Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.
3. Выявить особенности развития российской финансовой системы и перспективы ее развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………....................………...3
1. Национальная финансовая система: ее состав и структура
1.1. Понятие финансовой системы…………………………………….............4
1.2. Состав и структура финансовой системы………………………...............5
2. Характеристика основных элементов финансовой системы
2.1. Финансы хозяйствующих субъектов…………………….....................…11
2.2. Характеристика государственных и муниципальных Финансов...........21
2.3. Характеристика финансов домашних хозяйств…...................................26
2.4. Государственный кредит……………………….................................…...27
2.5. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ..................28
3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития..................................................................................................................35
Заключение…………………………………………………............................….40
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая КАТЯ.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Индивидуальная предпринимательская деятельность связана с розничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг (в т.ч. брокерских, аудиторских), с некрупным производством товаров. Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариусы, адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры.

Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица – это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных собственных потребностей. Основное отличие индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц, заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и, наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

Индивидуальный предприниматель может вступать в финансовые отношения с другими предпринимателями (в том числе с юридическими лицами коммерческой и некоммерческой сфер деятельности, с государством,  с банковской системой, со страховыми организациями. Индивидуальные предприниматели относятся к малому бизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

Финансовые ресурсы предпринимателей, действующих без образования юридического лица, формируются в момент начала предпринимательской деятельности и, как правило, за счет личных сбережений, реже – за счет кредитов банков, обществ взаимного кредитования. В дальнейшем основным источником формирования финансовых ресурсов является предпринимательский доход. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда все полученные доходы пойдут на формирование личных сбережений и личное потребление.

Принадлежность финансов общественных субъектов хозяйствования к финансам некоммерческих организаций была рассмотрена ранее.

Акционерное общество является организационно-правовой формой коммерческих предприятий. Поэтому финансы акционерных обществ не правильно выделять в отдельное звено финансовой системы.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Отличительными чертами акционерного общества по сравнению с другими организационно-правовыми формами хозяйствования являются:

1)       добровольность его образования, причем учредителями и участниками акционерного общества могут быть самые различные юридические и физические лица;

2)       возможность внесения участниками общества своих средств в уставный фонд в самых различных формах – в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, интеллектуальной собственности и т.д.; однако при этом весь капитал акционерного общества и доля каждого их его участников обязательно переводится в акции.

Выпускаемые обществом акции являются не только инструментом мобилизации финансовых ресурсов, эффективным методом быстрого перелива финансовых средств из одних отраслей в другие, но и способом дробления («распыления») риска. Различия в самих акциях и условиях их оборота приводят к тому, что акционерная форма организации хозяйства является очень гибкой и быстро приспосабливаемой к любой сфере коммерческой деятельности. С позиций достигаемого эффекта акционерные общества являются главной формой хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Акционерное общество обладает ограниченной ответственностью – не отвечает про имущественным обязательствам акционеров, а они несут ответственность про обязательствам общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Полученная обществом прибыль распределяется в соответствии с нормой распределения, в том числе используется на выплату дивидендов по акциям. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Промежуточный дивиденд объявляется директором акционерного общества и имеет фиксированный размер; окончательный дивиденд объявляется общим годовым собранием по результатам года,  с учетом выплат промежуточных дивидендов.  Финансы арендных субъектов хозяйствования также следует отнести к финансам коммерческих предприятий, так как арендное предприятие является организационно-правовой формой коммерческого предприятия.

Аренда – это распоряжение и пользование каким-либо имуществом за плату в течение определенного срока, оговоренного договором аренды. В аренду могут передаваться земля, здания, сооружения, предприятия, средства производства и т.д. Аренда не влечет за собой изменения права собственности. Арендатор лишь временно на срок и в рамках, оговоренных договором, получает права собственника, за что и вносит арендную плату. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковского процента.

Арендное предприятие образуется после заключения договора аренды между государственным органом и организацией арендаторов, формируемой по решению трудового коллектива. Оно действует на основании устава, утверждаемого общим собранием. В организации своей хозяйственной деятельности предприятие полностью самостоятельно. Доходы арендного предприятия, получаемые из выручки после возмещения материальных затрат, оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы, страховых платежей, поступают в его полное распоряжение. Наряду с доходами от хозяйственной деятельности приобретаемое за счет средств арендатора имущество тоже является его собственностью. Распределение дохода на фонды экономического стимулирования и оплаты труда осуществляется на арендных предприятиях по самостоятельно разрабатываемым нормативам.  Таким образом, на дискуссионный вопрос о составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий без образования юридического лица.

2.2. Характеристика государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы представля­ют собой сферу денежных отношений, связанных с формиро­ванием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы являются объективными по своей природе и нали­чие сферы стоимостного распределения и перераспределе­ния с участием государства обусловлено потребностями общественного хозяйства. Для организации бесперебойного кругооборота ресурсов и товаров в масштабах всего произ­водства, для обеспечения функционирования непроизвод­ственной сферы общественного хозяйства, для обеспечения безопасности и обороноспособности, покрытия издержек государственного управления, необходима аккумуляция финансовых ресурсов в распоряжении государства, которое реализует все названные функции.

Основными факторами, влияющими на уровень кон­центрации финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются: уровень развития экономики; цели и задачи финансовой политики, определяющие пропорции и приоритетные направления использования финансовых ресурсов; исторические и наци­ональные традиции страны; внешнее положение государства.

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного само­управления осуществляется через систему фондов денеж­ных средств – в формах бюджетов разных уровней бюджет­ной системы страны и внебюджетных фондов.

Бюджеты, формируемые в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, име­ют многоцелевой характер. Они используются для фи­нансового обеспечения всех задач и функций, возложенных на государство, в том числе, обеспечения экономи­ческого роста; соблюдения макроэкономического равно­весия с устранением отраслевых и территориальных дис­пропорций в развитии экономики; регулирования эконо­мической конъюнктуры и деловой активности хозяйству­ющих субъектов; содержания непроизводственной сферы; обеспечения социальной защиты отдельных категорий населения; сохранения среды обитания; осуществления международного сотрудничества и участия в международ­ном разделении труда и т.д.

Таким образом, бюджеты выступают формой образования и использования финансо­вых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых на удовлетворение разнооб­разных общественных потребностей.

Формирование внебюджетных фондов связано с появ­лением потребности у органов государственной власти и ме­стного самоуправления в значительных объемах финансо­вых ресурсов для реализации отдельных общественно значимых социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды могут быть пред­назначены для реализации гарантируемых конституцион­ных прав граждан на социальное обеспечение, на проведе­ние природоохранных мероприятий и защиту окружающей среды, на осуществление мероприятий в области научно-тех­нического развития и т.п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления вне их бюджетов, для финанси­рования отдельных общественных потребностей.

Помимо бюджетов и внебюджетных фондов, действую­щий бюджетный механизм предусматривает и иные формы образования и расходования денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления:

        Целевые бюджетные фонды образуются в составе бюд­жетов органов государственной власти и местного самоуп­равления за счет доходов целевого назначения или в по­рядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или поступлений. Они используются по отдельной смете, с финансированием задач и функций, обусловленных пред­назначением фондов.

        Резервные фонды создаются в составе расходной части бюджетов органов государственной власти и местного са­моуправления для обеспечения задач и осуществления мероприятий чрезвычайного или специального характера.

Государственные доходы представляют собой денеж­ные средства, поступающие в бюджеты органов государ­ственной власти и в государственные внебюджетные фон­ды в соответствии с действующим законодательством.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти различных уровней, пред­ставляют собой доходы бюджетов; денежные средства, мобилизуемые в государственных внебюджетных фондах, являются доходами этих фондов. Таким образом, государ­ственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти различных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов.

Муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты муниципальных обра­зований, в соответствии с действующим законодательством.

Использование финансовых ресурсов органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципаль­ных расходов.

Государственные расходы представляют собой денеж­ные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций и задач, возложенных на органы государствен­ной власти из бюджетов соответствующих уровней и госу­дарственных внебюджетных фондов.

Денежные средства, перечисляемые из бюджетов орга­нов государственной власти соответствующих уровней, являются расходами бюджетов; денежные средства, направ­ляемые из государственных внебюджетных фондов, пред­ставляют собой расходы этих фондов. Таким образом, государственные расходы включают расходы бюджетов ор­ганов государственной власти разных уровней и расходы государственных внебюджетных фондов. Муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение дея­тельности органов местного самоуправления из бюд­жетов муниципальных образований.

Неиспользованные в процессе исполнения бюджетов доходы выступают в форме денежных накоплений органов государстве иной власти и органов местного самоуправле­ния. Денежные накопления отражаются в виде остатков на счетах соответствующих бюджетов и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, учитываемых после за­вершения операций по принятым обязательствам истек­шею финансового года. Остатки средств не подлежат изъя­тию и используются па покрытие временных кассовых раз­рывов при исполнении бюджетов очередного года, на фи­нансирование дефицитов бюджетов, на осуществление за­емных операций и т.д.

Государственное и административно – территориальное устройство Российской Федерации предопределяет соот­ветствующую организацию государственных и муниципаль­ных финансов и их состав, схема представлена на рисунок. 3.

Рисунок 3. Состав государственных и муниципальных финансов России.

Федеральные финансы призваны обеспечить финан­совую основу деятельности федеральных органов власти. Они включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ. Согласно Бюджетного кодекса РФ ста­тус государственных внебюджетных фондов имеют следу­ющие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхо­вания Российской Федерации; Федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования.

Информация о работе Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития