Основы и классификции контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Контроль – это функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры.
Управленческая деятельность эффективна лишь в тех случаях, если выполнение принятого решения своевременно контролируется с целью установления законности и эффективности проводимых мероприятий. Контроль способствует соблюдению договорной и исполнительской дисциплины, требует от работников высокого профессионализма и компетентности.

Содержание работы

1. ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ.

1) Сущность и значение контроля в управлении экономикой.

2) Классификация хозяйственного контроля.

3) Органы государственного финансового контроля.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

1. ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ.

 

1)   Сущность и значение  контроля в управлении экономикой.

 

2)   Классификация хозяйственного контроля.

 

3)    Органы государственного финансового контроля.

   Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ.

 

1.1.Сущность  и значение контроля в управлении  экономикой.

 

    Контроль – это функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры.

    Управленческая деятельность эффективна лишь в тех случаях, если выполнение принятого решения своевременно контролируется с целью установления законности и эффективности проводимых мероприятий. Контроль способствует соблюдению договорной и исполнительской дисциплины, требует от работников высокого профессионализма и компетентности.

    Контроль может осуществляться на разных уровнях:

  1. на уровне должностного лица;
  2. на уровне отдельного подразделения;
  3. на уровне предприятия;
  4. на уровне отрасли;
  5. на уровне региона;
  6. на уровне страны.

    Цель контроля – это объективное изучение положения дел в определенных отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно сказывающихся

факторов.

    Экономический или хозяйственный контроль означает распространение контрольной функции на область хозяйственных вопросов, в сферу экономики.

    Экономический контроль – это проверка исполнения тех или иных

хозяйственных решений  с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности.

    Экономический контроль выполняет следующие функции: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную.

    Информационная функция заключается в том, что информация, полученная

в результате экономического контроля, является основанием для  принятия

соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.

    Профилактическая функция заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и

способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.

    Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования

ответственно выполнять  свои обязательства. Организации должны обеспечить

рациональное и целевое  использование всех своих средств  и ресурсов, то есть

мобилизовать все имеющиеся  у нее ресурсы для достижения поставленной цели

и эффективного ведения  производства.

    Воспитательная функция контроля воспитывает у работников организации потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения

своих обязанностей.

    Перед контролем стоят следующие основные задачи:

1. Укрепление законности  и правопорядка, государственной  и договорной 

дисциплины.

2. Обеспечение сохранности  принадлежащего организации имущества, 

денежных средств и  т.д.

3. Достижение целевого, экономного и рационального 

использования всех средств, находящихся в распоряжении организации.

4.Выявление и использование  резервов роста и повышения  эффективности 

производства.

5.Выявление путей совершенствования  работы субъектов хозяйствования.

 

1.2.Классификация  хозяйственного контроля.

 

    Контроль можно классифицировать по различным признакам.

    1. По видам контроль делится на государственный контроль, аудит и общес-твенный контроль.

    Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и

управления и административные органы.

    Аудит – независимый контроль за деятельностью организаций,

осуществляемый аудиторами предпринимателями или аудиторскими фирмами.

    Общественный контроль осуществляется общественными организациями.

    2. По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на ве-домственный и вневедомственный контроль.

    Ведомственный контроль за деятельностью организаций осуществляется

вышестоящим органом  по принципу административной подчиненности.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных

функций независимо от ведомственной  подчиненности проверяемых организаций.

    3. По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют

правовой, экономический  и производственно-технический контроль.

    Правовой контроль осуществляется в сфере государственного управления и

обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всеми организациями и

должностными лицами, его осуществляют в основном органы прокуратуры и 

суды.

    Экономический контроль производится в сфере управления экономикой и

включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический

контроль.

    Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производ-ственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

    4. По времени осуществления контроль подразделяют на предварительный,

текущий и последующий контроль.

    Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих

решений до начала совершения хозяйственных  операций. Целью его является

предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного

использования хозяйственных средств  и принятия необоснованных решений.

    Это наиболее эффективный вид контроля, так как он имеет предупредительный

характер. Объектами такого контроля являются: проектно сметная

документация, договоры, сметы, документы, отражающие поступление и 

движение товарно-материальных ценностей, денежных средств.

Предварительный контроль осуществляют органы государственного управления,

Министерство финансов при рассмотрении смет, штатов, фондов заработной платы, ставок и т.п., банки, главные бухгалтера.

    Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Его цель –

оперативное выявление и своевременное  пресечение нарушений и отклонений

при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.

   Объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие хозяйственные операции.

    Текущий контроль проводят работники учета и другие должностные лица, зани-мающиеся проверкой не только количества, но и качества работы.     Эффективным является сочетание текущего контроля с предварительным, так как оно способствует предупреждению непроизводительных потерь и своевременному устранению тех или иных недостатков и нарушений, установленных в ходе кон-троля.

    Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных опе-раций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля – установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов.

    Объектами последующего контроля являются первичные документы,

отражающие совершенные  хозяйственные операции, регистры бухгалтерского

учета и отчетности. Его  проводят обычно вышестоящие организации и

контрольно-ревизионные органы государства.

    5. По источникам проверки выделяют документальный ифактический контроль.

    Документальный контроль заключается в проверке первичных документов,

бухгалтерских и оперативных  регистров, статистической, бухгалтерской, оператив-ной отчетности. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хо-зяйственных операций.

    Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение достоверности контрольных данных. Объектами фактического контроля являются: товарноматериальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.

    6. По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тема-тическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование (следствие) и хозяйственный спор.

    Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку производ-ственно-финансовой и коммерческой деятельности организаций за определенный период времени.

    Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии кон-тролируемого объекта.

    Аудит – это независимая проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности.    Цель аудита – проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателей финансовой отчетности организации.

    Аудит проводится аудиторскими организациями или аудиторами предпринима-телями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

    Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тема-тике (проверка сохранности средств организации, обеспечение сохранности и ис-пользования оборудования и т.д.).

    Цель тематической проверки – получение данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не используемых в организации резервов.

Данный способ контроля часто используется при наличии  сигналов о тех или иных недостатках в хозяйственной деятельности организаций и отдельных должностных лиц либо при необходимости специального изучения отдельных вопросов этой деятельности.

    Экономический анализ – это способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Таким образом, анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

    Обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

    Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотребле-ниями, и определения размера причиненного ими материального ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц. На предприятии может проводиться служебное расследование, представляющее собой проверку соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также нормативных актов, регули-рующих хозяйственную деятельность. Оно проводится в случаях установления не-достач, хищений, порчи материальных ценностей.

    Хозяйственный спор – это способ установления соблюдения законности и обес-печения, законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях. Такие споры разрешаются в арбитражных судах.

 

1.3.Органы государственного финансового контроля.

 

    Государственный финансовый контроль в Российской Федерации призван обес-печить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики в целях защиты ее финансовых интересов. Его осуществляют государственные и административные органы. При осуществлении своих функций органы государ-ственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки,полу-чать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при прове-дении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям других объектов контроля.

    К основным задачам государственного финансового контроля относятся:

1) контроль за образованием  и использованием государственных  средств РФ и ее субъектов; 

2) контроль за деятельностью  органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

3) проверка законности  и правильности распределения финансовых средств госу-дарства и ведения бухгалтерского учета;

4) проверка эффективности  и экономности расходования государственных  средств; 

5) проверка правильности расчета и уплаты налогов.

    Объектами государственного финансового контроля являются:

Информация о работе Основы и классификции контроля