Основы деятельности кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Правовой статус кредитных организаций в Российской Федерации определяется федеральными законами от 03.02.1996 «О банках и банковской деятельности», от 26.04.1995 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также Конституцией Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

ОДКО.docx

— 72.33 Кб (Скачать файл)

3. Кредитная организация может открывать следующие виды обособленных подразделений:

  • Представительство - обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитнойорганизации,представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство не имеет права осуществлять банковские операции.
  • Филиал - обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией. Филиал имеет отдельный баланс, печать и может открывать счета для проведения операций.

Филиалы и представительства  кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной  организацией.

4. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, формируется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Вклады в уставный капитал кредитной организации могут быть в виде: денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте; материальных активов (банковского здания (помещения), в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства).

5. Доходами кредитной организации признается увеличениеэкономических выгод, приводящее к увеличению собственных средств (капитала) кредитной организации (за исключением вкладов акционеров или участников) и происходящее в форме:

  • а) притока активов;
  • б) повышения стоимости активов в результате переоценки (за исключением переоценки основных средств, нематериальных активов и ценных бумаг «имеющихся в наличии для продажи», относимой наувеличение добавочного капитала) или уменьшения резервов на возможные потери;
  • в) увеличения активов в результате конкретных операций попоставке (реализации) активов, выполнению работ, оказанию услуг;
  • г) уменьшения обязательств, не связанного с уменьшением иливыбытием соответствующих активов.

6. Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности имеет право осуществлять банковские операции на основании специального разрешения (лицензии) центрального банка.

7. Кредитный риск- риск неисполнения дебитором своих обязательств перед поставщиком товаров или провайдером услуг, т.е. риск возникновения дефолта дебитора.

Задание 4

Для эффективного управления коммерческим банком целесообразно  выделять внутренние и внешние подразделения, составляющие необходимые элементы его организационной структуры (организационного построения), взаимодействие между  которыми при надлежащем управлении обеспечивает процесс функционирования и развития банка как единой системы. К внутренним подразделениям банков относятся департаменты, управления, отделы и т.п. организационные образования, к внешним — дочерние организации, филиалы, отделения, дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового  узла, пункты обмена иностранной валюты, представительства (бюро, агентства) и  некоторые другие.

Внутренние подразделения банка

Организационные структуры внутреннего  построения банка с определенной долей условности делятся на две  большие группы: классические и адаптивные.

К классическим (традиционным) формам организационного построения банков относятся: функциональные подразделения и  службы; дивизиональные подразделения  и службы.

Адаптивными считаются организационные  структуры, создаваемые банками  на временной или постоянной основе для решения тех или иных дополнительных, вспомогательных (на данный момент времени) задач, позволяющие им верно реагировать  на новые процессы в экономике, финансах, приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности (проектные структуры; подразделения (службы), создаваемые для разработки и последующей реализации клиентам нового банковского продукта; представительства; банковские группы, объединения, холдинги; финансово-промышленные группы с участием банков).

Внешние подразделения банка

Внешними (территориально удаленными) организационными структурами банка  могут являться все или некоторые  из следующих форм подразделений: дочерние организации, филиалы, отделения, дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового  узла, обменные пункты, представительства, а также разнообразные группы и объединения (только банковские и  иные — с участием банков и небанковских организаций). Почти все они могут характеризоваться как формы конкурентной экспансии банков на новые рынки, поскольку так или иначе рассчитаны на освоение финансовых ресурсов новых групп клиентуры, новых видов производств (отраслей) и новых территорий, с которыми или на которых уже работают другие банки и иные кредитные организации.

Наиболее распространенная структура  кредитной организации приведена  в Таблице 1.

В случае рассмотрения банковской сферы можно выделить некоторые  отделы, деятельность которых определяет работу остальных подразделений: подразделение  валютных операций, пластиковых карт, рассчётно-кассового обслуживания, ценных бумаг, а также кредитный отдел банка.

Экономическое положение  банка, способность выполнения показателей  бизнес-плана, позиция банка на финансовом рынке напрямую зависят от деятельности этих подразделений. Именно поэтому, на мой взгляд, функционированию этих подразделений необходимо уделять  наибольшее внимание.

Наиболее интересным я  считаю отделы кредитования юридических  лиц и отдел кредитования физических лиц, каждый из которых является самостоятельным структурным подразделением банка. Оба этих отдела в совокупности выполняют следующие функции: 

- Обеспечение проведения  активных операций Банка по  предоставлению кредитов и банковских  гарантий юридическим и физическим  лицам, а также предпринимателям  без образования юридического  лица, с высокой степенью надежности  с целью получения доходов  на условиях срочности, возвратности  и платности. 

- Определение планов развития  по вопросам кредитования физических  и юридических лиц, а так  же индивидуальных предпринимателей  без образования юридического  лица.

- Организация работы по  предоставлению розничных кредитов. 

- Разработка и внедрение  новых видов розничных продуктов. 

Функции Комитета кредитного надзора

Принятие изменений и  дополнений в общей кредитной  политики. Анализ и оценка новых  рынков, на которые нацелен банк. Утверждение критериев приемлемости риска.

Принятие введение новых  кредитных инструментов, включая  установление допустимого уровня риска  за такими инструментами. Рассмотрение взаимоотношений банка с важнейшими новыми клиентами и увеличение объема кредитных операций с постоянными  клиентами. Утверждение списка исключений из общих правил кредитной политики банка. Рассмотрение всех отчетов внутренних аудиторов. Принятие кредитных процедур.

Функции отдела кредитного анализа

Сбор и обработка финансовой информации о клиентах и перспективных  заемщиков. Анализ финансовой отчетности претендентов на получение ссуды. Подготовка отчетов об утверждении кредитов и другой информации, необходимой  для принятия решений о кредитах. Организация заседаний Кредитного комитета и регистрация решений. Ведение картотеки кредитной  информации (ККИ). Подготовка ответов  на запросы по кредитам других банков и другие не банковские законные запросы.

Функции отдела кредитных  операций

Подготовка, регистрация  и проверка основной документации, которая касается кредитных операций банка. Хранение кредитных дел, включая  оригиналы договоров, документов на залог, гарантийных обязательств, сообщений  и т.д.

Регистрация займов в бухгалтерских  книгах, подготовка документации для  осуществления бухгалтерских проводок в главной книге. Поддержание  юридических прав банка на залог  путем регистрации требований к  заемщику и передаче права собственности  банка. Выставление клиентам счетов на процентные платежи по кредитам, комиссионными и другими сборами.

Отчет о банкротстве клиента, а также подготовка документации, которая предупреждает об окончании  срока кредитного соглашения. Приведенный  перечень функций Комитетов и  отделов далеко не полный, но он дает представление о распределении  полномочий между разными структурными подразделениями.

Одним из главных задач, стоящих  перед менеджментом банка в сфере  кредитования, является разработка кредитной  политики банка. Кредитная политика должна охватывать самые важные элементы и принципы организации кредитной  работы в банке, которые необходимо зафиксировать в письменном виде и утвердить на заседаниях Кредитного комитета и Комитета кредитного надзора.

Кредитная политика банка  является основным документом, которым  необходимо руководствоваться при  формировании кредитного портфеля. Этот документ имеет конфиденциальный характер, а поэтому с ним могут быть ознакомлены лишь те сотрудники банка, которые осуществляют кредитование. Каждому банку необходимо разработать  собственную кредитную политику, которая отражала бы направления  и специфику его деятельности, возможности этого банка и  его клиентов, уровень допустимого  риска, права и обязанности кредитных  работников и т.п.

Кредитная политика коммерческого банка — определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования.

Функции кредитной политики

  • получение максимально высоких доходов с минимальным риском при размещении пассивов в кредитные ресурсы
  • снижение риска возникновения критичного объёма просроченной задолженности к минимуму;
  • разграничение полномочий по выдаче ссуд;
  • предоставить возможность банку гибко реагировать на изменения в экономике и законодательстве;
  • привлечение надежных и рентабельных клиентов;

Основным нормативным  документом, регулирующим кредитование юридических и физических лиц является Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее – Положение № 254-П) согласно которому, кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам (далее - резерв).

Классификация (реклассификация) ссуд и формирование (уточнение размера) резерва осуществляются на основании  следующих принципов:

  • соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям настоящего Положения и внутренних документов кредитной организации по вопросам классификации ссуд и формирования резерва, принимаемых уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной организации (далее - внутренние документы);
  • комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формирования резервов;
  • своевременность классификации (реклассификации) ссуды и (или) формирования (уточнения размера) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.

Оценка ссуды и определение  размера расчетного резерва и  резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением  случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва  производится на основании оценки Банка  России в соответствии со статьей 72 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и с  Положением № 254-П.

Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового  положения, качества обслуживания заемщиком  долга по ссуде, а также всей имеющейся  в распоряжении кредитной организации  информации о заемщике, в том числе  о любых рисках заемщика, включая  сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик. Профессиональное суждение кредитной  организации должно содержать:

  • информацию об уровне кредитного риска по ссуде;
  • информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение;
  • заключение о результатах оценки финансового положения заемщика;
  • заключение о результатах оценки качества обслуживания долга по ссуде;
  • информацию о наличии иных существенных факторов, учтенных при классификации ссуды или неучтенных с указанием причин, по которым они не были учтены кредитной организацией;
  • расчет резерва;
  • иную существенную информацию.

Информация о работе Основы деятельности кредитных организаций