Особенности финансов ИП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Создавая собственный бизнес, предприниматели чаще всего стремятся к независимости, возможности проявить себя, к улучшению своего благосостояния и извлечению прибыли. Несмотря на некоторую эгоистичность подобных помыслов, именно за счет успешно развивающихся индивидуальных предпринимателей в свою очередь развивается и экономика России.

Содержание работы

Введение 2
1. Особенности формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей 4
2. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей 12
3. Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей 19
3.1 Традиционная система налогообложения 19
3.2 Упрощенная система налогообложения 21
3.3 Вмененная система налогообложения 24
3.4 Единый сельскохозяйственный налог 29
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Особенности финансов ИП.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). С момента вынесения решения суда о признании предпринимателя банкротом утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Законодательством установлена следующая очередность удовлетворения финансовых требований:

  • требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;
  • расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
  • задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
  • расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

По своим обязательствам индивидуальный предприниматель отвечает как физическое лицо всем своим имуществом, движимым и недвижимым, за исключением списка вещей, взыскание на которые по исполнительным документам не разрешается. К таким вещам относятся:

  • жилое помещение либо его часть, если для предпринимателя и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;
  • земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;
  • предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий должника, стоимость которого не превышает 100 минимальных размеров оплаты труда;
  • племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; корма, необходимые для их содержания, а также хозяйственные строения и сооружения;
  • семена, необходимые для очередного посева;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной величины прожиточного минимума гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности – шестикратной величины прожиточного минимума;
  • топливо, необходимое для приготовления пищи и отопления;
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью (если таковая есть) имущество;
  • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки.

 

 

2. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

 

Индивидуальная предпринимательская  деятельность традиционно ориентирована  на текущую прибыль, обязана быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности  в товарах, работах и услугах3. Они формируют своеобразную специфическую инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где деятельность индивидуальных предпринимателей может быть преобладающей формой организации труда, – прежде всего это обслуживание населения или аналогичных.

Для предпринимательства  в незначительных масштабах не нужны  большие финансовые накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала, т.е. высокой скорости движения финансовых потоков, т.к. их деятельность ориентирована в основном на потребителя в социально ориентированных сферах.

Индивидуальные предприниматели  не способны самостоятельно выступать  инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах, но в нашей отечественной экономике это весьма проблематично4. Получая конкретные и четко сформулированные задачи, индивидуальные предприниматели налаживают новые услуги, реже выпуск новой продукции. В сравнении с индивидуальными предприниматели, крупные компании, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов, т.к. имеют существенные финансовые ресурсы, как привлекаемые, так и собственные. Объединение усилий крупного мелкого бизнеса и деятельности индивидуальных предпринимателей в настоящее время скорей идея, чем реальная возможность. И связано это с реальным состоянием финансовых ресурсов и финансовых рисков индивидуальных предпринимателей.


Из сформированных финансовых ресурсов (начального капитала) индивидуальному предпринимателю необходимо создать производственные условия:

  • подготовить рабочее место (производственные площади). Как правило, эти площади берутся в аренду (значительно реже в собственности);
  • в подавляющем большинстве предприниматели приобретают и регистрируют в налоговых органах кассовые машины;
  • приобретают инвентарь, оборудование и другие, необходимые для работы предметы и материалы.

Пропорционально выполняемым услугам (выпускаемому, продаваемому товару) часть финансовых израсходованных ресурсов перераспределяется на себестоимость будущих расходов (финансовых затрат)5.

Если для выполнения работ индивидуальный предприниматель  не привлекает наемную рабочую силу, то вопрос оплаты решается достаточно очевидно.

Но в большинстве случаев, индивидуальный предприниматель привлекает наемных работников и это ведет к возникновению финансовых затрат на оплату труда.

В эти затраты входят:

  • расходы на оплату труда (в настоящее время ориентировочно до 10% от выручки);
  • обязательные отчисления в фонды пенсионного и социального страхования (в совокупности от расходов на оплату труда 26%).

Таким образом, на первичной  стадии работы предпринимателя, функционирует  часть финансов (начального капитала) предпринимателя.

Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.

Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства6 (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований).

Для реализации задачи государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей ФФПМП7:

  • предоставляет предпринимателям финансовую помощь на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
  • выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;
  • осуществляет долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
  • финансирует мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого бизнеса, по поддержке новых экономических структур, по защите прав потребителей;
  • финансирует проведение научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью предпринимателей;
  • проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи;
  • осуществляет контроль за использованием финансовых средств субъектами малого предпринимательства, выделяемых или получаемых ими при содействии фонда.

Для становления индивидуального бизнеса важное значение имеет проблема быстрого доступа к финансовым ресурсам в относительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств. Для решения этой задачи государство разработало программы по микрофинансированию8 (выделению бюджетных средств в малых суммах на целевое использование на безвозвратной основе) и микрокредитованию (предоставлению бюджетных кредитов целевого назначения в малых размерах на возмездной и возвратной основах), причем микрокредитование используется более широко, чем микрофинансирование в силу специфики российской экономики.

Цель микрофинансирования  состоит в создании динамичной и  эффективной системы финансирования индивидуальных предпринимателей для  дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.

Микрофинансирование способствует решению следующих важнейших  задач9:

  • развитие и декриминализация мелкого бизнеса, поскольку легальное микрофинансирование приводит к снижению количества ростовщиков и приучает предпринимателей работать с прозрачными денежными потоками и банковской системой;
  • снижение остроты социальных проблем через борьбу с безработицей и бедностью, повышение материального благополучия социально незащищенных слоев населения;
  • содействие расширению банковской клиентской базы, так как по мере своего развития клиенты микрофинансовых организаций переходят на обслуживание в банки с уже сформированной кредитной историей;
  • содействие развитию взаимодействия между банками и небанковскими финансовыми организациями (кредитными кооперативами, фондами поддержки малого предпринимательства, иными МФО) на условиях взаимного экономического интереса и дополнения линейки финансовых продуктов каждого из институтов. Небанковские институты, как правило, при этом дополняют и расширяют банковское предложение, способствуют внедрению безналичных расчетов в малый бизнес, воспитанию клиентской дисциплины у индивидуальных предпринимателей;
  • содействие более полному развитию института бюро кредитных историй, поскольку базы кредитных бюро в этом случае дополняются информацией о клиентах, получающих финансовые услуги в небанковских организациях.

Выделение индивидуальным предпринимателям финансовых ресурсов по программе микрокредитования осуществляется на конкурсной основе путем предоставления займов региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства10 (ФПМП), реализующим программы микрокредитования (и микрофинансирования) в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Важно также отметить, что при получении микрокредита государство не требует от предпринимателя какого-либо залога, но кредитование осуществляется строго на конкурсной и целевой основе.

Чтобы обеспечить льготное банковское кредитование индивидуальных предпринимателей, применяется механизм компенсации части процентной ставки кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, когда компенсация полностью или частично покрывает недополученные кредитными организациями доходы при предоставлении ссуд предпринимателям.

Страхование индивидуальных предпринимателей осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства могут полностью или частично компенсировать страховым организациям недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

 

 

3. Особенности налогообложения  индивидуальных предпринимателей

 

Составной частью финансов индивидуальных предпринимателей являются налоги, которые претерпевают дальнейшее перераспределение на различных  уровнях государственного бюджета.

Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей с государством в основном связаны с уплатой административных сборов за регистрацию и лицензирование их деятельности, налогов и штрафных санкций за нарушение действующего законодательства.

Налоговым законодательством предусмотрены два подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей11:

  • общий порядок налогообложения (налог на доходы физических лиц на общих основаниях). «Традиционная система» - система налогообложения, которая установлена главой 23 части второй Налогового кодекса Российской;
  • специальные налоговые режимы. «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» система налогообложения, установленная главой 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; «Упрощенная система» - система налогообложения, установленная главой 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; «Вмененная система» - система налогообложения установленная главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

3.1 Традиционная система налогообложения

 

При использовании традиционной системы налогообложения в случае появления в течение года у физического лица, получающего доход от предпринимательской деятельности, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. В декларации указывается размер дохода полученного за первый месяц деятельности и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.

Информация о работе Особенности финансов ИП