Основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;
4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;
5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..…..3
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………..………..5
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ…………………..5
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ………………………………………………...…..12
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ…………………………………………………..…18
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ……………………………………………………..18
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ……..22
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ…………………………………..................…….24
ГЛАВА III АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………..……33
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ……………………………………………………….33
3.2 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ……………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….44

Файлы: 1 файл

ЧАПЛАЕВА.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Важно уделить больше внимание разработке международных стандартов банковского  бизнеса с учетом современных  тенденций. Стратегическим направлением развития национальной банковской системы России является геополитическая направленность ее движения в мировое банковское сообщество.

Для России решение о вступлении во Всемирную  торговую организацию (ВТО), сближение с ЕС предопределили следующее:

  • необходимость дальнейшей либерализации национальных финансовых рынков;
  • перехода российских банков на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
  • активного взаимодействия с международными финансово кредитными организациями по широкому кругу вопросов;
  • решение проблемы урегулирования внешнего долга, утечки капиталов;
  • предотвращение несанкционированного вывоза капитала за рубеж;
  • легализацию денежных средств, полученных незаконным путем и т.д.

Важная  роль в решении важных вопросов принадлежит  банкам, имеющим функции финансовых посредников и социально-экономических институтов.

Реализация  поставленной задачи — постепенное  вхождение в мировое банковское сообщество — возможна лишь с учетом современного состояния мировой  и российской банковских систем, выяснения  их общности и различий, тенденций  и предпочтений в развитии.

Сейчас, когда в основном решены наиболее острые проблемы банковского сектора, порожденные финансовым кризисом, остро стоит вопрос определения стратегии дальнейшего развития банковской системы, ее места в экономике страны. Сегодня необходимо решить проблему повышения финансовой устойчивости банковского сектора, определить принципы его регулирования, необходимые изменения в структуре банковской системы, роль государства, частного сектора, иностранных инвесторов в развитии банковской деятельности, создать стимулы для переориентации взаимодействия банков с экономикой. Конгресс, в работе которого принимают участие ведущие российские и иностранные банковские специалисты, может сыграть значительную роль в решении этих задач.

Основополагающим изменением в  российском банковском секторе за последнее десятилетие был переход от устоев плановой экономики к рыночным принципам. Этот многогранный процесс включал в себя как институциональные изменения — прежде всего формирование двухуровневой банковской системы с кардинально изменившейся ролью Центрального банка, так и установление принципиально иных по сравнению с плановым хозяйством взаимоотношений банков с экономикой в целом.

Ш.2 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ

Одним из ключевых элементов концепции реформирования бюджетного процесса является оценка эффективности бюджетных расходов, то есть оценка качества и объема предоставленных услуг. Переход к бюджетированию по результатам деятельности обусловливает необходимость проведения контроля эффективности использования государственных и муниципальных ресурсов, оказывающий реальное влияние на улучшение качества управления ресурсами бюджетной системы страны.

Контроль  эффективности предусматривает  не только выявление законности использования ресурсов бюджетной системы, констатацию фактов отклонений в финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля от норм действующего законодательства, выработку предложений по их устранению, но и оценивает состояние объекта контроля в целом, достижение им запланированных целей. Контроль эффективности ориентирован на конечный результат с принятием мер по устранению финансовых и иных нарушений и доведение до логического завершения результатов контрольных мероприятий.

Экспертиза  финансово-бюджетных законопроектов, относится к мероприятиям упреждающего характера. Экспертные заключения выражают мнение контрольно-счетных органов о возможных финансовых последствиях, которые могут возникнуть при практическом применении норм и положений законопроекта.

При комплексной оценке эффективности  бюджетных расходов и управления государственной и муниципальной собственностью анализируются: социальная эффективность с точки зрения достижения определенных социально значимых результатов от предоставленных бюджетных услуг населению, на оказание которых затрачены государственные и муниципальные ресурсы; экономическая эффективность с позиции соотношения услуг и затрат на их предоставление, то есть достижения установленных конечных результатов деятельности на единицу расходов.

Например, экономическая эффективность при  строительстве больниц может  определяться произведенными затратами  в расчете на одно койко-место, социальная эффективность при этом может  проявиться в снижении заболеваемости, смертности, в повышении доступности квалифицированной бесплатной медицинской помощи, Организация финансового контроля за эффективным использованием государственных и муниципальных ресурсов связана с определенными затратами, которые могут быть оправданы, с одной стороны, получением результата контрольной деятельности субъектов контроля, с другой - экономического или социального эффекта, характеризующего полезный результат финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля. Речь идет о том, что эффективность контрольной деятельности может оцениваться не только нарушениями, отраженными в акте и выраженными в конкретных цифрах ущерба, но и совокупностью его объективных последствий.

Таким образом, эффективность государственного финансового контроля может рассматриваться, с одной стороны, как его влияние на эффективность использования государственных и муниципальных ресурсов, с другой как собственно эффективность осуществления контрольной деятельности. Для оценки результативности контрольной деятельности должны быть использованы методы статистического анализа (анализ индексов, регрессионный анализ и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовые  отношения весьма разнообразны. Объединив  в отдельные, относительно самостоятельные  группы (звенья), их можно представить  в виде конкретных сфер, а их совокупность — в виде системы.

Финансовая  система включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, что позволяет подразделить их на подсистемы:

1. Государственные финансы;

2. Муниципальные финансы;

3. Финансы домохозяйств и финансы организаций.

В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов.

Централизованные  финансы включают в себя государственные  и муниципальные финансы. Словосочетание «государственные и муниципальные финансы» отражает федеративное устройство РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень; уровень субъектов Федерации, местный уровень (органов местного самоуправления). На федеральном уровне и уровне субъектов Федерации управление осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации (в совокупности они составляют единую систему органов государственной власти). На местном уровне управление осуществляет население непосредственно (путем референдумов, выборов) и через выборные органы местного самоуправления (решают вопросы местного значения и не входят в систему органов государственной власти). Каждый уровень управления предполагает наличие полномочий в финансовой сфере и наличие собственной финансовой базы.

Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших  элементов развития и формирования финансового рынка в России. Основными направлениями государственного регулирования являются:

  • политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
  • налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
  • участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
  • законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

Финансовые  рынки являются ключевым компонентом  национальной экономики. Эффективно действующие финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами экономики и, в конечном итоге, содействовать снижению темпов инфляции и экономическому росту.

Проводимая  бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным посланием Президента Российской Федерации.

При формировании и реализации бюджетной политики Правительству Российской Федерации следует предпринять действия по следующим направлениям:

  • обеспечение сбалансированности бюджетной системы российской федерации в долгосрочном периоде.
  • должна быть продолжена политика аккумулирования «конъюнктурных» доходов бюджета в стабилизационном фонде.
  • повышение результативности бюджетных расходов.
  • повышение роли среднесрочного финансового планирования.
  • дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.
  • обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.
  • совершенствование управления государственной собственностью.
  • неукоснительное соблюдение законодательно определенных сроков установления регулируемых тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий, а именно - до внесения проектов бюджетов в законодательные органы.
  • реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

В целом можно сказать, что российские коммерческие банки не достигли еще  уровня проведения активных операций зарубежными банками, но чтобы повысить уровень использования активных операций коммерческих банков России можно использовать опыт зарубежных стран, но при этом извлекать из него только самое позитивное, то, что применимо к нашим условиям.

Банковская  система как один из необходимых  и важных секторов развития любой рыночной экономики в России показала свою жизнеспособность. Следует отметить, что банковский сектор России развивался в соответствии с требованиями реформирования экономической системы, и только жестокий кризис объявленной неплатежеспособности государства выбил его в значительной степени из колеи. Крупнейшие банки страны должны накапливать определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как «локомотивов» российской экономики. Необходимо повышать интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые, либо оригинальные и конкурентоспособные на мировом уровне производства.

В настоящее время реформы в  банковском секторе продолжаются. Стратегическими  целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики.

В последнее время благодаря деятельности Счетной палаты России внимание к проблемам совершенствования государственного финансового контроля усилено. Интересным начинанием явилось создание общественной организации - Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. В свою очередь, Минфин России предпринимает новые шаги по укреплению собственного контрольно-ревизионного аппарата. Однако наиболее актуальной проблемой остается принятие федерального закона о государственном финансовом контроле, без него функционирование контроля как эффективной системы невозможно.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 – 25 декабря. – № 237.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 ноября 2006 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. – 1998. – № 31. – Ст. 3823; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 45. – Ст. 4627.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 / Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ (в ред. от 2 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3825; 2007. – № 23. – Ст. 2691.
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 16 октября 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2006. – № 30. – Ст. 3296.
  5. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2005. – 687 с.
  6. Балабанов, А.И. Финансы / А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов. – СПб.: «Питер», 2009.
  7. Дадашев, А.З. Финансовая система России: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  8. Данилов В.В. Создание и развитие инвестиционного банка в России / В.В. Данилов. – М.: Перспектива, 2012.
  9. Дутуев М.К. Как обеспечить дополнительные поступления в бюджет / М.К. Дутуев // Российский налоговый курьер. – 2005. – № 19. – С. 15-19.
  10. Колтынюк Б. А. Ценные бумаги: Учебник/ Б. А. Колтынюк. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2010.
  11. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный). 2-ое изд. испр. и доп. / Руковод. авторск. колл. и ответств. редакт. д.ю.н., проф. О.Н.Садиков. - М.: Юрид.фирма КОНТРАКТ: Изд.группа ИНФРА.М - НОРМА, 2008.
  12. Миркин Я. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития / Я. М. Миркин. — М.: Альпина Паблишер, 2007.
  13. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. – М.: Аналитика – Пресс, 2009.
  14. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.В. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  15. Общая теория денег и кредита: Учебник /Под ред. Проф. У.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
  16. Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования / Б.Б. Рубцов. – М.: ИНФРА-М., 2009.
  17. Рынок ценных бумаг: Учебник /Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  18. Сабанти, Б.М. Теория финансов: Учебное пособие / Б.М. Сабанти. – 2-изд. – М.: Менеджер, 2009.
  19. Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. – М.: Российской экон. акад., 2009.
  20. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  21. Финансы: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2007.
  22. Чесноков А.С. Рынок ценных бумаг, фондовые биржи, брокерская и дилерская деятельность / А.С. Чесноков. – М.: МЕНАТЕП — ИНФОРМ, 2007.

Информация о работе Основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России