Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:15, реферат
Значение образования в условиях развития российского общества.
Вопросы образования в любом государстве являются приоритетными вопросами. Так как, получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации. От того, как налажена система финансирования образовательных учреждений зависит многое, в том числе, качество образовательного процесса, образованность общества, его конкурентно и работа способность.
Основные экономические и финансовые модели деятельности образовательного учреждения
Нормативно-бюджетная модель ориентирована на финансирование содержания учебных заведений. Процесс финансирование сводится к распределению фондов на основе установленных норм расходов по содержанию учебных заведений, которые фондируются ежегодно, независимо от содержания учебных программ уровня набора студентов и конечно результатов. В этом случае при принятии бюджетов учебных заведений не рассматриваются используемые типы учебных программ и плановой набор абитуриентов, и сами эти параметры диктуются объемом выделенных ассигнований.
Нормативно-бюджетная модель основана на предположении, что каждое учебное заведение имеет постоянное число работников каждой категории, и определяет выделяемые бюджетные средства как сумму средств на оплату труда работников и на покрытие оперативных расходов вне связи с набором студентов и результатами работы учреждения НПО или СПО. Подобная модель ограничивает инициативу учебных учреждений, гибкость принимаемых решений, не учитывает местных особенностей спроса на рабочую силу и препятствует перераспределению ресурсов в соответствии с этим спросом. Нормативная модель в большинстве случаев не может обеспечить высокую эффективность работы учебных заведений.
В бюджетной модели распределения финансовых ресурсов под конечный результат финансирование рассматривается как инструмент управления. Схемы финансирования привязываются к осуществлению установленных приоритетов и достижению конечных результатов, что влечет за собой дифференциацию в финансировании учебных заведений. Процедура финансирования в данном случае содержит элементы оценки достигнутых результатов (повышение уровня квалификации выпускников, решение проблем трудоустройства и т.д.) и связывает последующих стадии фондирования с осуществлением плановых задач. Модель связывает финансирование с выполнением поставленных задач. Использование данной модели фактически заставляет учебные заведения принимать условия конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, действовать в качестве «производителя конкурентоспособной продукции» особого рода – специалистов высокой квалификации. Подобный метод финансирования обеспечивает минимальные бюджетные ассигнования любому действующему учреждению НПО и СПО, но при этом поощрение получают производители образовательных услуг, в большей степени ориентированные на спрос рынка труда. При грамотной организации учебно-производственного процесса учебное учреждение НПО и СПО имеет возможность получать прибыль и использовать её, в частности, на поощрительные выплаты педагогическим и учебно-вспомогательным работникам.
Модель, основанная на большей финансово-хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения, может включать в себя в качестве элемента предшествующие модели и быть реализована в рамках государственного или организационно-правовую форму:
Финансирование профессионального образования рассматривается как инвестиции и особое внимание в данном случае уделяется норме возврата на вложенные средства.
Ключевой приоритет государственной политики в сфере образования - повышение качества и уровня образования для всех слоев населения независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан.
В последние годы общая численность обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней составляла в среднем около 29 млн. человек в год, т.е более 20% населения Российской Федерации. Общая численность обучающихся в учреждениях дошкольного и общего образования составляет около 19 млн. человек, численность студентов учреждений профессионального образования - около 10 млн. человек.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств в сфере образования составит в 2012 году 603,5 млрд. руб., в 2013 году – 558,9 млрд. рублей, в 2014 году – 499,5 млрд. рублей.
Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.
В расходах федерального бюджета на образование наибольший удельный вес составляют расходы на высшее профессионального образование (свыше 70%).
Высшее и среднее профессиональное образование
Одной из основных задач государственной политики в сфере образования является повышение его соответствия потребностям экономики. Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием для экономики страны в 2012-2014 годах, предусматривается продолжение начатой в 2010 году поддержки инновационно-активных вузов, реализации развития кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечения в российские вузы ведущих ученых, развития в них инновационной инфраструктуры, научных проектов, реализуемых совместно с ведущими вузами и ведущими научными организациями. При этом выпуск специалистов с высшим образованием не снизится.
Количество лиц, имеющих образование, на 1000 человек в возрасте 18-72 лет
В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011-2013 годах из федерального бюджета будут предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, включая разработку и реализацию проектов перспективного развития для каждой школы, и обеспечение повышения оплаты труда педагогических работников общеобразовательных школ в объеме 120,0 млрд. рублей, в том числе в 2011 году – 20, млрд. рублей, 2012 году – 60,0 млрд. рублей и в 2013 году – 40,0 млрд. рублей.
С 1 января 2012 года уменьшены расходы федерального бюджета, связанные с обеспечением деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (29,1 млрд. рублей в 2012 году, 29,9 млрд. рублей в 2013 году, 30,1 млрд. рублей в 2014 году), которые будут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.
1 Закон РФ «Об образовании» от 10.07. 1992 № 3266 - 1
2 Федеральный закон «О не коммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7 ФЗ