Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение предпосылок возникновения, сущность, классификация и роль внебюджетных фондов, а так же выявление характеристики деятельности внебюджетных фондов социального назначения в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды».
2.Рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности внебюджетных фондов.
3.Описать функции, доходы и расходы пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.
4.Исследовать порядок формирования доходов и направления расходования средств
5. Выделить особенности деятельности фонда социального страхования РФ
6.Изучить формирование и использование средств фонда обязательного
7. Обозначить основные направления пенсионной реформы
8. Исследовать перспективы развития финансового механизма государственных внебюджетных социальных фондов
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Общая характеристика внебюджетных фондов.....................................5
1.1 Внебюджетные фонды как составная часть системы финансов...................5
1.2 История возникновения внебюджетных фондов...........................................8
1.3 Классификация, функции и роль внебюджетных фондов...........................11
Глава2. Характеристика деятельности внебюджетных фондов социального назначения РФ.......................................................................................................13
2.1 Пенсионный фонд РФ : порядок формирования доходов и направления расходования средств............................................................................................13
2.2 Особенности деятельности фонда социального страхования РФ..............16
2.3Формирование и использование средств фонда обязательного медицинского страхования...................................................................................19
Глава3.Совершенствование деятельности внебюджетных фондов РФ социального назначения ......................................................................................23
3.1. Основные направления пенсионной реформы............................................23
3.2.П Проблемы социального страхования в России и возможные пути их решения..................................................................................................................27
3.3. Пути решения проблем в сфере социального страхования........................30
Заключение.............................................................................................................35
Список используемых источников......................................................................37
2) системный экономический
и политический кризис, сопровождавшийся
сокращением национального
3) кризис платежеспособности
российских предприятий и
4) социально-демографический кризис – депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.[9.с278]
С учетом опыта европейских государств, свидетельствующего о неэффективности финансирования социальных затрат из бюджета в условиях экономического кризиса, Правительство РФ приняло решение о реформировании системы социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен ряд социальных статей бюджета, а взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечить финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов. Будучи автономными от бюджета, они были предназначены для решения важных задач, которые требовали особого внимания со стороны государства.
Предполагалось, что внебюджетные
фонды в качестве инструмента
мобилизации и использования
государственных финансовых ресурсов
будут иметь следующие
1) обеспечение целевого
использования мобилизованных
2) гарантия возможности
оперативного анализа и
3) возможность гибкого
управления финансовыми
Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно создавать только один внебюджетный фонд. Это очень важно, так как множественность фондов, созданных для одной и той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к внебюджетным фондам – это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для которых создается фонд. Они могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Как правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает. Государственные внебюджетные фонды социального назначения формировались в течение 1991-1993 гг. на основании постановлений Правительства, Верховного Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации (введен в действие 1 января 1991 г.), Фонд социального страхования Российской Федерации (26 июля 1992 г.), Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (24 февраля 1993 г.), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (8 июля 1993 г., был упразднен в 2001 г.)
В российской действительности
концентрация огромных средств (почти
равных федеральному бюджету) в многочисленных
внебюджетных фондах при ослаблении
государственного финансового контроля
в ряде случаев привела к
1.3Классификация, функции и роль внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды
1) внебюджетные фонды социального назначения (для финансирования социальных расходов – выплаты пенсий, пособий и т.п.);
2) внебюджетные фонды
межотраслевого и отраслевого
(экономического) назначения (для обеспечения
строительства жилья, дорог,
По уровням управления (определяются государственным устройством страны) [8 с.182]:
1) федеральные;
2) региональные;
3) местные.
В федеральных внебюджетных
фондах аккумулируются средства, необходимые
для обеспечения социально-
Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную [10, с.218]. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.
Роль внебюджетных фондов
в общественном развитии в современном
мире достаточно велика и определяется
результатом действия их функций. Фонды
позволяют в определенной степени
преодолеть крупный недостаток рыночной
системы – неравное распределение
дохода. Внебюджетные социальные фонды
являются тем методом вмешательства
правительства в рыночную экономику,
который позволяет более
Итак, внебюджетные фонды
многообразны и могут быть классифицированы
по различным признакам. Выполняя распределительную
и контрольную функции, они содействуют
достижению социального равновесия
и оказывают положительное
Характеристика деятельности внебюджетных фондов социального назначения РФ.
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации: порядок формирования доходов и направление расходования средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации на сегодняшнее время является крупнейшей организацией России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.№ 2122-1. [22]
На сегодня, можно проследить следующую ситуацию, что суммарные доходы бюджета пенсионного фонда РФ за 2011 год составили 5,25 трлн.руб., что на 0,7 трлн. руб. больше, чем в 2010 году и это 9,9% ВВП страны.
Рисунок 1 Доля доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП РВ 2009-2011г.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2011 год поступили в общей сумме 2,8 трлн. рублей, или 102,9% от плана. Сумма поступлений страховых взносов за 2011 год превышает поступления 2010 года почти на 0,9 трлн. рублей, что связано в основном с увеличением в 2011 году тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 26% (установленный тариф на обязательное пенсионное страхование в 2010 году – 20%). Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2011 год составили 418,1 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (НЧП) поступило 376,6 млрд. рублей, что на 52 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений за 2011 год увеличился на 177,6 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2012 года превысил 0,5 трлн. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2011 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц на общую сумму 4,1 млрд. рублей.
В сравнении с 2010 годом эта сумма увеличилась на 0,45 млрд. рублей.
Из федерального бюджета в ПФР в 2011 году поступили средства в сумме 2,4 трлн. рублей (в 2010 году поступило на 0,2 трлн. рублей больше), в том числе:
• на выплату средств материнского (семейного) капитала – 174,3 млрд. рублей, что на 75,7 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;
• на компенсацию выпадающих
доходов бюджета ПФР в связи
с установлением пониженных тарифов
страховых взносов для
• на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты – 34,5 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;
• на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц - участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы, – 3,4 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.
• на обеспечение сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда
Расходы бюджета Пенсионного
фонда РФ за 2011 год в целом увеличились
на 0,7 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом
и превысили 4,9 трлн.руб., в том
числе в части, не связанной с
формированием средств для
На выплату пенсий в 2011
году направлено 4,1 трлн. рублей, что
на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010
году. Из них на выплату трудовых
пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что
на 0,4 трлн. рублей больше, чем в 2010 году.
Расходы Пенсионного фонда
2.2 Особенности деятельности фонда социального страхования РФ.
Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в
трудовом процессе. Он действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.92 г. Ns 822 ≪О Фонде социального страхования
Российской Федерации≫ и Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 101 ≪О Фонде социального страхования Российской Федерации≫.
Основными задачами Фонда
социального страхования
Общий объем доходов бюджета ФСС в 2011 году составил 215536937867,96 тыс.руб., в то время, как общий объем расходов бюджета ФСС на 2011 год - 154511300460,87 тыс.руб.
Можно отметить, что были
определены особенности установления
отдельных расходных
Информация о работе Особенности социальных внебюджетных фондов