Особенности финансовых систем развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов. Финансы неотъемлемая часть денежных ресурсов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Государственные финансы развитых стран – их состав и структура…………………………………………………………...4
2. Государственный бюджет развитых стран...…………………….8
3. Внебюджетные фонды развитых стран ………………………...27
Заключение……………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

4к.5Пот.Фик.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Основные правила функционирования финансовой системы Германии закреплены в Финансовой конституции ФРГ, которая является самым крупным разделом Основного закона страны. Этот документ регулирует отношения между федерацией, землями и общинами, гарантируя их устойчивость и предотвращая негативное воздействие политической конъюнктуры (например, в результате смены кабинетов). Главной целью финансовой конституции является достижение единого (и высокого) жизненного стандарта на территории всей страны, для чего государство перераспределяет ресурсы и предоставляет общественные блага в равной мере всем территориям. Под перераспределением понимают совокупность финансовых отношений между звеньями бюджетной системы. Другими словами, при перераспределении ресурсов происходит реализация “механизма финансового выравнивания”, который воплощает на практике идеи бюджетного федерализма.

В Германии существует два вида финансового выравнивания: вертикальное и горизонтальное.

При вертикальном выравнивании федеральный центр перераспределяет регионам часть своих финансовых ресурсов. Так, в 1999г. из федерального бюджета регионам было перечислено примерно 26 млрд. марок в виде субсидий. Около 6,4 млрд. марок в форме специальных выплат предоставлено городам-землям Берлину, Гамбургу и Бремену. Девять из 16 земель ( в том числе 5 западных) получают федеральные субсидии (ежегодно около 1,5 млрд. марок) в связи с непропорционально высокими расходами на политическое управление.

Горизонтальное выравнивание состоит в помощи более богатых земель (западных: Бавария, Баден-Вюртемберг) менее  богатым (восточным: Саксония) и базируется на двух показателях - финансовой силе и выравнивании. Первый показывает величину собираемых землями налогов, а в отдельных случаях корректируется с учетом их особых финансовых потребностей (например, необходимости содержать порты, которыми пользуются все земли). Второй показатель отражает соотношение доходов, получаемых землей, и численности ее населения (здесь также не обходится без корректировок, учитывающих, например, размеры городов, поскольку считается, что финансовые потребности жителей мегаполисов существенно выше и они играют важную роль в жизни жителей окрестностей). 
В результате горизонтального выравнивания даже в самой бедной земле уровень финансовой обеспеченности достигает 99,5% среднегерманского. Между тем наиболее сильные федеральные земли - Баден-Вюртемберг, Бавария и Гессен - выступили против такого перераспределения, так как оно не стимулирует эффективную экономическую политику. Федеральный конституционный суд вынес решение об отмене механизма горизонтального выравнивания к концу 2004г.

Важным звеном финансовой системы ФРГ являются специальные фонды. Главным из них является Фонд социального страхования, который объединяет большое количество автономных фондов, охватывающих различные виды страхования. Общей для всех фондов социального страхования является мобилизация доходов из трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и субсидий из федерального бюджета. Наибольший удельный вес имеют отчисления предпринимателей. Фонды социального страхования занимаются страхованием от несчастных случаев, на случай болезни, пенсионным страхованием рабочих и служащих, не работающих по найму. 
Система пенсионного обеспечения Германии построена на двух принципах финансового обеспечения граждан в старости: перераспределительном и накопительном. С 1990-х г. пенсионная система реформируется путем введения накопительной части. Чтобы не допустить бедности в старости, вводятся базисные (минимальные) пенсии, финансируемые из налоговых поступлений. Индексироваться в зависимости от динамики заработной платы пенсии не будет. Пенсионная реформа продлится до 2030г., она не носит революционного характера, но пенсионная система подвергается серьезной трансформации.

Страхование и выплаты  по безработице осуществляются федеральным  ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового  стажа, размеров последней заработной платы, возраста, наличия детей. Безработные, “снятые” со страхования по безработице, т.е. уже потерявшие право на пособие, получают выплату по безработице. Размер выплаты для безработных, имеющих детей, - 58%, для безработных без детей - 56% от прежних доходов.

 

    Финансовая система США

Современная система  государственных финансов США состоит  из:

  • Финансовой системы федерации;
  • Финансовых систем 50 штатов;
  • Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);
  • специальных фондов;

 

Рис. 3. Структура финансовой системы США

 

 

Каждое подразделение  государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую  политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.

Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября  и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным

Центральное место в  системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом. На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги.

 Согласно отчету, представленному  министерством финансов США в  11 октября 2007 г, дефицит бюджета  в 2007 финансовом году, который  закончился 30 сентября, сократился  на $85 млрд. по сравнению с прошлогодним  показателем и составил $163 млрд. Дефицит бюджета практически совпал c прогнозом Бюджетного управления Конгресса США, которое оценивало этот показатель в $161 млрд. Как сообщило министерство финансов США в своем отчете, сумма налоговых поступлений в 2007 финансовом году составила $2,568 трлн., а расходы бюджета достигли $2,731 трлн. В целом, дефицит бюджета по итогам года составил 1,2% ВВП страны. В прошлом финансовом году он был равен 1,9% ВВП.

В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам: из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.

Федеральный бюджет в  США по форме  представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Структура расходной и доходной частей федерального бюджета претерпевает ежегодные изменения.

В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

В большинстве штатов составление  бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

Основным источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления. В  состав расходов местных бюджетов более  половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием  государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений.

Важное место в системе государственных  финансов принадлежит специальным фондам США, которые функционируют обособленно как самостоятельные финансово – кредитные учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих селевое назначение. Доходы этих фондов формируются за счет налоговых и не налоговых поступлений, также за счет средств федерального бюджета.

Наиболее значительными являются фонды социального страхования. К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования  и обеспечения относятся страхование  по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья. Кроме того, существует страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. В дополнение к этому имеются весьма урезанные системы семейных пособий, которые частично финансируются федерацией, но находятся в ведении властей штатов и местных органов.

Право на получение пенсии по старости в США в полной сумме возникает  лишь у лиц, достигших 65 лет и имеющих  необходимый стаж страхования. Пособия по страхованию здоровья выплачиваются лицам по достижении 65 лет. Фонд пособий по безработице формируется за счет взносов предпринимателей (в размере незначительного процента к фонду заработной платы).

Также в США в зависимости  от целей использования выделяют следующие специальные фонды:

  • экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т. д. Средства этих фондов направляются на финансирование честных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь представляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов;
  • научно – исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований;
  • военно – политические фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные)  фонды федерального бюджета. Из них финансируют секретные крупномасштабные научно – технические проекты.
  • Прочие фонды

Таким образом, специальные фонды США имеют целевой характер и формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений и за счет средств федерального бюджета.

Президент Джордж Буш  направил 5 февраля 2007г в конгресс США проект федерального бюджета  на 2008 финансовый год (начинается 1 октября текущего года) в размере 2,9 трлн долларов.

Президент США Джордж Буш заявил что расходы американской администрации, предусмотренные бюджетом на 2008-й финансовый год, будут направлены на обеспечение обороны и войн в Ираке и Афганистане, внутренние расходы на необоронные цели будут ограничены.

Как сообщила газета "Вашингтон  пост", в проекте бюджета на  2008-й финансовый год администрация Дж. Буша предложила увеличить расходы на оборону на 10 процентов, то есть общий объем расходов на оборону достигнет 481 млрд долларов США. Кроме того, как сообщил официальный источник, Дж. Буш также стремится получить согласие Конгресса на выделение до конца 2008 года в общей сложности 245 млрд долларов на удовлетворение военных расходов в Ираке и Афганистане

Согласно прогнозам Административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома, благодаря  усилиям нынешней администрации  дефицит средств в государственной  казне будет последовательно  сокращаться в течение следующих  четырех лет, сообщает ИТАР-ТАСС. Предполагается, что к 2012 году он исчезнет полностью, и бюджет будет сверстан с профицитом в размере 61 млрд долларов. Добиться этого правительство собирается главным образом за счет поддержания стабильного экономического роста, уменьшения стоимости военной операции в Ираке и сокращения расходной части бюджета. 2006 год Соединенные Штаты закончили с дефицитом бюджета, равном 248 миллиардов долларов.

Информация о работе Особенности финансовых систем развитых стран