Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:15, реферат
Значение образования в условиях развития российского общества.
Вопросы образования в любом государстве являются приоритетными вопросами. Так как, получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации. От того, как налажена система финансирования образовательных учреждений зависит многое, в том числе, качество образовательного процесса, образованность общества, его конкурентно и работа способность.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Вопросы образования в любом
На современном этапе социально-
Значение образования, как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Ведь человеческий фактор всегда является одним из ведущих факторов развития общества и государства.
Человеческий капитал в широком определение
– это интенсивный
В настоящее время на уровне образовательного учреждения планирование расходов реализуется по принципу нормативно подушевого финансирования.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме субвенции долю, направляемую на заработную плату работников образовательного учреждения (с учетом надбавок и доплат к должностным окладам) и направляемую на материально- техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Рассмотрим методологию системы оплаты труда для работников, среднего общеобразовательного учреждения, которая устанавливает:
Объем фонда оплаты труда образовательного учреждения рассчитывается по формуле:
ФОТ = (?Ni x Уi) х П х Д, где
ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;
i -ступень общего образования в образовательном учреждении;
Ni - норматив по i ступени общего образования в образовательном учреждении;
Уi - среднегодовое количество обучающихся в образовательном учреждении по i ступени общего образования в образовательном учреждении;
П - поправочный коэффициент;
Д - доля фонда оплаты труда, определенная в нормативе.
Объем отчислений в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений (ФОТцст) рассчитывается по формуле:
ФОТцст = ФОТ х ц, где:
ФОТ фонд оплаты труда образовательного учреждения;
ц - доля ФОТ образовательного учреждения в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления, но не более 5 процентов.
Формирование централизованного фонда
Фонд оплаты труда образовательного учреждения, за исключением отчислений в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений, состоит из базовой части и стимулирующей части. Доля стимулирующей части составляет не менее 22%, но не более 40 процентов от фонда оплаты труда образовательного учреждения.
Базовая часть фонда оплаты труда
(ФОТб) обеспечивает гарантированную
заработную плату административно-
ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп + ФОТмоп, где:
ФОТауп - базовая часть фонда оплаты труда для ад м и н истратив но- управленческого персонала;
ФОТпп - базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
ФОТувп - базовая часть фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;
ФОТмоп - базовая часть фонда оплаты груда для младшего обслуживающего персонала.
Руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда.
Объем базовой части фонда оплаты труда педагогического персонала (ФОТпп) рассчитывается по формуле:
ФОТпп = ФОТб х пп, где
ФОТб - базовая часть фонда оплаты груда;
пп - доля базовой части ФОТпп, устанавливаемая образовательным учреждением самостоятельно, в размере:
Базовая часть фонда оплаты труда для
педагогического персонала, непосредственно
осуществляющего учебный
Объем специальной часги рассчитывается по формуле:
ФОТс = ФОТпп х с. где
с - доля специальной части ФОТпп в размере, устанавливаемом образовательным учреждением самостоятельно, но не менее 30 процентов.
Объем общей части рассчитывается но формуле:
ФОТо = ФОТпп - ФОТс
Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает
оплату труда педагогического
Общая часть фонда оплаты труда педагогического
персонала, непосредственно
Объем ФОТнз рассчитывается по формуле:
ФОТнз = ФОТо х нз, где:
нз - доля ФОТо в размере, устанавливаемом образовательным учреждением самостоятельно, не более 15 процентов. Порядок расчета оплаты неаудиторной занятоеги педагогических работников устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.
Объем ФОТаз рассчи тывается по формуле:
ФОТаз = ФОТо - ФОТнз
Специальная часть фонда оплаты
труда педагогического персонала, непосредственно
Оклад педагогического работника,
непосредственно осуществляющего учебный
Оп = Стп х У х Чаз х К х А + Днз, где:
Оп - оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
Стп - расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);
У - количес тво обучающихся по предмету в каждом классе;
Чаз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе:
К - повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;
А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;
Днз -оплата за неаудиторную
Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.
В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.) бюджетные средства в основном составляют около 80% общего объема финансирования. Недостаток бюджетного финансирования большинство стран покрывают за счет внебюджетных средств. Получение этих средств осуществляется по двум следующим направлениям:
В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование остаются средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.
Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств на финансирование своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы , в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а так же добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательных учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
Привлечение внебюджетных источников финансирования в общеобразовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании»1 можно выделить федеральный закон «О некоммерческих организациях»2 и ряд других.