Особенности социальных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение предпосылок возникновения, сущность, классификация и роль внебюджетных фондов, а так же выявление характеристики деятельности внебюджетных фондов социального назначения в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды».
2.Рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности внебюджетных фондов.
3.Описать функции, доходы и расходы пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.
4.Исследовать порядок формирования доходов и направления расходования средств
5. Выделить особенности деятельности фонда социального страхования РФ
6.Изучить формирование и использование средств фонда обязательного
7. Обозначить основные направления пенсионной реформы
8. Исследовать перспективы развития финансового механизма государственных внебюджетных социальных фондов

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Общая характеристика внебюджетных фондов.....................................5
1.1 Внебюджетные фонды как составная часть системы финансов...................5
1.2 История возникновения внебюджетных фондов...........................................8
1.3 Классификация, функции и роль внебюджетных фондов...........................11
Глава2. Характеристика деятельности внебюджетных фондов социального назначения РФ.......................................................................................................13
2.1 Пенсионный фонд РФ : порядок формирования доходов и направления расходования средств............................................................................................13
2.2 Особенности деятельности фонда социального страхования РФ..............16
2.3Формирование и использование средств фонда обязательного медицинского страхования...................................................................................19
Глава3.Совершенствование деятельности внебюджетных фондов РФ социального назначения ......................................................................................23
3.1. Основные направления пенсионной реформы............................................23
3.2.П Проблемы социального страхования в России и возможные пути их решения..................................................................................................................27
3.3. Пути решения проблем в сфере социального страхования........................30
Заключение.............................................................................................................35
Список используемых источников......................................................................37

Файлы: 1 файл

мой курсовик финансы.docx

— 188.19 Кб (Скачать файл)

2) системный экономический  и политический кризис, сопровождавшийся  сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и  снижением жизненного уровня  населения;

3) кризис платежеспособности  российских предприятий и бюджетный  кризис;

4) социально-демографический  кризис – депопуляция  населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.[9.с278]

С учетом опыта европейских  государств, свидетельствующего о неэффективности  финансирования социальных затрат из бюджета в условиях  экономического кризиса, Правительство РФ приняло  решение о реформировании системы  социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен  ряд социальных статей бюджета, а  взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечить финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов. Будучи автономными от бюджета, они были предназначены для решения важных задач, которые требовали особого внимания со стороны государства.

Предполагалось, что внебюджетные фонды в качестве инструмента  мобилизации и использования  государственных финансовых ресурсов будут иметь следующие преимущества по сравнению с бюджетом [17]

1) обеспечение целевого  использования мобилизованных доходов;

2) гарантия возможности  оперативного анализа и корректировки  доходов и объемов их использования,  определения дефицита (профицита)  средств бюджета фонда;

3) возможность гибкого  управления финансовыми ресурсами  общества путем создания новых  фондов и ликвидации фондов, утративших  актуальность.

Для финансирования одних  и тех же нужд целесообразно создавать  только один внебюджетный фонд. Это  очень важно, так как множественность  фондов, созданных для одной и  той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к  внебюджетным фондам – это определить оптимальную продолжительность  их функционирования, она зависит  от сложности и характера задач, для которых создается фонд. Они  могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых  аккумулируются средства для пенсионного  обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды  экономического назначения). Как правило, с решением поставленных задач необходимость  в таких фондах отпадает. Государственные  внебюджетные фонды социального  назначения формировались в течение 1991-1993 гг. на основании постановлений Правительства, Верховного Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации (введен в действие 1 января 1991 г.), Фонд социального страхования Российской Федерации (26 июля 1992 г.), Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (24 февраля 1993 г.), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (8 июля 1993 г., был упразднен в 2001 г.)

В российской действительности концентрация огромных средств (почти  равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев привела к неэффективному их применению. Для усиления контроля за использованием государственных  финансовых ресурсов была проведена  консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральный бюджет РФ. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий  и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения. Таким  образом, в настоящее время в  России функционируют только три  государственных внебюджетных фонда  социального назначения – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.

 

 

 

 

 

             1.3Классификация, функции и роль внебюджетных фондов.

 

Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в  них, времени функционирования, механизму  формирования и использования средств  и т.п. По признаку целевой  направленности использования средств внебюджетные фонды можно представить в виде двух групп [13, с.146]:

1) внебюджетные фонды  социального назначения (для финансирования  социальных расходов – выплаты  пенсий, пособий и т.п.);

2) внебюджетные фонды  межотраслевого и отраслевого  (экономического) назначения (для обеспечения  строительства жилья, дорог, природоохранных  мероприятий и т.п.).

По уровням управления (определяются государственным устройством страны) [8 с.182]:

1) федеральные;

2)  региональные;

3) местные.

В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые  для обеспечения социально-экономических  расходов, имеющих общегосударственное  значение (финансирование отдельных  конституционных прав граждан, строительство  и содержание важных экономических  объектов и т.п.); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов  власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных  внебюджетных фондов финансируются  некоторые потребности местных  сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных  мероприятий и т.п.).

Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную [10, с.218]. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном  мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды  позволяют в определенной степени  преодолеть крупный недостаток рыночной системы – неравное распределение  дохода. Внебюджетные социальные фонды  являются тем методом вмешательства  правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный  ВНП, а так же способствует более  динамичному и качественному  воспроизводству трудовых ресурсов.

Итак, внебюджетные фонды  многообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. Выполняя распределительную  и контрольную функции, они содействуют  достижению социального равновесия и оказывают положительное влияние  на экономическую ситуацию. Таким образом, мы установили, что внебюджетные фонды являются важным звеном в системе финансов. Мы изучили историю возникновения внебюджетных фондов, рассмотрели их классификацию, основные признаки, функции и роль в общественном развитии. 

 

 

 

 

 

 

Характеристика деятельности внебюджетных фондов социального назначения РФ.

 

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации: порядок формирования доходов и направление расходования средств.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации на сегодняшнее время является крупнейшей организацией России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.№ 2122-1. [22]

На сегодня, можно проследить следующую ситуацию, что суммарные  доходы бюджета пенсионного фонда  РФ за 2011 год составили 5,25 трлн.руб., что на 0,7 трлн. руб. больше, чем в 2010 году и это 9,9% ВВП страны.

 

Рисунок 1 Доля доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП РВ 2009-2011г.

 

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2011 год  поступили в общей сумме 2,8 трлн. рублей, или 102,9% от плана. Сумма поступлений  страховых взносов за 2011 год превышает  поступления 2010 года почти на 0,9 трлн. рублей, что связано в основном с увеличением в 2011 году тарифа страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование до 26% (установленный  тариф на обязательное пенсионное страхование в 2010 году – 20%). Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2011 год составили 418,1 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (НЧП) поступило 376,6 млрд. рублей, что на 52 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений за 2011 год увеличился на 177,6 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2012 года превысил 0,5 трлн. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2011 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц на общую сумму 4,1 млрд. рублей.

В сравнении с 2010 годом  эта сумма увеличилась на 0,45 млрд. рублей.

Из федерального бюджета  в ПФР в 2011 году поступили средства в сумме 2,4 трлн. рублей (в 2010 году поступило  на 0,2 трлн. рублей больше), в том числе:

• на выплату средств  материнского (семейного) капитала – 174,3 млрд. рублей, что на 75,7 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;

• на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи  с установлением пониженных тарифов  страховых взносов для отдельных  категорий плательщиков – 69,6 млрд. рублей, что на 3,2 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году;

• на финансовое обеспечение  федеральной социальной доплаты  – 34,5 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;

• на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц - участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы, – 3,4 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.

• на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 924,4 млрд. рублей, что  на 390 млрд.рублей меньше, чем в 2010 году.

Расходы  бюджета Пенсионного  фонда РФ за 2011 год в целом увеличились  на 0,7 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом  и превысили 4,9 трлн.руб., в том  числе в части, не связанной с  формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 4,7 трлн.руб, что на 1,4 трлн.руб. превышает уровень 2010 года.

На выплату пенсий в 2011 году направлено 4,1 трлн. рублей, что  на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что  на 0,4 трлн. рублей больше, чем в 2010 году. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной  социальной доплаты к пенсии в 2011 году снизились на 1,6 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом и составили 29,4 млрд. рублей. Это связано со снижением  числа лиц, получающих федеральную  социальную доплату к пенсии, в  том числе с учетом роста общего уровня пенсионного обеспечения  в стране. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан  Пенсионным фондом Российской Федерации  израсходовано 311,9 млрд. рублей, что  на 18,3 млрд. больше, чем в 2010 году. Расходы  по накопительной составляющей бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  за 2011 год составили 240,5 млрд. рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные  пенсионные фонды, составила 236,7 млрд. рублей, что на 169,8 млрд. больше, чем  в 2010 году. Обязательства Пенсионного  фонда Российской Федерации по пенсионному  обеспечению граждан выполнены  в полном объеме. [23]

 

 

 

 

    2.2 Особенности деятельности фонда социального страхования РФ.

 

   Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в

трудовом процессе. Он действует  в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.92 г. Ns 822 ≪О Фонде социального страхования

Российской Федерации≫ и Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 101 ≪О Фонде социального страхования Российской Федерации≫.

Основными задачами Фонда  социального страхования являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечений и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования;
  • разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифных взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств; международными организациями по вопросам социального страхования.  [10]

Общий объем доходов бюджета  ФСС в 2011 году составил 215536937867,96 тыс.руб., в то время, как общий объем расходов бюджета ФСС на 2011 год - 154511300460,87 тыс.руб. 

Можно отметить, что были определены особенности установления отдельных расходных обязательств бюджета Фонда в 2011 году. Наибольший удельный вес в расходных статьях ФСС занимает государственные пособия гражданам, имеющим детей и составляет 53 556 160 727,45 тыс. руб. или 34,66%. Так же можно отметить, что достаточно большой удельный вес занимает страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 45 576 491 260,07 тыс.руб. или 29,5%. Если рассматривать доходную часть, то можно отметить, что доходная часть в большей своей части складывается из страховых взносов - 326 631 952 385,91 (или 93,7%).Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит в 2011 году - 38 798 736 985,80 или 25,1%. В 2011 году Фондом будет осуществляться оплата стоимости санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан (включая проезд к месту лечения и обратно) в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели.[23] Фондом также будет производиться оплата государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, а также иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, женщинам и новорождённым в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребёнка в течение первого года жизни (в размере 17 289 030 396,33 тыс.руб. или 11,2% соответственно). В Таблице 1 представлены показатели бюджета Фонда социального страхования.

Информация о работе Особенности социальных внебюджетных фондов