Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 11:48, курсовая работа
Цель работы - на основе анализа принципов бюджетного устройства в странах с различной формой государственного устройства выявить основные проблемы в функционировании бюджетного механизма и рассмотреть возможные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Введение………………………………………………………..………………...3
1. Бюджетное устройство и бюджетная система …………………….................................................................................................5
1.1 Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах…………………...............................................................................5
1.2 Понятие и модели бюджетного устройства…………………………………………………………………….….8
1.3 Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах……………..………………………………………………..……14
2. Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании ……………………………………….………………………………………….23
2.1 Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Великобритании…………………………………………………………...…..23
2.2 Анализ реализации принципов бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………………. ………….30
3 Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации……………………………….….………………………………….37
Заключение……………………………………….……………..……………..39
Список использованной литературы……………
Целесообразно согласиться с мнением В.С. Назарова, что федеративная форма государственного устройства или, как минимум, делегирование полномочий национального правительства субнациональным и/или местным органам власти становятся все более востребованными в различных регионах мира, что можно объяснить следующими причинами:
1.
Децентрализация позволяет
2.
Местные власти имеют больше
информации о местных условиях
и предпочтениях, чем национальное
правительство, а значит, принимают
лучшее решение. Позднее была
сформулирована теорема о
3.
Фискальная децентрализация
4.
Фискальный федерализм при
Но степень федерализации экономически развитых государств не достигла больших размахов, это связано с тем, что бюджетная децентрализация имеет свои издержки:
1.
Децентрализация полномочий
2.
Для высокой степени
3.
Для федеративного государства
характерны также и
Английскими специалистами Г.Хьюзом и С.Смитом произведена группировка стран ОЭСР (за исключением стран с малой численностью населения - Новой Зеландии, Ирландии и Люксембурга) в соответствии с такими признаками, как схожесть подходов к регулированию межбюджетных отношений, особенности исповедуемой философии бюджетного федерализма, соотношение ролей центральных и субнациональных властей. В результате 19 стран ОЭСР были разбиты на четыре группы. В первую группу были включены три федеративных - Австралия, Канада и США и два унитарных - Великобритания и Япония государства. Во вторую группу вошли страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия. В третью - федеративные страны Западной Европы: Австрия, Германия и Швейцария. И в четвертую - южные и западные европейские страны: Бельгия, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия и Испания. При всей условности такого деления бюджетным системам сгруппированных стран свойственны определенные общие черты. Первая группа характеризуется относительно большей самостоятельностью региональных и местных властей, опирающейся на широкие налоговые полномочия, вторая - особенно высокой долей участия нецентральных властей в финансировании социальных расходов, третья - существенной степенью автономности бюджетов разного уровня в сочетании с развитой системой их сотрудничества и четвертая - значительной финансовой зависимостью регионов от центрального бюджета.
В самом общем виде можно выделить два типа моделей - децентрализованные (конкурентные) и кооперативные.
Децентрализованные модели обладают следующими основными особенностями:
1.
Из трех главных функций
2.
Наделение полномочий по
3.
Признается высокая степень
Примером децентрализованной модели служит американский вариант бюджетного федерализма. Более широкое распространение в мире получила не децентрализованная, а кооперативная модель бюджетного федерализма, для которой характерны:
-
сравнительно более широкое
-
повышение роли региональных
властей в системе
-
активная политика
Кооперативные модели бюджетного федерализма используют многие европейские государства и, прежде всего скандинавские страны.
В чистом виде не существует ни кооперативного, ни конкурентного федерализма. Доминирование принципов конкуренции или кооперации в построении федеративных отношений зависит от исторических условий.
Необходимость решать общенациональные задачи (участвовать в войнах, обустраивать страну после войны, развивать общенациональную инфраструктуру, осуществлять масштабные социальные проекты и т. д.) делает более адекватной кооперативную модель федерализма, тогда как для обеспечения устойчивых темпов экономического роста, учета местной специфики в организации общественного сектора, проведения масштабных институциональных реформ следует предпочесть принципы конкурентного федерализма.
В 90-х годах сформировалась теория «федерализма, сохраняющего рынок» («market-preserving federalism»), согласно которой эффективным механизмом формирования рыночной экономики и стимулирования экономического роста является оптимальная децентрализация бюджетной системы может послужить
По мнению В.С. Назарова ссновными параметрами названной модели являются:
1.
Региональная автономия. Региональным
властям принадлежит
2.
Общенациональный рынок. Федерация
имеет достаточно полномочий, чтобы
создать и поддерживать единый
национальный рынок товаров и
услуг. Единство общенационального
рынка подразумевает
Иногда понятие «общий рынок» имеет расширительное толкование, предусматривающее помимо выше перечисленных черт еще и некоторую унификацию налогообложения и процентных ставок.
3.
Жесткие бюджетные ограничения.
Федеральный центр не должен
создавать у регионов иллюзий,
что в случае их непродуманной
финансовой политики им
4.
Институционализация
1.3 Принципы бюджетного
Термин «федерация» происходит от латинского слова «foederare» - объединять, укреплять союзом. В отличие от унитарного государства, которое состоит в основном из административно-унитарных единиц, составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. В результате этого получается многоуровневая структура с автономными уровнями (относительно независимыми), где обязательно присутствует иерархия органов управления.
Согласно главе 5 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1.
Принцип единства бюджетной
2.
Принцип разграничения доходов,
расходов и источников
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.