Основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;
4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;
5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..…..3
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………..………..5
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ…………………..5
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ………………………………………………...…..12
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ…………………………………………………..…18
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ……………………………………………………..18
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ……..22
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ…………………………………..................…….24
ГЛАВА III АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………..……33
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ……………………………………………………….33
3.2 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ……………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….44

Файлы: 1 файл

ЧАПЛАЕВА.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

- государственные финансы, представляющие  собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Каждая  из этих сфер состоит из менее крупных  звеньев. Например, в первой сфере  выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах. Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет; местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

Каждое  звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других.

В составе финансов общественных организаций  выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование появляется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Можно сделать вывод, что представители  различных финансовых школ неоднозначно трактуют состав звеньев государственной финансовой системы. Все специалисты отмечают наличие бюджетов и внебюджетных фондов, более половины из них указывают на государственный кредит как звено системы, менее половины - на финансы государственных предприятий.

I.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ

В странах рыночной экономики бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.

Вмешательство в экономику превратилось в одну из основных функций государственного бюджета. Формы такого вмешательства  различны. В условиях политики «экономики предложения» наряду с прямыми методами вмешательства широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса, расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямого финансирования крупного монополистического производства. Это осуществляется в форме субсидий, кредитов, государственных гарантий, поручительств, а так же других форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста монопольной прибыли. Вместе с тем государственное финансирование содействует дальнейшей концентрации производства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий.

Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение  совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.

Оно делает это с помощью мер бюджетной  политики, в основном изменяя государственные расходы и налоги. Например, путем уменьшения сбора налогов с населения можно повысить такой компонент совокупного спроса, как потребительские расходы. Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций - другого компонента совокупного спроса. Третий компонент совокупного спроса - государственные закупки - государство, используя инструменты бюджетной политики, может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.

Фундаментальная цель бюджетной политики состоит  в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. Положительный бюджетный избыток называется бюджетным профицитом, отрицательный – бюджетным дефицитом. Бюджетный избыток зависит от ставки налогов, объема государственных закупок, размера трансфертов и от всех факторов, изменяющих уровень дохода. Поэтому в периоды экономического спада, когда происходит снижение налоговых поступлений и, как правило, увеличение трансфертных выплат, обостряются проблемы дефицита бюджета.

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования финансового рынка в России. Основными направлениями государственного регулирования являются:

  • политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
  • налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
  • участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
  • законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

Политика Центрального Банка РФ распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:

  • учетная политика;
  • регулирование нормы обязательных резервов;
  • операции на открытом рынке;
  • прямое воздействие на кредит.

  Учетная политика Центрального  Банка РФ состоит в учете  и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих  банков, которые в свою очередь,  получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный Банк РФ выдает  кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика Центрального Банка РФ направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

  Следующей формой регулирования  Центрального Банка РФ является  определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение – к расширению кредитных ресурсов. С помощью нормы резервов Центральный Банк РФ воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.

Еще одной формой регулирования Центральным  Банком РФ кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем из купли-продажи кредитно-финансовым институтам. Продавая государственные облигации, Центральный Банк РФ тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству РФ обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя, таким образом, дефицит бюджета и государственный долг.

Другим  регулирующим методом является участие  государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:

  • приобретение части кредитных институтов государством путем национализации;
  • организация новых учреждений как дополнение к частным;
  • долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Посредством данного метода государство оказывает  достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и в развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Португалии, Турции, скандинавский странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х годов был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно-развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.

Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые Правительством РФ, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются Центральный Банк РФ и Министерство финансов РФ. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.

Итак, система государственного регулирования  финансовых рынков представляет собой  сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался  длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений. Российская система государственного регулирования долгое время находилась в стадии зарождения, но на данном этапе в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран.

 

 

ГЛАВА II РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

II.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ

Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно включает совокупность актов, устанавливающих бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения по формированию бюджетов, распределению бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов6.

В связи с большой политической, экономической значимостью общественных отношений, регулируемых бюджетным законодательством, а также значительным количеством его актов в настоящее время можно говорить о существовании подотрасли финансового права - бюджетного права. Именно это объясняет наличие бюджетного законодательства на каждом уровне государственного устройства: федеральном, субъектов Федерации и местном. Установление основ бюджетной политики России, принципов формирования доходов и расходов, всей бюджетной системы страны, единой бюджетной классификации, взаимодействия с элементами финансовой системы находится в ведении РФ. Федерация, в частности, имеет обязанности по передаче средств нижестоящим бюджетам по взаиморасчетам.

Российская  Федерация обладает правами по составлению, утверждению, осуществлению бюджетного регулирования, определению доходов и расходов федерального бюджета, его исполнению и контролю. Бюджетное регулирование является частью финансового регулирования, отнесенного Конституцией РФ к ведению РФ7.

За 1994-2011 гг. в бюджетной сфере основным направлением было постоянное совершенствование и развитие законодательства, регулирующего бюджетное устройство и бюджетный процесс, в целях закрепления и реализации принципов единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, а также сближения уровней социально-экономического развития регионов РФ за счет развития межбюджетных отношений8.

15 августа 1996 г. принят Федеральный  закон от № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ», который явился важным актом правового регулирования бюджетного учета доходных источников бюджета и расходной части бюджета.

Приняты такие важные федеральные законы, как Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и другие.

Динамизм  общественных преобразований ставит перед законодателем важную задачу постоянного обновления бюджетного законодательства. Вследствие этого в последние годы Федеральное Собрание РФ ежегодно утверждало законы о порядке составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета.

Информация о работе Основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России