Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:09, контрольная работа
Целью работы является выявление основных направлений финансовой политики государства на современном этапе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть содержание и задачи финансовой политики государства;
- охарактеризовать типы финансовой политики государства
- выявить основные направления финансовой политики государства
Введение 3
I Содержание и задачи финансовой политики государства 4
II Типы финансовой политики государства 8
III Направления финансовой политики государства 13
Заключение 17
Список используемых источников 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Кафедра «Финансы и кредит»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Финансы и кредит»
на тему:
Основные направления финансовой политики государства на современном этапе
______________________________
Ставрополь, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I Содержание и задачи финансовой политики
государства
II Типы финансовой
политики государства
III Направления финансовой
политики государства
Заключение
Список используемых
источников
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Актуальность данной темы заключается в том, что именно финансовая политика государства определяет перспективы развития всех секторов экономики.
Целью работы является выявление основных направлений финансовой политики государства на современном этапе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть содержание и задачи финансовой политики государства;
- охарактеризовать типы финансовой политики государства
- выявить основные направления финансовой политики государства
I Содержание и задачи финансовой политики государства
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называется финансовой политикой. Содержание финансовой политики достаточно сложно, так как охватывает широкий комплекс мер:
1 разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
2 создание адекватного финансового механизма - системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
3 управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Основу, конечно, составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Они предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.
Одновременно
с этим государство осуществляет
выбор текущих тактических
Так, кризисное
положение экономики
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны и взаимозависимы. Верно выбранная и обоснованная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Правильная тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития, позволяет своевременно изменить набор применяемых финансовых инструментов и методов. В результате в более сжатые сроки с наименьшими издержками решаются стратегические задачи.
Таким образом,
можно следующим образом
1) обеспечение
условий для формирования
2) установление
рационального с точки зрения
государства распределения и
использования финансовых
3) организация
регулирования и
4) выработка
финансового механизма и его
развитие в соответствии с
изменяющимися целями и
5) создание
эффективной и максимально
Финансовая политика может рассматриваться как составная часть, как механизм реализации целей экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития национального хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально - экономических процессов.
Вместе
с тем финансовая политика - относительно
самостоятельная сфера
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения важнейшего экономического правила - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Оценка же финансовой политики государства должна основываться на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
При анализе содержания финансовой политики нужно учитывать ряд принципиальных положений:
- Финансовая политика испытывает на себе влияния двоякого рода: изменения хозяйственной ситуации - с одной стороны, и перемены экономического мышления - с другой. Они взаимосвязаны, но и обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, так как другими становятся представления о ценностях. Поэтому даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.
- Сложившаяся в развитых странах практика показывает: эффект финансовой политики выше в том случае, когда сильнее ориентация на имеющуюся реальную обстановку - политический расклад сил и уровень развития страны (производственно - технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).
- Финансовая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.[4]
II Типы финансовой политики государства
Развитие
государства связано с
Анализ применявшейся различными странами финансовой политики позволяет выделить три основных ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный.
До конца 20-х годов предыдущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита, Д.Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение финансовых расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного (сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя из указанных целей. Государственные расходы сводились в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу, его погашение и управление. Система налогов базировалась в основном на косвенных и имущественных налогах. Они были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания и обеспечивали сбалансированность бюджета. Система управления финансами была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
В конце 20-х годов ХХвека во многих странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу были положены взгляды английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика с ее традиционными задачами стала преследовать цель - использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами такого вмешательства становятся государственные расходы. Они формируют дополнительный спрос. Это обеспечивает рост предпринимательской активности, увеличение национального дохода и способствует ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Кардинально изменяется система налогов. Главным механизмом регулирования становится прогрессивный подоходный налог. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений. Это позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое
внимание в финансовом механизме
уделяется системе
Изменяется
система управления финансами. Вместо
единого органа управления возникает
несколько самостоятельных
В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и рациональную систему финансирования социальных нужд.
Информация о работе Основные направления финансовой политики государства на современном этапе