Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ функционирования внебюджетных фондов в РФ, а также анализ современного состояния социальных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ возникновения внебюджетных фондов и их сущности;
- выявлении особенностей формирования внебюджетных фондов;
- анализе современного состояния социальных внебюджетных фондов;
- рассмотрении проблем в деятельности внебюджетных фондов и путей их решения.
Введение 3
1. Сущность и значение социальных внебюджетных фондов 5
1.1 Понятие, социально-экономическая сущность и история их развития 5
1.2 Общие основы деятельности и фомирования внебюджетных фондов 13
2. Анализ современного состояния социальных внебюджетных фондов 17
2.1 Анализ функционирования и структуры бюджета Пенсионного Фонда России 17
2.2 Характеристика деятельности фонда социального страхования………....20
2.3 Организация деятельности Фонда обязательного медицинского страхования 24
3. Предложения по повышению эффективности функционирования социальных внебюджетных фондов и пути их решения 28
3.1 Проблемы в функционировании социальных внебюджетных фондов и пути их решения 28
3.2 Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач 38
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53
В целом по стране среди работников "вредных" производств:
36% - практически здоровы;
23% - высок риск заболевания, поэтому они нуждаются в профилактических мерах;
38% - необходимо дополнительное обследование и лечение в амбулаторных условиях;
3% - нуждаются в стационарном лечении.
В высокотехнологичных видах медицинской помощи нуждаются 0,1%
В 2008 г. углубленные медицинские осмотры будут проводиться с учетом результатов предыдущих обследований и помогут медикам более подробно сосредоточиться на здоровье работающих граждан.
За обследование каждого работника медицинские учреждения получат 580 руб. Реформирование системы обязательного социального страхования должно осуществляться при соблюдении следующих важных принципов:
- соблюдение конституционных прав граждан Российской Федерации;
- четкое определение целей, задач и источников финансирования для различных видов социального страхования;
- дальнейшее развитие страховых принципов;
- развитие персонифицированного учета во всей системе социального страхования;
- адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей;
- устранение дублирования функций;
- создание условий финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования.
Реализация указанных принципов потребует осуществление целого комплекса мероприятий. В частности необходимо продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы обязательного социального страхования. Это предполагает, что Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить свои усилия на следующих направлениях:
- провести анализ законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере социального страхования, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;
- осуществить ревизию перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе обязательного социального страхования, и на этой основе подготовить предложения по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определить источники финансирования для каждого их вида;
- осуществить меры, направленные на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствии с социально-экономическим положением страны;
- определить потребности системы обязательного социального страхования в финансовых средствах,
- обеспечить изменение законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы ОСС;
- создать условия для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и ОМС.
Кроме этого, необходимо осуществить ряд серьезных мероприятий по повышению эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам социального страхования. Осуществить меры, направленные на разработку системы присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.
Таким образом, будет окончательно сформирован персонифицированный учет всех застрахованных граждан. Это в свою очередь позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать более адресной систему социальной защиты.
В этом же направлении можно рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-
Данное решение имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, такое объединение позволяет снизить уровень административных расходов, но с другой возникает проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенным изменением в действующем законодательстве.
В этой связи возможными направлениями оптимизации системы обязательного пенсионного страхования являются:
сокращение долгосрочных обязательств ПФР на выплату пенсий;
сокращение расходов ПФР, производимых помимо расходов на выплату текущих пенсий.
Основополагающим моментом модернизации системы обязательного медицинского страхования является укрепление финансовой базы ОМС с целью обеспечения сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.
В основу модернизации должен быть положен переход к преимущественно страховому принципу мобилизации финансовых средств и подушевому финансированию в системе ОМС. Для реализации программы реформирования ОМС необходимо реализовать следующие конкретные шаги. Утвердить постановлением Правительства Российской Федерации минимальный подушевой норматив финансирования базовой программы ОМС, как составной части Программы госгарантий.
Разработать порядок индексирования подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС.
Согласно БК РФ необходимо принять проекты федерального закона “О Федеральном фонде обязательного медицинского страхования".
С целью обеспечения эффективных механизмов использования средств всеми субъектами системы ОМС и устранение правовых недостатков, накопившихся в системе за период ее существования, необходимо включить фонды ОМС в число субъектов ОМС. Более четко законодательно определить механизм организационного и финансового взаимодействия субъектов ОМС и их обязательств в системе ОМС для реализации декларированных Конституцией Р и другими законодательными актами прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.[1]
Повысить требовательность к деятельности страховых медицинских организаций в системе ОМС. В целях установления критериев допуска страховых медицинских организаций к деятельности в системы ОМС разработать механизм аккредитации страховых медицинских организаций, что позволит повысить требования к СМО, осуществляющих деятельность в ОМС, а также их ответственность за целевое использование средств.
Утвердить постановлением Правительства РФ единую форму страхового медицинского полиса, порядок его эмиссии и обращения на территории Российской Федерации.
Разработать и утвердить единые медицинские стандарты качества медицинской помощи. Утвердить единую методику определения тарифов на медицинские услуги в системе ОМС.
Следует отметить, что полноценная модернизация системы ОМС не возможна без реформирования системы здравоохранения в целом, и в частности, без решения проблемы реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений.
Основным выводом, на наш взгляд, следует считать то, что при всех недостатках, и недоработках, можно считать, что система социального страхования в России создана и работает.
Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) во внебюджетные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения. Это Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ. Специальные внебюджетные фонды направлены на стимулирование экономического и научно-технического развития РФ.
Каждый из фондов выполняет определенные функции, имеет свою структуру и как общие с другими фондами, так и специальные источники формирования, регламентированные законодательством РФ.
Расходы бюджета Фонда на пенсионное обеспечение на 2011 год определены с учётом не только валоризации, но и других мероприятий по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан и повышению его уровня. При этом среднемесячный размер пенсии в 2011 году планируется увеличить на 1535,77 рублей, или на 25 процентов.
Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы — 92% от общей суммы доходов. До 2001 г. размер страховых взносов составлял 5,4% от фонда оплаты труда. С введением с 1 января 2001 г. единого социального налога ставка отчислений в ФСС была снижена до 4%.
С 1 января 2010 г. для адвокатов, для крестьянских (фермерских) хозяйств, для предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию, а также предприятий родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховой взнос составил 2,7%, из которых 0,8% поступает в ФФОМС и 1,9% - в ТФОМС. И эта ставка также является регрессивной.
В 2010 г. бюджет ФФОМС составил 117,3 млрд. руб.
В настоящее время в системе социального обеспечения существует немало проблем.
Во-первых, не оправдала себя распределительная пенсионная система, основанному на солидарности поколений.
Во-вторых, система медицинского страхования, разделенная на обязательно медицинское страхование и добровольное медицинское страхование приводит к тому, что здравоохранение на данный момент больше заинтересована в больных, чем в здоровых гражданах. От этого страдает качество медицинских услуг, поэтому было принято решение объединить ОМС и ДМС и сформировать единую систему ОМСС.
Поэтому совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.
Информация о работе Особенности развития внебюджетных фондов