Основные направления финансовой политики государства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является выявление основных направлений финансовой политики государства на современном этапе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть содержание и задачи финансовой политики государства;
- охарактеризовать типы финансовой политики государства
- выявить основные направления финансовой политики государства

Содержание работы

Введение 3
I Содержание и задачи финансовой политики государства 4
II Типы финансовой политики государства 8
III Направления финансовой политики государства 13
Заключение 17
Список используемых источников 19

Файлы: 1 файл

реферат фИк.docx

— 38.29 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Кафедра «Финансы и кредит»

                         РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Финансы и кредит» 

 

на тему:

Основные направления  финансовой политики государства на современном этапе

 

 

 

 

 

                                                   

                                                  Работу выполнил студент: 

                                                Специальности 080502.65н

                                 

                            

                                                         Работа защищена с оценкой: 

_______________________________

                            

                                    

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2012

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                   3

I Содержание и задачи финансовой политики государства                                     4

II Типы финансовой политики государства                                                          8

III Направления финансовой политики государства                                      13

Заключение                                                                                                             17

Список используемых источников                                                                      19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовая политика государства  представляет собой совокупность мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государственных  функций.

Финансовая политика является составной  частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  именно финансовая политика государства определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Целью работы является выявление основных направлений  финансовой политики государства на современном этапе. Для этого  необходимо выполнить следующие  задачи:

- рассмотреть содержание и задачи финансовой политики государства;

- охарактеризовать  типы финансовой политики государства

- выявить основные направления финансовой политики государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Содержание и задачи финансовой политики государства

 

 

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны называется финансовой политикой. Содержание финансовой политики достаточно сложно, так как охватывает широкий комплекс мер:

1 разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

2 создание адекватного финансового механизма - системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

3 управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Основу, конечно, составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Они предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.

Одновременно  с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей  и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными  проблемами, стоящими перед страной  в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов, стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью. Это предполагается подвижностью экономических, политических, социальных условий.

Так, кризисное  положение экономики обусловливает  финансовую политику, направленную, с  одной стороны, на прекращение спада  и на стимулирование роста производства (например, в виде отдельных налоговых  льгот производителям),на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики. С другой стороны - на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону, управление и т.п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны  и взаимозависимы. Верно выбранная и обоснованная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Правильная тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития, позволяет своевременно изменить набор применяемых финансовых инструментов и методов. В результате в более сжатые сроки с наименьшими издержками решаются стратегические задачи.

Таким образом, можно следующим образом сформулировать основные задачи финансовой политики:

1) обеспечение  условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2) установление  рационального с точки зрения  государства распределения и  использования финансовых ресурсов;

3) организация  регулирования и стимулирования  экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка  финансового механизма и его  развитие в соответствии с  изменяющимися целями и задачами  стратегии;

5) создание  эффективной и максимально деловой  системы оперативного управления  финансами.

Финансовая  политика может рассматриваться  как составная часть, как механизм реализации целей экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития национального  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально - экономических  процессов.

Вместе  с тем финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации его политики в любой области  общественной жизни. При ее выработке  следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она  должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности  страны, накопленный опыт использования  финансового механизма, новые тенденции  развития, а также мировой опыт.

Правильность  выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения важнейшего экономического правила - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Оценка же финансовой политики государства должна основываться на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

При анализе  содержания финансовой политики нужно  учитывать ряд принципиальных положений:

- Финансовая политика испытывает на себе влияния двоякого рода: изменения хозяйственной ситуации - с одной стороны, и перемены экономического мышления - с другой. Они взаимосвязаны, но и обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, так как другими становятся представления о ценностях. Поэтому даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

- Сложившаяся в развитых странах практика показывает: эффект финансовой политики выше в том случае, когда сильнее ориентация на имеющуюся реальную обстановку - политический расклад сил и уровень развития страны (производственно - технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).

- Финансовая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Типы  финансовой политики государства

 

 

Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование  того или иного ее типа обусловлено  особенностями текущего этапа экономического и социального развития, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и  политический курс страны. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ  применявшейся различными странами финансовой политики позволяет выделить три основных ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный.

До конца 20-х годов предыдущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита, Д.Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение финансовых расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый  механизм строился исходя из указанных  целей. Государственные расходы  сводились в основном к расходам на военные цели, выплату процентов  по государственному долгу, его погашение  и управление. Система налогов  базировалась в основном на косвенных  и имущественных налогах. Они  были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания и обеспечивали сбалансированность бюджета. Система управления финансами  была проста и сосредоточивалась, как  правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

В конце 20-х годов ХХвека во многих странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу были положены взгляды английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика с ее традиционными задачами стала преследовать цель - использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами такого вмешательства становятся государственные расходы. Они формируют дополнительный спрос. Это обеспечивает рост предпринимательской активности, увеличение национального дохода и способствует ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Кардинально изменяется система налогов. Главным  механизмом регулирования становится прогрессивный подоходный налог. Он обеспечивает изъятие у экономических  субъектов доходов, используемых в  виде сбережений. Это позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита. На его основе проводится политика дефицитного финансирования. Государство  активно использует долгосрочные и  среднесрочные займы. Рынок ссудных  капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит  бюджета используется для регулирования  экономики.

Изменяется  система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает  несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета  и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и рациональную систему финансирования социальных нужд.

Информация о работе Основные направления финансовой политики государства на современном этапе