Особенности источников финансирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является проведение теоретических и практических исследований механизма формирования, размещения и использования источников финансирования предприятия.

Файлы: 1 файл

источники финан тек деять предп.docx

— 149.22 Кб (Скачать файл)

При учреждении акционерного общества все его акции должны быть размещены среди учредителей  и оплачены в течение срока, определенного  в уставе. Согласно российскому Федеральному закону «Об акционерных обществах» не менее 50% акций, распределенных при  учреждении общества, должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента  его государственной регистрации, а оставшиеся - в течение года, если иное не предусмотрено уставными документами. Неоплаченная часть уставного капитала отражается в активе баланса по статье «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал».

Уставный капитал нередко  состоит из двух частей: долевого капитала в виде привилегированных акций  и долевого капитала в виде обыкновенных акций. Чаще всего привилегированные  акции составляют незначительную часть  уставного капитала и с течением времени либо погашаются фирмой, либо конвертируются в обыкновенные акции.

Добавочный капитал - это  условное название источника финансирования, представленного самостоятельной  статьей в пассиве баланса. За этим источником фактически стоят владельцы  обыкновенных акций.

Резервный капитал - это источник финансирования, представленный самостоятельной  статьей в пассиве баланса, отражающей сформированные за счет чистой прибыли  резервы фирмы. В балансе резервный  капитал представлен двумя основными  статьями: резервами, образованными  в соответствии с законодательством, и резервами, образованными в  соответствии с учредительными документами. Первые создаются в обязательном порядке, вторые - на усмотрение руководства  фирмы.

Прибыль - этот источник принципиально  отличается от рассмотренных. Дело в том, что все вышеприведенные источники входят в группу так называемых нераспределяемых фондов и резервов, т.е. их нельзя использовать для начисления дивидендов, тогда как прибыль потенциально доступна для подобной операции. В балансе прибыль может отражаться разными способами; в частности, в рекомендованном Минфином России формате баланса прибыль представлена лишь в части кумулятивной нераспределенной прибыли; прибыль отчетного периода можно видеть лишь в отчете о прибылях и убытках.

Заемный капитал - это средства сторонних лиц), предоставленные  предприятию на долгосрочной основе. Это хотя и долгосрочный, но временный источник финансирования [8 - 328 с.].

Заемные средства представляют собой чужой капитал, который  хозяйствующий субъект может  приобрести у его собственника на определенное время. Эти ресурсы  отличаются от собственного капитала тем, что поступают во временное  пользование, как правило, за определенную плату и подлежат возврату в конкретные сроки [14 - 98 с.].

Условия их поступления и  возврата регламентируются соответствующим  договором, заключаемым между кредитором и заемщиком капитала. В договоре определяются его объем, форма предоставления, направления расходования средств, размер и способ установления материального  обеспечения, сроки возврата, цена заемных  средств и некоторые другие условия.

Краткосрочные источники  финансирования. Эти источники представлены в пассиве баланса в виде обязательств фирмы перед третьими лицами, которые  должны быть погашены в течение 12 мес. с момента составления отчетности. За этими источниками фактически стоят кредиторы, т.е. поставщики сырья, банки, государство, работники фирмы  и др.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные способы формирования  и наращивания источников финансирования

 

Самофинансирование. В данном случае речь идет о финансировании деятельности фирмы, за счет генерируемой ею прибыли. Собственники предприятия всегда имеют выбор между:

  • полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты;
  • реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным;
  • комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части — реинвестированная прибыль и дивиденды.

Именно последний вариант  является наиболее распространенным. Он позволяет найти компромисс между текущим и отложенным потреблениями, обеспечить наращивание объемов финансово-хозяйственной деятельности и др.

Самофинансирование —  наиболее очевидный способ мобилизации  дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Поэтому любое стратегическое направление  развития бизнеса с неизбежностью  предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.

Финансирование через  механизмы рынка капитала. Достаточно очевидно, что никакое предприятие  не ограничивается самофинансированием. Дело в том, что жить в долг выгодно; правда, в том случае, если этот долг обоснован. Поэтому предприятие  прибегает к привлечению средств  из других источников. Наиболее значимый источник — рынки капитала. Существуют два основных варианта мобилизации  ресурсов на рынке капитала: долевое  и долговое финансирование.

В первом случае компания выходит  на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи  акций либо путем увеличения числа  собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников.

Во втором случае компания выпускает и продает на рынке  срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации  данного облигационного займа. По сравнению  с самофинансированием рынок  капитала как источник обоснованного  финансирования конкретной компании практически  «бездонен». Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить  инвестиционные запросы в достаточно больших объемах. Однако подобное развитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации дополнительных источников финансирования. Функционирование рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регулируются как государственными органами, так  и собственно рыночными механизмами.

Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна  ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму — сложность  в реализации и недоступность  для многих представителей малого и  среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным. Получение банковского кредита, в принципе, не связано с размерами  производства заемщика, устойчивостью  генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, как  это учитывается при мобилизации  средств на финансовых рынках; объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита  может быть сделано в кратчайшие сроки и т. п. Главная проблема заключается в том, как убедить  банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях. Для нормального функционирования экономики крайне необходимо развитие сети инвестиционных банков. Неудовлетворительное текущее положение с инвестиционным климатом в России, проявляющееся, в том числе и в отсутствии инвестиционных банков, отчасти объясняет достаточно узкий спектр операций, выполняемых отечественными банками и сводящихся в основном к обслуживанию текущих платежей своих клиентов.

Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств  из бюджетов различного уровня. Привлекательность  этой формы финансирования состоит  в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется.

Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Поскольку  в ходе осуществления хозяйственных  связей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование. Величина средств, «омертвленных» в  расчетах, в значительной степени  зависит от многих факторов, в том  числе и разветвленности и  гибкости банковской системы. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость. В условиях централизованно планируемой экономики имеет место абсолютная доминанта двух последних элементов приведенной системы — бюджетного финансирования и взаимного, финансирования предприятий; в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассматриваются как основные способы наращивания экономического потенциала хозяйствующих субъектов.

Прибыль — наиболее дешевый  и быстро мобилизуемый источник, однако, во-первых, его объемы ограниченны  и, во-вторых, существуют некоторые  обязательные и (или) весьма желательные  направления использования текущей  прибыли. Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, подготовка и проведение эмиссии — довольно продолжительны во времени; поэтому к данному источнику прибегают лишь после тщательной подготовки и в случае необходимости мобилизации крупного капитала, необходимого для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение.

Любая фирма проходит несколько  стадий в своем развитии. Чаще всего  она начинается как частная непубличная  организация- несколько физических или юридических лиц создают фирму, вкладывая в ее уставный капитал собственные средства.

Если намерения собственников  серьезны, а выбранное направление  бизнеса перспективно, генерируемая фирмой прибыль не используется собственниками в целях потребления, а реинвестируется  в целях расширения масштабов  деятельности.

Для реализации здоровых амбиций  и обеспечения темпов наращения  бизнеса одной прибыли, как правило, не хватает, а потому приходится изыскивать дополнительные источники финансирования.

Поначалу таковыми являются банковские кредиты, однако их безмерное  наращивание невозможно в принципе - происходит сдвиг в структуре  источников в сторону повышения  доли заёмного капитала, т.е. финансовый риск фирмы начинает возрастать, её резервный заемный потенциал  снижаться, а потому привлечение  очередной порции заемного финансирования становится либо слишком дорогим, либо вовсе невозможным.

Остается единственный вариант  наращивания капитала - дополнительные взносы фактических собственников  и расширение круга собственников. Это сопровождается организационно-правовыми  изменениями фирмы, последней стадией  которых становится ее трансформация  в публичную. Происходит это в результате первоначального публичного размещения акций фирмы на рынке капитала.

Наиболее распространенными  методами эмиссии являются:

  • публичное предложение, т.е. размещение акций через брокеров или инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам;
  • тендерная продажа (один или несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);
  • продажа непосредственно инвесторам по подписке (осуществляется самим эмитентом без привлечения инвестиционного института);
  • метод целевого размещения (реализуется при небольших выпусках акций, сопровождается меньшими расходами).

В развитой рыночной экономике  основным способом долгосрочного привлечения  средств сторонних лиц является выпуск облигационных займов. Это рисковая операция как для эмитента, так и для потенциальных кредиторов. Поэтому условия и особенности эмиссии и обращения облигаций регулируются законодательством [8 - 330 с.].

Следует заметить, что любое  масштабное наращение собственного и заемного капиталов, т.е. эмиссия  долевых и долговых ценных бумаг, обладает так называемым сигнальным эффектом, смысл которого заключается  в том, что заявление о проведении подобной акции является сигналом фактическим  и потенциальным инвесторам, а  также кредиторам фирмы обратить внимание на нее и постараться  понять ее подоплеку и возможные  последствия.

Этот эффект может быть как позитивным, так и негативным, что находит отражение в ценах  на обращающиеся и вновь эмитируемые  ценные бумаги. Вот почему любая эмиссия тщательно готовится и сопровождается соответствующей рекламной и разъяснительной компанией.

Долгосрочное финансирование имеет значимость с позиции стратегии  развития организации. Что касается повседневной её деятельности, то ее успешность в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.

В теории финансового менеджмента  принято выделять стратегии финансирования оборотных активов в зависимости  от выбора источников покрытия варьирующей  их части, т.е. относительной величины чистого оборотного капитала.

Информация о работе Особенности источников финансирования предприятия