Особенности планирования и финансирования расходов образовательных учреждений в России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:15, реферат

Описание работы

Значение образования в условиях развития российского общества.

Вопросы образования в любом государстве являются приоритетными вопросами. Так как, получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации. От того, как налажена система финансирования образовательных учреждений зависит многое, в том числе, качество образовательного процесса, образованность общества, его конкурентно и работа способность.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

    1. Значение  образования в  условиях развития  российского общества.

 

Вопросы образования в любом государстве  являются приоритетными вопросами. Так как, получение образования  является одним из важнейших конституционных  прав граждан Российской Федерации. От того, как налажена система финансирования образовательных учреждений зависит  многое, в том числе, качество образовательного процесса, образованность общества, его  конкурентно и работа способность.       

На  современном этапе социально-экономического развития существенно возрастает роль образования, которая определяется задачами становления в России демократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостью быть в русле  мировых тенденций развития. Поэтому  возникает необходимость модернизации всех сторон структуры образования  и всех сфер образовательной деятельности. В нашей стране проводиться всесторонняя модернизация, осовременивание образования с выделением требуемых, для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Значение  образования, как  важнейшего фактора  формирования нового качества экономики  и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Ведь человеческий фактор всегда является одним из ведущих факторов развития общества и государства.

Человеческий капитал в широком определение  – это интенсивный производительный фактор развития, экономики, общества и семьи, включающий образовательную  часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого  труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное  и рациональное функционирование человеческого  капитала, как производительного  фактора развития. Человеческий капитал  – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Следовательно, развитие общего образования – это многосторонний процесс, в развитии которого ведущую роль играет государство, общество, а так же отдельный человек. Пока Россия будет сильна своими природными и человеческими ресурсами, культурными, научными образовательными и оборонным потенциалом, она будет иметь влияние и достойное положение в мировом сообществе.

 

    1. Планирование расходов  образовательных  учреждений, бюджетирование  ориентированное  на результат,  составление докладов  об основных направлениях  деятельности.

 

В настоящее время на уровне образовательного учреждения планирование расходов реализуется  по принципу нормативно подушевого финансирования.       

Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме субвенции долю, направляемую на заработную плату работников образовательного учреждения (с учетом надбавок и доплат к должностным окладам) и направляемую на материально- техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.       

Рассмотрим  методологию системы оплаты труда  для работников, среднего общеобразовательного учреждения, которая устанавливает:

 

  1. Порядок формирования фонда оплаты труда образовательного учреждения;

 

       Объем фонда оплаты труда образовательного учреждения рассчитывается по формуле:        

ФОТ = (?Ni x Уi) х П х Д, где        

ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;       

i -ступень общего образования в образовательном учреждении;       

Ni - норматив по i ступени общего образования в образовательном учреждении;        

Уi - среднегодовое количество обучающихся в образовательном учреждении по i ступени общего образования в образовательном учреждении;       

П - поправочный коэффициент;        

Д - доля фонда оплаты труда, определенная в нормативе.

 

  1. Порядок формирования централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений;

 

       Объем отчислений в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных  учреждений (ФОТцст) рассчитывается по формуле:        

ФОТцст = ФОТ х ц, где:       

ФОТ фонд оплаты труда образовательного учреждения;       

ц - доля ФОТ образовательного учреждения в размере, устанавливаемом органом  местного самоуправления, но не более 5 процентов.       

Формирование  централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных  учреждений осуществляется органом  местного самоуправления (учредителем  образовательного учреждения) за счет отчислений из фонда оплаты труда образовательного учреждения (до 5% фонда оплаты труда)

 

  1. Порядок распределения фонда оплаты труда образовательного учреждения;

 

       Фонд  оплаты труда образовательного учреждения, за исключением отчислений в централизованный фонд стимулирования руководителей  образовательных учреждений, состоит  из базовой части и стимулирующей  части. Доля стимулирующей части  составляет не менее 22%, но не более 40 процентов  от фонда оплаты труда образовательного учреждения.        

Базовая часть фонда оплаты труда (ФОТб) обеспечивает гарантированную заработную плату административно-управленческого персонала (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения и складывается из:       

ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп + ФОТмоп, где:       

ФОТауп - базовая часть фонда оплаты труда для ад м и н истратив но- управленческого персонала;       

ФОТпп - базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;       

ФОТувп - базовая часть фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;       

ФОТмоп - базовая часть фонда оплаты груда для младшего обслуживающего персонала.       

Руководитель  образовательного учреждения формирует  и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части  фонда оплаты труда.       

Объем базовой части фонда оплаты труда  педагогического персонала (ФОТпп) рассчитывается по формуле:       

ФОТпп = ФОТб х пп, где       

ФОТб - базовая часть фонда оплаты груда;       

пп - доля базовой части ФОТпп, устанавливаемая образовательным учреждением самостоятельно, в размере:

  • не менее 70 процентов для общеобразовательных школ;
  • не менее 40 процентов для иных образовательных учреждений.

 

       Базовая часть фонда оплаты труда для  педагогического персонала, непосредственно  осуществляющего учебный процесс  (ФОТпп), состоит из общей части (ФОТо) и специальной части (ФОТс).       

Объем специальной часги рассчитывается по формуле:       

ФОТс = ФОТпп х с. где       

с - доля специальной части ФОТпп в размере, устанавливаемом образовательным учреждением самостоятельно, но не менее 30 процентов.       

Объем общей части рассчитывается но формуле:       

ФОТо = ФОТпп - ФОТс       

Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает оплату труда педагогического работника  исходя нз количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а также часов неаудиторной занятости.       

Общая часть фонда оплаты труда педагогического  персонала, непосредственно осуществляющего  учебный процесс (ФОТо), состоит из двух частей - фонда оплаты аудиторной занятости (ФОТаз) и фонда оплаты неаудиторной занятости (ФОТнз).       

Объем ФОТнз рассчитывается по формуле:        

ФОТнз = ФОТо х нз, где:       

нз - доля ФОТо в размере, устанавливаемом образовательным учреждением самостоятельно, не более 15 процентов. Порядок расчета оплаты неаудиторной занятоеги педагогических работников устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.        

Объем ФОТаз рассчи тывается по формуле:        

ФОТаз = ФОТо - ФОТнз       

Специальная часть фонда оплаты труда педагогического  персонала, непосредственно осуществляющего  учебный процесс (ФОТс), включает в себя:

  • выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации;
  • повышающие коэффициенты (за приоритетность и сложность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения и за квалификационную категорию педагога).

 

  1. Порядок расчета окладов работников образовательных учреждений;

 

       Оклад педагогического работника, непосредственно  осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:       

Оп = Стп х У х Чаз х К х А + Днз, где:       

Оп - оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;       

Стп - расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);       

У - количес тво обучающихся по предмету в каждом классе;       

Чаз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе:        

К - повышающий коэффициент за сложность  и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;       

А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;        

Днз -оплата за неаудиторную занятость

 

 

 

  1. Особенности финансирования  образовательных  учреждений в условиях  бюджетирования ориентированного  на результат.

 

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.) бюджетные средства в основном составляют  около 80% общего объема финансирования. Недостаток бюджетного финансирования большинство стран покрывают за счет внебюджетных средств. Получение этих средств осуществляется по двум следующим направлениям:

  1. Введение частичной или полной оплаты расходов на образование, включая и образовательный кредит;
  2. Стимулирования частного сектора, формирующего усложненный вид элитарного образования.

В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование остаются средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств на финансирование своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы , в том числе валютные, за счет предоставления платных  дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а так же добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательных учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в общеобразовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании»1 можно выделить федеральный закон «О некоммерческих организациях»2 и ряд других.

Информация о работе Особенности планирования и финансирования расходов образовательных учреждений в России в современных условиях