создание  условий для расширения занятости;

- реализация  пенсионной реформы, обеспечивающей  формирование многоуровневой пенсионной  системы с устойчивым финансированием;  внедрение элементов накопительного  финансирования пенсий;

- упорядочение  системы социальных льгот и  выплат с перенесением основной  части государственной помощи  на малообеспеченные слои населения; 

- регулирование  вынужденной миграции.[6]

6 Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

- повышение  роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

- создание  условий для организованного  накопления  и инвестирования  сбережений населения;

- развитие  ипотечного кредитования;

- привлечение прямых иностранных инвестиций.[6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Поставленная в работе цель была выполнена. Для достижения цели были выполнены несколько задач:

- были рассмотрены содержание и задачи финансовой политики государства;

- были охарактеризованы типы  финансовой политики государства;

- выявлены основные направления  финансовой политики государства.

Содержание финансовой политики  охватывает широкий комплекс мер:

1 разработку общей концепции  финансовой политики, определение  ее основных направлений, целей,  задач;

2 создание адекватного финансового  механизма;

3 управление финансовой деятельностью  государства и других субъектов  экономики.

Основные задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых  ресурсов;

2) установление рационального с  точки зрения государства распределения  и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и  стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально  деловой системы оперативного  управления финансами.

Типами финансовой политики государства  являются:

Информация о работе Основные направления финансовой политики государства на современном этапе