Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:45, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;
4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;
5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..…..3
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………..………..5
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ…………………..5
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ………………………………………………...…..12
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ…………………………………………………..…18
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ……………………………………………………..18
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ……..22
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ…………………………………..................…….24
ГЛАВА III АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………..……33
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ……………………………………………………….33
3.2 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ……………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….44
-
государственные финансы,
Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах. Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет; местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).
Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других.
В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование появляется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Можно сделать вывод, что представители различных финансовых школ неоднозначно трактуют состав звеньев государственной финансовой системы. Все специалисты отмечают наличие бюджетов и внебюджетных фондов, более половины из них указывают на государственный кредит как звено системы, менее половины - на финансы государственных предприятий.
В странах рыночной экономики бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.
Вмешательство в экономику превратилось в одну из основных функций государственного бюджета. Формы такого вмешательства различны. В условиях политики «экономики предложения» наряду с прямыми методами вмешательства широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса, расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямого финансирования крупного монополистического производства. Это осуществляется в форме субсидий, кредитов, государственных гарантий, поручительств, а так же других форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста монопольной прибыли. Вместе с тем государственное финансирование содействует дальнейшей концентрации производства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий.
Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.
Оно делает это с помощью мер бюджетной политики, в основном изменяя государственные расходы и налоги. Например, путем уменьшения сбора налогов с населения можно повысить такой компонент совокупного спроса, как потребительские расходы. Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций - другого компонента совокупного спроса. Третий компонент совокупного спроса - государственные закупки - государство, используя инструменты бюджетной политики, может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.
Фундаментальная цель бюджетной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. Положительный бюджетный избыток называется бюджетным профицитом, отрицательный – бюджетным дефицитом. Бюджетный избыток зависит от ставки налогов, объема государственных закупок, размера трансфертов и от всех факторов, изменяющих уровень дохода. Поэтому в периоды экономического спада, когда происходит снижение налоговых поступлений и, как правило, увеличение трансфертных выплат, обостряются проблемы дефицита бюджета.
Государственное
регулирование кредитно-
Политика Центрального Банка РФ распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:
Учетная политика Центрального
Банка РФ состоит в учете
и переучете коммерческих
Следующей формой
Еще одной формой регулирования Центральным Банком РФ кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем из купли-продажи кредитно-финансовым институтам. Продавая государственные облигации, Центральный Банк РФ тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству РФ обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя, таким образом, дефицит бюджета и государственный долг.
Другим регулирующим методом является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:
Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и в развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Португалии, Турции, скандинавский странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х годов был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно-развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.
Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые Правительством РФ, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются Центральный Банк РФ и Министерство финансов РФ. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.
Итак, система государственного регулирования финансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений. Российская система государственного регулирования долгое время находилась в стадии зарождения, но на данном этапе в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран.
Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно включает совокупность актов, устанавливающих бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения по формированию бюджетов, распределению бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов6.
В
связи с большой политической,
экономической значимостью
Российская Федерация обладает правами по составлению, утверждению, осуществлению бюджетного регулирования, определению доходов и расходов федерального бюджета, его исполнению и контролю. Бюджетное регулирование является частью финансового регулирования, отнесенного Конституцией РФ к ведению РФ7.
За 1994-2011 гг. в бюджетной сфере основным направлением было постоянное совершенствование и развитие законодательства, регулирующего бюджетное устройство и бюджетный процесс, в целях закрепления и реализации принципов единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, а также сближения уровней социально-экономического развития регионов РФ за счет развития межбюджетных отношений8.
15 августа 1996 г. принят Федеральный закон от № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ», который явился важным актом правового регулирования бюджетного учета доходных источников бюджета и расходной части бюджета.
Приняты такие важные федеральные законы, как Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и другие.
Динамизм общественных преобразований ставит перед законодателем важную задачу постоянного обновления бюджетного законодательства. Вследствие этого в последние годы Федеральное Собрание РФ ежегодно утверждало законы о порядке составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета.