Особенности финансовых систем развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов. Финансы неотъемлемая часть денежных ресурсов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Государственные финансы развитых стран – их состав и структура…………………………………………………………...4
2. Государственный бюджет развитых стран...…………………….8
3. Внебюджетные фонды развитых стран ………………………...27
Заключение……………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

4к.5Пот.Фик.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

В проекте предусмотрены  расходы на оборону на 2008 год в  размере 481,4 миллиарда долларов, а  также дополнительные расходы на войну в Ираке и Афганистане в размере 93,4 миллиарда долларов в текущем году, 141,7 миллиарда долларов - в 2008 году и 50 миллиардов - в 2009 году. Согласно выкладкам Белого дома с учетом новых цифр, общие расходы США на войну в Ираке и Афганистане за период с 2003 по 2009 год составят 661,9 миллиарда долларов. Общие расходы на противоракетную оборону (ПРО) в проекте бюджета составляют 8,9 миллиарда долларов, из них 310 миллионов долларов выделяется на строительство базы ПРО в Европе.

Предложенный Бушем  проект оборонного бюджета на 2008 год  включает также увеличение численности  сухопутных сил США с нынешних 482 тысячи до 547 тысяч военнослужащих к 2012 году. Одновременно Буш включил в бюджет увеличение численности войск морской пехоты США с нынешних 175 тысяч до 202 тысяч к 2011 году, а также увеличение численности войск специального назначения дополнительно на 13 тысяч военнослужащих к 2013 году. Проект оборонного бюджета предусматривает также выделение 14,2 миллиарда на строительство новых военных судов, включая строительство первого атомного авианосца нового класса. Кроме того, Буш запросил у конгресса 135 миллионов долларов на программу оснащения баллистических ракет морского базирования "Трайдент" обычными (неядерными) боеголовками.

Между тем, как полагают специалисты Бюджетного управления конгресса США, планы исполнительной ветви власти, предполагающие сохранение в силе ранее введенных налоговых послаблений и после 2010 года, не приведут к ликвидации дефицита. Как утверждают эксперты законодательной ветви власти, такие замыслы способны увенчаться только тем, что к 2012 году дефицит бюджета будет составлять 146 миллиардов долларов. Однако, считают в конгрессе, отказ от сохранения после 2010 года налоговых послаблений дат возможность исполнить бюджет в 2012 году с профицитом в размере 170 миллиардов долларов, если сохранится экономический рост.

Также Буш запросил у  конгресса $951 миллион на создание нового пилотируемого космического корабля  Орион, на котором американские астронавты смогут совершить полет на Луну. При этом в запросе Буша предусмотрены  еще $1 миллиард 200 миллионов на создание ракеты-носителя Ares-1, которая будет выводить пилотируемый корабль Орион на орбиту.

Буш включил в проект бюджета $1,513 миллиарда на пропаганду и улучшение имиджа США за рубежом в 2008 году. Эти расходы призваны обеспечить для США "победу в войне идей" через "улучшение понимания миром Соединенных Штатов".

      Финансовая система Японии

Финансовая система  Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

 

Рис. 3. Финансовая система Японии

 

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы  бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

С сентября по декабрь  бюджетный департамент рассматривает  поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции  Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета  осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и  его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием  утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

Доходная часть бюджета  Японии состоит из налоговых и  неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать  каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

Налоги взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог  по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

У среднестатистического  японца может освобождаться от подоходного  налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

К косвенным налогам  также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

“Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран

Огромную часть  расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2055г., согласно правительственному прогнозу, лица старше 65 лет составят 40,5% населения. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

В Японии граждане старше 65 лет составляют 20,1% населения. Далее следуют Италия (19,7%) и Германия (18,8%). Старение Японии идет угрожающими  темпами: еще в 2000г. граждане старше 65 лет составляли чуть больше 17%. Тогда Япония занимала по этому показателю второе место, уступая Италии.

Пенсионная система  Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета  обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется  в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста. В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных  расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми  капиталистическими странами, достаточно низкий.

Военные расходы в  Японии не выходят за пределы 1% ВВП.

В апреле 2007 года Парламент  Японии одобрил проект бюджета страны на 2007-2008 финансовый год в размере 702 млрд. долл. (82,9 трлн иен), парламент подготовил почву для самого большого за всю историю страны сокращения новых займов. Проект бюджета, общий размер которого на 4% превышает объем бюджета текущего финансового года в размере 79,69 трлн иен (674,8 млрд долл.), был представлен администрацией японского премьер-министра Синдзо Абэ.

Согласно одобренному  проекту, выпуск новых правительственных облигаций в финансовом году планируется в размере 25,43 трлн иен (215,1 млрд долл.), что стало минимальным объемом с 1997-1998 финансового года, когда этот показатель составлял 18,5 трлн иен (156,6 млрд долл.), и на 15,2% ниже аналогичного показателя текущего финансового года. Ожидается, что объем налоговых поступлений в 2007-2008 финансовом году составит 53,47 трлн иен (452,8 млрд долл.). В проекте бюджета Японии увеличен объем затрат на оборонный сектор, в частности на противоракетную оборону, в связи с оценкой потенциальной угрозы для страны со стороны Серверной Кореи, однако сокращены затраты на экономическую помощь иностранным государствам и общественные сооружения.

В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений.

Закон о местных налогах  определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.

В Японии специальные  фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение  сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных  компаниях и паевых товариществах  государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный  акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%

В госсекторе экономики  Японии на местном уровне действует  около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

Среди главных функций  государственных предприятий отсутствует  функция участия в материальном производстве, занимающая важное место  в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы.

В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные  предприятия. Однако основное направление их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Информация о работе Особенности финансовых систем развитых стран