Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 04:31, курсовая работа
Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.
3. Выявить особенности развития российской финансовой системы и перспективы ее развития.
Введение……………………………………………………....................………...3
1. Национальная финансовая система: ее состав и структура
1.1. Понятие финансовой системы…………………………………….............4
1.2. Состав и структура финансовой системы………………………...............5
2. Характеристика основных элементов финансовой системы
2.1. Финансы хозяйствующих субъектов…………………….....................…11
2.2. Характеристика государственных и муниципальных Финансов...........21
2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств…...................................26
2.4. Государственный кредит……………………….................................…...27
2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ..................28
3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития..................................................................................................................35
Заключение…………………………………………………............................….40
Список используемой литературы……………
Содержание
Введение……………………………………………………..
1. Национальная финансовая система: ее состав и структура
1.1. Понятие финансовой системы…………………………………….........
1.2. Состав и структура финансовой системы………………………..............
2. Характеристика основных элементов финансовой системы
2.1. Финансы хозяйствующих субъектов…………………….............
2.2. Характеристика государственных и муниципальных Финансов...........21
2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств….....................
2.4. Государственный кредит………………………...............
2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ..................28
3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития......................
Заключение………………………………………………….
Список используемой литературы……………………............
Введение
Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
Финансовая система должна решать проблемы современного общества, такие как:
недостаточные темпы развития экономики;
диспропорции развития экономической системы;
отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Предметом исследования данной курсовой работы является финансовая система. Объектом изучения – основные понятия, состав, структура финансовой системы, а также ее особенности.
Тема курсовой работы является актуальной для сегодняшнего дня. Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.
3. Выявить особенности развития российской финансовой системы и перспективы ее развития.
1. Национальная финансовая система: ее состав и структура
1.1 Понятие финансовой системы
Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.
Финансовая система — совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства». [2 c 96]
В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего между различными хозяйствующими субъектами.
Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
- общегосударственные финансы;
- финансы предприятий и организаций.
Финансовая система в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы — общегосударственных финансов — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.
Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно особой ролью в финансовой системе.
При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов. [2 c 35]
Таким образом, финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых разными методами формируются и используются денежные фонды государства, организаций и домашних хозяйств.
1.2. Состав и структура финансовой системы
Финансовая система РФ имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.
В целом состав финансовой системы представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Состав финансовой системы РФ.
Централизованные финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, действующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональный, местный бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.
Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10), бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета).
Бюджеты – финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.[4 c 34]
Схема консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке. 2.
Рисунок 2. Схема консолидированного бюджета РФ.
За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.
Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. [7 c 56]
Специальные внебюджетные фонды начали действовать с 1 января 1992 г. Они подразделялись на экономические и социальные. Начиная с 1999 г. были объединены с федеральным бюджетом (а региональные фонды объединены с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению и развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.
Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца.
К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, а также федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения. [4 c 46]
Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – местными органами самоуправления.
Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, так как в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домашнего хозяйства.
Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.
Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, находят средства для инвестирования, используя ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты. [3 c 113]
Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.
Финансы некоммерческих организаций формируются за счет добровольных взносов, поступлений от учредителей, бюджетных средств.
Финансы домашнего хозяйства – это звено финансовой системы. Они имеют важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны, в создании ВВП. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия. [3 c 83]
Информация о работе Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития