Особенности развития внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ функционирования внебюджетных фондов в РФ, а также анализ современного состояния социальных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ возникновения внебюджетных фондов и их сущности;
- выявлении особенностей формирования внебюджетных фондов;
- анализе современного состояния социальных внебюджетных фондов;
- рассмотрении проблем в деятельности внебюджетных фондов и путей их решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и значение социальных внебюджетных фондов 5
1.1 Понятие, социально-экономическая сущность и история их развития 5
1.2 Общие основы деятельности и фомирования внебюджетных фондов 13
2. Анализ современного состояния социальных внебюджетных фондов 17
2.1 Анализ функционирования и структуры бюджета Пенсионного Фонда России 17
2.2 Характеристика деятельности фонда социального страхования………....20
2.3 Организация деятельности Фонда обязательного медицинского страхования 24
3. Предложения по повышению эффективности функционирования социальных внебюджетных фондов и пути их решения 28
3.1 Проблемы в функционировании социальных внебюджетных фондов и пути их решения 28
3.2 Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач 38
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53

Файлы: 1 файл

особенности развития внебюджетных фондов.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Принятие этого закона негативно сказалось и на Фонде обязательного медицинского страхования, в котором катастрофически не хватает средств на закупку лекарств. В настоящий момент долг за уже отгруженные медикаменты исчисляется в миллиардах рублей. Можно было услышать информацию о том, что денег не хватит и на 2010 год. Стоит отметить, что ЕСН был изменён (хотя на общей сумме налога это не сказалось) в части взносов в ФФОМС, которые были увеличены на 0,3% в 2010 году, по сравнению с 2009 годом. Ровно на этот же показатель уменьшились взносы в Фонд социального страхования. Но ситуацию такое не значительное увеличение денежных средств в масштабах всей страны не спасёт. Долг по-прежнему будет расти. Даже за деньги не всегда реально купить в аптеках необходимые лекарства. В настоящий момент очень страдают инсулинозависымые граждане, так как поставка таких медикаментов в аптеки резко снизилась [23, стр.57].

Принятие закона «О жителях блокадного Ленинграда» (ЖБЛ) тоже дало негативный отпечаток на наше Правительство и их деятельность. Согласно этому закону жители блокадного Ленинграда могут получать вторую пенсию, при условии, что им установлена группа инвалидности не ниже 2. Поэтому все пенсионеры, имеющие категорию житель блокадного Ленинграда, в срочном порядке пошли в поликлиники на переосвидетельствование и установление себе второй группы инвалидности. Конечно же, медицинские сотрудники не в силах справиться с таким потоком граждан и опять же это косвенно накладывает отпечаток на наше Правительство, которое не предусмотрело этот момент.

Самая главная проблема нашей страны в том, что оно до сих пор не научилось строить планы в долгосрочном периоде. Никто не задумывается о том, как мы будем жить лет через 20-30. На примере пенсионного фонда уже сейчас видно как не хватает средств на выплату пенсий. Нехватку приходиться ликвидировать за счет стабилизационного фонда. Хорошо, что он у нас есть. А если бы его не было, то, как бы государство «лотало» дыры? Накопительная часть пенсий тех граждан, которые доверили свои средства государству в настоящий момент в среднем за год приумножаются на 5-6 процентов, по сравнению с уровнем инфляции в 9%. Не стоит забывать уже сегодня, что мы живём в обществе, где пожилое поколение преобладает над молодым, а значит в скором будущем (что в полнее возможно) налоговая ставка единого социального налога снова повысится, (так как количество отчислений упадёт из-за уменьшения доли работающего населения) [12,стр.174].

Сейчас идут разговоры о том, чтоб налог заменить страховым взносом. Это более чудодейственный способ, так как налог он обезличен и имеет равное использование между плательщиками, хотя кто-то платит больше, а кто-то меньше.

А при уплате страховых взносов возможно адресное использование, то есть, сколько внёс, столько в рамках этих средств и можешь воспользоваться. Такой способ хоть и более эффективный, но всё равно не исключает возникновение иных проблем.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в деятельности социальных внебюджетных фондов существует еще много нерешенных проблем. Правительство РФ, несмотря на последствия глобального финансового кризиса, стремится решать эти проблемы. Это видно и из проекта Федерального бюджета РФ на 2011 г., где социальные вопросы являются приоритетными.

Также сегодня в России возникает ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а нездоровых. Качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Цены на медицинские услуги ныне формируются по остаточному принципу и каждый раз подгоняются под имеющиеся финансовые возможности, т.е. не отражают реальных затрат медицинского учреждения. Объем затрат, исходя из которых несколько лет назад рассчитывались плановые объемы финансирования, изначально были значительно меньше средств, необходимых для повышения качества медицинских услуг, формирования нормальной заработной платы врачей.

Попытки решить существующие проблемы системы здравоохранения привели к идее преобразования системы ОМС в систему обязательного медико-социального страхования (ОМСС). Речь идет по существу об объединении двух фондов - ФФОМС и ФСС.

Сторонники такого объединения считают, что создание ОМСС позволит сформировать более эффективные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности на основании сведений о характере заболеваний и оказанной медицинской помощи, усовершенствовать порядок предоставления санаторно-курортного лечения, перенеся центр тяжести на оплату реабилитационного лечения после перенесенных заболеваний, а затем профилактического обслуживания при хронических заболеваниях, снизить административные затраты.

Формирование единой системы ОМСС предполагает реорганизацию фондов ОМС и ФСС в единый Федеральный фонд ОМСС и централизованное управление средствами ОМСС, формируемыми за счет закрепленных налоговых источников (единого социального налога, единого налога на вмененный доход), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний, а также целевого трансферта из федерального бюджета на оплату медицинской помощи неработающему населению [20, стр.26].

 

3.2 Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач

 

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим, защитить граждан на случай болезни, обеспечить доступ к благам, обладающим особыми достоинствами (лечение, восстановление трудоспособности).

Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институционную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмом перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию. Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения.

Ввиду снижения ставки ЕСН профицит базовой части появится лишь начиная с 2017 года, а в 2005-2010 годах дополнительная потребность в средствах на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии будет ежегодно превышать 100 млрд. рублей. К 2020 году профицит базовой части составит 76,9 млрд. рублей.

Дефицит средств на выплату страховой части пенсии возрастет к концу прогнозного периода до 887,23 млрд. руб. Очевидно, что профицита базовой части пенсионной системы недостаточно для ликвидации дефицита в страховой части и опережающее увеличение базовой части трудовой пенсии, предусмотренное нормами Федерального закона №173-ФЗ, невозможно без привлечения дополнительных источников.

Несмотря на более высокие объемы расходов при реализации варианта 2, поступающие доходы позволят не допустить увеличения дефицита средств в распределительной системе сверх 19% объема расходов (кроме 2005 года, когда его величина превысит 26% расходов). К концу периода дефицит распределительной части пенсионной системы возрастет до 821,98 млрд. руб. При этом профицит базовой части пенсионной системы, возникший в 2013 году (Приложение 2), увеличится в 2020 году до 524,93 млрд. руб., тогда как дефицит страховой части достигнет 1076,3 млрд. рублей.

Мировой опыт наглядно демонстрирует перспективность развития национальных систем социального страхования. Они существует как самостоятельные, с высокой степенью автономности институты социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, по сути дела, дополняет, но не поглощает социальное страхование.

Финансовые механизмы и экономическая природа социального страхования и государственного социального обеспечения принципиально различны.

Социальное страхование в классическом понимании - это система профилактики, ослабления и компенсации социальных рисков, финансируемая участниками общественного производства: работодателями, работниками и государством.

В число наиболее очевидных и перспективных законодательных совершенствований входят следующие:

достижение финансовой автономности деятельности государственных внебюджетных фондов в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования";

определение на основе актуарных расчетов и закрепление законодательно определенных величин и пропорций страховых взносов на социальное страхование работодателей, работников и государства.

Еще одной из форм социальной защиты населения в нашей стране является медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование - всеобщее для Российской Федерации и является социальной защитой в случае потери здоровья по любой причине. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

В своем выступлении на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.Медведев назвал три актуальных направления развития медицинского страхования в Российской Федерации:

первое - это укрепление финансовой базы страхования;

второе направление - это единая система стандартов, на которую должна опираться страховая медицина;

третье направление - это развитие нормативно-правовой базы.

За прошедшие два года с момента данного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации Правительством Российской Федерации были предприняты по решению указанных проблем. Однако, необходимо констатировать, что кардинально исправить ситуацию пока не удалось.

Таким образом, на фоне общего дефицита ресурсов достижение более эффективного выравнивания уровня финансирования медицинской помощи населению при предложенном перераспределении средств представляется проблематичным.

Необходимо отметить, что меры, которые планируется осуществить в рамках модернизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, не сопровождаются программными установками по увеличению размера и доли совокупных расходов на здравоохранение. Однако без достаточных финансовых средств нельзя приступать к реструктуризации и модернизации отрасли. Обязательным условием успешной проведения реформы является ее реальное финансовое обеспечение. Представляется, что реструктуризация медицинского страхования должна идти одновременно с поэтапным наращиванием ресурсов.

По информации Минздравсоцразвития России:

В 2008 г. продолжится:

а) оснащение служб скорой медицинской помощи во всех регионах Российской Федерации санитарным автотранспортом.

На эти цели из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" выделено 3,9 млрд. руб.

СПРАВКА: в числе закупаемого транспорта: 5680 автомобилей "скорой помощи" (часть из них на базе гусеничных тягачей) и 380 реанимобилей с кувезами для перевозки новорожденных детей;

б) осуществление поставки диагностического оборудования в государственные и муниципальные медицинские учреждения субъектов Российской Федерации.

На эти цели из федерального бюджета выделено 15,4 млрд. руб.

СПРАВКА: в текущем году перечень поставляемого оборудования расширен, а получать его будут, кроме муниципальных поликлиник, и женские консультации.

Конкурсы на право заключения государственных контрактов на поставку диагностического оборудования и санитарного автотранспорта будут проводиться Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию.

В 2007 г. неработающие женщины начали получать ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Первые деньги уже поступили в региональные отделения ФСС. Более 911 млн. руб. будут переданы в органы социальной защиты, которые приступают в январе к выплате пособий неработающим матерям.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет составило 1500 руб. в месяц при рождении первого и по 3000 руб. в месяц при рождении второго и последующих детей.

В таких же размерах будет производиться выплата пособия студентам очных отделений вузов, техникумов и профтехучилищ.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) приступает к реализации программы углубленных медицинских осмотров работников предприятий с вредными и опасными производственными факторами.

Исследование здоровья 3545 381 человек в 2007 г. проводилось с целью раннего выявления и профилактики общих заболеваний, в том числе - сахарного диабета, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, туберкулеза и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

В проведении осмотров участвовало 5184 медицинских учреждения по всей стране. Обследования прошли работники 30485 предприятий и организаций таких отраслей, как черная и цветная металлургия, транспорт и связь, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, и других.

Всего на эти цели было затрачено более 1,9 млрд. руб.

По результатам дополнительных медосмотров были составлены "паспорта здоровья" как отдельных работников, так и целых регионов.

Информация о работе Особенности развития внебюджетных фондов