Основы кредитной политики коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Современный коммерческий банк представляет собой универсальную кредитную организацию, предоставляющую клиентам огромный спектр услуг. В начале своего возникновения и развития коммерческие банки выполняли лишь традиционные для кредитной организации операции: привлечение депозитов, предоставление кредитов и осуществление расчетов. Но в настоящее время в условиях жесткой конкуренции банков и небанковских кредитных учреждений, коммерческий банк вынужден расширять диапазон выполняемых операций с целью получения достаточной для нормального функционирования прибыли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Принципы организации кредитования…………………………..4
1.1 Сущность кредита и принципы кредитования……………………….4
1.2. Классификация кредитных операций………………………………...6
1.3. Классификация объектов кредитования……………………………..7
1.4.Классификация субъектов кредитования……………………………..9
Глава 2. Кредитная политика коммерческого банка
2.1. Определение цели кредитной политики…………………………....15
2.2. Механизм реализации кредитной политики……………………….18
2.3. Контроль за кредитной политикой банка………………………..…23
Заключение…………………………..……………………………………25
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая ОДКБ.doc

— 284.93 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Механизм реализации кредитной политики

 

Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику (наряду и в согласии с его политиками применительно ко всем другим направлениям деятельности -- депозитной, процентной, тарифной, технической, кадровой, по отношению к клиентуре, к конкурентам и т.д.), а также предусмотреть способы и средства ее воплощения в реальную практику.

Формулирование политики банка составляет один из этапов планирования его деятельности. Имеется в виду тот этап, на котором ранее определенные укрупненные качественные (в основном) целевые ориентиры деятельности банка применительно к разным объектам банковского управления должны получить уточненное качественное и количественное выражение на конкретный плановый период и стать конкретными планами (программами) деятельности банка в целом и/или отдельных его подразделений.

Указанные цели (измеренные, получившие по возможности точные количественные характеристики) должны: быть конкретными, реальными (достижимыми) и взаимно поддерживающими; быть увязаны с имеющимися возможностями и подкреплены ресурсами и конкретными практическими мероприятиями; включать определение типов и степеней допустимых рисков; содержать описание ожидаемых результатов. Применительно к кредитной политике эти общие положения означают следующее.

Определить и утвердить свою кредитную политику -- значит сформулировать и закрепить в необходимых внутренних документах позицию руководства банка как минимум по следующим вопросам:

- приоритеты банка на кредитном рынке, имея в виду под этим предпочтительные для данного банка: объекты кредитования (отрасли, виды производств или иного бизнеса); категории заемщиков (органы власти, государственные и негосударственные предприятия и организации, частные лица); характер отношений с заемщиками (курс на долгосрочные и партнерские отношения либо на разовые кредитные сделки, сочетание кредитования с другими видами банковского обслуживания, мера откровенности и доверия с обеих сторон); виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов; схемы обслуживания кредитов; формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

- цели кредитования: ожидаемый уровень рентабельности кредитов; иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.

Для принятия банком обоснованных решений по указанному кругу вопросов важное значение имеют четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период (т.е. хорошая постановка планирования в целом), адекватный анализ кредитного рынка (т.е. хорошая работа маркетинговой службы), ясность перспектив развития ресурсной базы банка, верная оценка качества кредитного портфеля, учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.

В соответствии с п. 2.3 Положения ЦБ РФ № 254 уполномоченный орган (органы) банка принимает внутренние документы банка по вопросам классификации кредитов (ссуд) и формирования соответствующих резервов, которые должны соответствовать требованиям этого Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики и/или методов ее реализации. В указанных внутренних документах банк отражает, в частности10:

1) систему оценки кредитных рисков, позволяющую классифицировать кредиты (ссуды) по категориям качества, в том-числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества кредитов и формирования резерва, чем это предусмотрено в Положении;

2) порядок оценки ссуд, в том числе критерии их оценки, порядок документального оформления и подтверждения такой оценки;

3) процедуры принятия и исполнения решений о формировании резерва;

4) процедуры принятия и исполнения решений о списании с баланса нереальных для взыскания ссуд;

5) описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников банка, участвующих в проведении указанной оценки;

6) порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;

7) порядок и периодичность определения стоимости залога;

8) порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;

9) порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;

10) порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва.

При этом банк должен публично раскрывать информацию о своей кредитной политике в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Роль кредитной политики коротко может быть выражена в следующих тезисах11:

- отсутствие у банка собственной кредитной политики или наличие слабой (плохо продуманной, необоснованной) политики, или ее формальное наличие означают отсутствие в нем планирования кредитного процесса и, следовательно, полноценного управления этим важнейшим направлением деятельности, что обрекает банк на безусловный неуспех, особенно в средне- и долгосрочной перспективе;

- качественная кредитная политика банка, если ее положения реально используются, хотя и не гарантирует безусловного успеха, однако способствует осмысленной координации его усилий на кредитном рынке, обеспечивает деятельность подразделений, участвующих в кредитном процессе, необходимым «стержнем» и продуманными технологиями, значительно уменьшает риск принятия неверных управленческих решений, дает руководству банка важный критерий оценки качества управления кредитным подразделением и постановки кредитного процесса в банке в целом.

Роль кредитной политики следует понимать как совокупность ее функций, т.е. ожиданий, обоснованно связываемых с ее разработкой и применением. Поэтому можно считать, что функцией кредитной политики банка в общем плане является оптимизация кредитного процесса, имея в виду, что цели и приоритеты развития (совершенствования) кредитования, определенные банком, и составляют его кредитную политику.

Все положения кредитной политики должны быть подкреплены практическими мерами, которые в совокупности представляют собой механизмы реализации кредитной политики. Все меры, призванные реализовать намеченную кредитную политику в предполагаемых обстоятельствах (необходимые и/или возможные действия, которые предстоит совершать), также должны быть рассмотрены и одобрены руководством банка, а соответствующие решения оформлены в виде внутренних документов.

В принципиальном плане среди таких мер должны или могут присутствовать такие, которые дадут возможность: определить необходимые объемы и доступные (в том числе по фактору цены) источники пополнения кредитных ресурсов, расширять ресурсную базу; установить и при необходимости пересматривать значения приемлемых рисков и лимиты кредитования (по отраслям, видам производств, категориям заемщиков, на одного заемщика и т.д.), необходимого уровня ликвидности; разнообразить свои кредитные услуги и повышать их качество, расширять клиентуру заемщиков (если кредитная политика включает в себя такие цели); лучше проверять кредитоспособность заемщиков, добиваться повышения уровня возвратности выданных кредитов; своевременно и в необходимом объеме формировать резервы на покрытие возможных убытков от кредитной деятельности; совершенствовать организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение кредитного процесса и т.д.

Особый блок механизмов реализации кредитной политики составляет обязательный для каждого банка комплект инструктивных и методических материалов, регламентирующих все аспекты организации его работы на кредитном рынке. Помимо норм законодательства и официальных документов Банка России в этот комплект необходимо включать12:

1) решения руководящих органов банка, относящиеся к деятельности кредитного подразделения (утвержденная кредитная политика банка на текущий период; положения о порядке разработки и утверждения кредитной политики банка и руководства по проведению кредитных операций; другие документы);

2) положение о кредитном подразделении;

3) должностные инструкции сотрудников подразделения;

4) руководство по проведению кредитных операций.

Такое руководство -- документ достаточно сложный, комплексный. В наиболее желаемом варианте он может включать в себя следующие элементы (их можно понимать или как части единого документа, или как самостоятельные документы):

1) описание полномочий кредитных работников банка;

2) порядок рассмотрения кредитных заявок потенциальных заемщиков и разрешения кредита;

3) инструкцию по организации кредитования;

4) порядок взаимодействия подразделений, участвующих в кредитном процессе;

5) методические указания по анализу: кредитоспособности клиентов; кредитного портфеля; выполнения кредитных договоров. Указания могут сопровождаться рекомендациями, если та или иная кредитная задача допускает разные варианты решения, и пояснениями, если есть опасность того, что какие-то пункты указаний могут быть истолкованы неоднозначно;

6) методики: расчета цены кредитов, определения цен предметов залога, расчета (начисления) процентов, расчета лимитов кредитования и проверки их соблюдения, проведения встреч-интервью с заемщиками, проверки организации (предприятия) заемщика с выездом на место, проверки кредитной истории заемщика, получения о нем дополнительной информации у третьих лиц, по другим вопросам;

7) инструкцию по ведению кредитной документации.

 

2.3. Контроль за кредитной политикой банка

 

Контроль за проводимой банком кредитной политикой и конкретными банковскими операциями, связанными с размещением ресурсов, осуществляется в рамках общей системы внутреннего контроля, действующей в банке. При этом, к числу основных контролирующих органов относятся внутренние подразделения (отдел оформления операций, управление бухгалтерского учета и отчетности, финансовое управление, служба внутреннего контроля), а также ревизионная комиссия банка13.

Отдел оформления операций осуществляет свои контрольные функции в ходе оформления сделок, проводимых казначейством и имеющим отношение к межбанковскому кредитованию, покупке и продаже векселей, проведению операций с ценными бумагами.

Управление бухгалтерского учета и отчетности осуществляет свои контрольные функции в ходе визирования соответствующих договоров, оформляемых на проводимые банковские операции, бухгалтерского отражения проводимых операций, подготовки соответствующей бухгалтерской отчетности, дающей представление об объемах и структуре активов банка на конкретную отчетную дату. Примером такой отчетности может служить форма № 125, подготавливая по состоянию на 1-е число каждого месяца и дающая представление об объемах и структуре активов банка во временном разрезе.

Cопоставление получаемых на основе этой формы результатов с аналогичными результатами за предыдущий период, а также своевременное информирование руководства банка о существенных изменениях в объемах и структуре активов банка позволяет принимать оперативные меры, направленные на выполнение общих задач, стоящих перед банком, гибко регулировать условия привлечения и размещения ресурсов.

Финансовое управление осуществляет контрольные функции за проводимой банком кредитной политикой в ходе подготовки ежедневной и еженедельной отчетной информации, представляемой руководству банка и содержащей, в частности, данные об объемах и структуре активов. Кроме того, финансовое управление осуществляет ежемесячный расчет основных банковских показателей, в том числе и показателей, дающих представление о среднемесячных объемах активов банка в конкретной разбивке. Динамика данных показателей позволяет судить о тенденциях в объемах и структуре активов, предпринимать, в случае необходимости, меры, направленные на решение возникающих проблем.

Служба внутреннего контроля осуществляет контрольные функции за проводимой банком кредитной политикой, а также за самими операциями, связанными с размещением ресурсов в ходе плановых и внеплановых проверок, осуществляемых по рассматриваемым направления деятельности банка.

Ревизионная комиссия банка, действуя в рамках своих полномочий, осуществляет оценку финансового состояния банка и, тем самым, косвенно касается вопросов кредитной политики, проводимой банком в отчетном периоде. Кроме того, в случае необходимости, ревизионная комиссия вправе проводить целевые сверхплановые проверки по конкретным направлениям деятельности банка, в том числе и по вопросам проводимой кредитной политики14.

Заключение

Деятельность российских коммерческих банков на кредитном рынке нуждается в качественном улучшении. Для этого должны способствовать прозрачность кредитного рынка,  точная оценка экономического потенциала,  снижение кредитных рисков и постоянное совершенствование технологии кредитования.

Кредитная система является неотъемлемой и важнейшей структурой рыночной экономики. Исторически сложилось так, что развитие банковской политики и товарного производства шло параллельно и тесно переплеталось. Мощная, хорошо отлаженная национальная банковская система  -  залог успешного развития российской экономики. С помощью кредитных операций основной поток финансовых ресурсов направляется в производственный сектор. Сегодня особое значение приобретает разработка кредитной политики каждым коммерческим банком,  так как в современных условиях перехода к рынку недостаточно следовать по одной концепции организации кредитных отношений. Каждый конкретный банк определяет свою собственную кредитную политику, принимая во внимание всю совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на работу данного банка.

Информация о работе Основы кредитной политики коммерческого банка