Особенности социальных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение предпосылок возникновения, сущность, классификация и роль внебюджетных фондов, а так же выявление характеристики деятельности внебюджетных фондов социального назначения в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды».
2.Рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности внебюджетных фондов.
3.Описать функции, доходы и расходы пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.
4.Исследовать порядок формирования доходов и направления расходования средств
5. Выделить особенности деятельности фонда социального страхования РФ
6.Изучить формирование и использование средств фонда обязательного
7. Обозначить основные направления пенсионной реформы
8. Исследовать перспективы развития финансового механизма государственных внебюджетных социальных фондов

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Общая характеристика внебюджетных фондов.....................................5
1.1 Внебюджетные фонды как составная часть системы финансов...................5
1.2 История возникновения внебюджетных фондов...........................................8
1.3 Классификация, функции и роль внебюджетных фондов...........................11
Глава2. Характеристика деятельности внебюджетных фондов социального назначения РФ.......................................................................................................13
2.1 Пенсионный фонд РФ : порядок формирования доходов и направления расходования средств............................................................................................13
2.2 Особенности деятельности фонда социального страхования РФ..............16
2.3Формирование и использование средств фонда обязательного медицинского страхования...................................................................................19
Глава3.Совершенствование деятельности внебюджетных фондов РФ социального назначения ......................................................................................23
3.1. Основные направления пенсионной реформы............................................23
3.2.П Проблемы социального страхования в России и возможные пути их решения..................................................................................................................27
3.3. Пути решения проблем в сфере социального страхования........................30
Заключение.............................................................................................................35
Список используемых источников......................................................................37

Файлы: 1 файл

мой курсовик финансы.docx

— 188.19 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 – Показатели бюджета  Фонда социального страхования

 

Показатель

           2009 год

           2010 год

            2011 год

            2012 год

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Доходы бюджетаФСС, всего

 

415,01 

 

440,05 

 

425,49

 

463,78 

 

458,82 

 

483,9

 

579,56 

Расходы бюджетаФСС, всего

 

414,06 

 

448,50 

 

453,82 

 

491,20

 

456,87

 

495,75

 

577,22

Величина дефицита / профицита  бюджета ФСС

 

0,94

 

-8,45  

 

-28,33 

 

27,42 

 

1,94

 

-12,75

 

2,34


 

Положительная тенденция  развития присутствует у фонда социального  страхования, который в целом  справляется со своей работой  и быстро реагирует на негативные движения в обществе. Примером является новая система оплаты больничных листов. В силу вступил новый порядок оплаты больничных листов. Теперь при начислении пособия по нетрудоспособности учитываются не только рабочие дни, но и выходные. На выплаты в размере 100% от среднего заработка вправе рассчитывать те граждане, которые в общей сложности протрудились не менее 8 лет, 80% выплатят при стаже от 5 до 8 лет, 60% - тем, кто проработал менее 5 лет. Если страховой стаж составляет менее полугода, то больничный будет равен минимальному размеру оплаты труда за полный календарный месяц.   Помимо этого, увеличиваются пособия, связанные с беременностью и родами. Важные изменения коснулись и молодых мам, кто ухаживает за заболевшим ребенком. Если раньше по больничному листу оплачивалось лишь 15 дней в месяц, и нередко женщин заставляли выходить на службу, до того как малыш поправится. То теперь этот срок составит - 60 дней в год и более. Все зависит от возраста ребенка и его заболевания. Много нового - и при выплате пособий. Родители малышей в возрасте до полутора лет вместо прошлогодних 700 рублей получат 1500. Это только для первенцев. Если в семье уже есть ребенок, пособие составит 3000 рублей. Причем, как прописано в законе, это - минимум, который получат неработающие мамы. Что же касается "деловых" дам, пособие составит 40% от среднего заработка. Установлен ограничитель - 6 тысяч рублей в месяц. И не стоит забывать про материнский капитал в 250 тыс. руб., который стали получать женщины с 2007 года [18].                        Наибольшая часть мобилизованных в Фонд средств используется для выплаты пособий по временной нетрудоспособности – 56%. На ежемесячные страховые выплаты направляется 14%, на пособия по беременности и родам – 8, на пособия по уходу за ребенком до 1,5 года – 4, на пособия при рождении ребенка – 4, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – 3%.          В целом выделение в 90-е гг. в России в качестве самостоятельного Фонда социального страхования позволило решить целый ряд проблем.  Это дало возможность обеспечить строго целевое использование средств, не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями.        Были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, сняты ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам.

 

 

2.3 Формирование и использование средств фонда обязательного медицинского страхования.

 

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Система медицинского страхования была принята Законе РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 ≪О медицинском страховании граждан в Российской Федерации≫, который был введен полностью в объеме с 1 января 1993 года. Основными задачами Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются:

• обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного  медицинского страхования в субъектах  РФ, т.е. выравнивание условий деятельности территориальных фондов финансированию программ обязательного медицинского страхования;

• обеспечение реализации Закона РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 о медицинском  страховании граждан в Российской Федерации;

• обеспечение предусмотренных  законодательством РФ граждан в  системе обязательного медицинского страхования;

• участие в разработке и осуществлении государственной  финансовой политики в области обязательного  медицинского страхования;

• разработка и осуществление  комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для вырывания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федераций. [23]

Можно отметить, что в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее также - программы) и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений. В 2011 году продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и мероприятий по улучшению демографической ситуации в стране. В целом с 2006 по 2011 год дополнительная диспансеризация работающих граждан проведена в отношении 24,2 млн. человек, в том числе в 2011 году — около 2,9 млн. человек. Начиная с 2007 года в Российской Федерации осуществляется диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее — диспансеризация детей-сирот). За период проведения диспансеризации детей-сирот из бюджета ФОМС на эти цели было направлено около 3,2 млрд руб. (рис. 2). В 2011 году диспансеризацию прошли 325 тыс. детей-сирот, на эти цели было израсходовано 921 млн руб.

Рисунок.2 Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2011 году на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в бюджет Фонда социального страхования РФ было направлено 18 млрд руб.. Указанные средства направляются медицинским учреждениям на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала, обеспечение медикаментами женщин в период беременности, оснащение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения, а также на дополнительное питание для беременных женщин и кормящих матерей. [25]

Так же, отмечается увеличение расходов на оплату родовых  сертификатов (рис.3).

    Рисунок  3 Объемы финансовых средств, направленных на оплату родовых сертификатов в период 2006-2011 г., млрд.руб.

В 2011 году работы по капитальному строительству и ремонту закончены в половине всех медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования: приняты 34 объекта ранее начатого строительства учреждений, проведены капитальный и текущий ремонты в 1912 учреждениях здравоохранения. В течение двух лет предусмотрено приобретение более 250 тыс. единиц медицинского оборудования.[25]

 

 

 

 

 

Совершенствование деятельности внебюджетных фондов РФ социального  назначения.

 

3.1. Основные направления  пенсионной реформы.

 

В конце двадцатого века в мировой экономике стали  активно осуществляться пенсионные реформы. Стратегия реформирования сводится к переходу к накопительной  пенсионной системе. Пенсионная реформа  обусловлена характером демографических  тенденций, делающих бесперспективным сохранение распределительных пенсионных систем.    Помимо демографических  проблем существуют финансовые, организационные  и прочие проблемы, которые в еще  большей степени обуславливают  актуальность осуществления пенсионной реформы. В России весь этот комплекс проблем стоит особенно остро, что  определяет важность и своевременность  постановки вопроса о проведении пенсионной реформы [20].

        C вступлением  в силу с 2002 года федеральных  законов «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации», «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации», «Об обязательном пенсионном  страховании» и «Об инвестировании  средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской  Федерации» в стране запущен  механизм пенсионной реформы,  являющейся одной из составляющих  комплекса проводимых в России  экономических реформ.

        Пенсионная  реформа была направлена на  изменение существующей распределительной  системы начисления пенсий, дополняя  ее накопительной частью и  персонифицированным учетом страховых  обязательств государства перед  каждым гражданином.

        Основной  задачей реформы являлось достижение  долгосрочной финансовой сбалансированности  пенсионной системы, повышение  уровня пенсионного обеспечения  граждан и формирование стабильного  источника для дополнительных доходов в социальную систему.

        Существовавшая  ранее система назначения пенсий  не давала работнику возможности  заработать нормальную пенсию, она  лишь перераспределяла средства  между группами с различным  уровнем доходов и из одних  регионов в другие. Тогда как  новая пенсионная модель в  значительно большей мере является  страховой и учитывает пенсионные  права граждан в зависимости  от размеров их зарплат и  уплачиваемых пенсионных взносов.

        От  распределительного принципа выплаты  пенсий Россия переходит к  распределительно - накопительному. Это  означает, что вместо того, чтобы  все отчисления с работающего,  входящие в единый социальный  налог, шли на выплату пенсий  нынешним пенсионерам, некоторая  их часть пойдет на личный  счет этого конкретного работающего  и будет инвестироваться в  различные финансовые инструменты,  определенные государством.

        Будущая  пенсия граждан состоит из  двух частей:

  • страховая часть - определяется трудовым стажем и размером заработной платы будущего пенсионера, в нее входит фиксированная часть пенсии (бывшая базовая часть пенсии);
  • накопительная часть – зависит от самого гражданина

                Страховая пенсия основана на условно накопительном принципе, суть которого заключается в следующем. При выходе застрахованного лица на пенсию, проводится расчет условного пенсионного капитала, равного сумме поступивших в ПФ РФ страховых взносов, увеличенных в соответствии с некоторым индексом.

         В отличие от страховой части,  накопительная часть трудовой  пенсии основана на реальных  накоплениях, т.е. на реальном  инвестировании страховых взносов,  направляемых на обязательное  накопительное финансирование трудовых  пенсий. Для расчета размера накопительной  пенсии, реальные накопления делятся  на ожидаемую продолжительность  выплаты трудовой пенсии на  день назначения пенсии.

        Размер  накопительной части трудовой  пенсии подлежит индексации с  учетом доходов от инвестирования  средств пенсионных накоплений.

        Переход  от распределительной пенсионной  системы к накопительной привели  к существенному росту национальных  сбережений в России, что поспособствовало  экономическому росту и развитию  финансовых рынков.    Введение  персонифицированного учета пенсионных  взносов оказало существенное  влияние на трудовую мотивацию  работников, которые будут заинтересованы  в декларировании своих реальных  доходов. Для достижения экономического  роста, обеспечивающего рост сбережений, важно ограничить государственное  финансирование текущего потребления.

        В  2010 году был восстановлен страховой  порядок администрирования пенсионных  отчислений, включая повышение тарифа  страховых взносов и увеличение  его доли, учитываемой в пенсионных  правах застрахованных лиц, проведена  валоризация (переоценка пенсионных  прав по состоянию на 01.01.2002) в  прямой зависимости от продолжительности  трудового стажа и др.

        На  данном этапе пенсионной реформы  не ставится задача решения  всех проблем, накопившихся в  современной пенсионной системе,  а предполагается решить только  часть из них, которые признаны  приоритетными на период до  конца текущего десятилетия. Весь  комплекс приоритетных мероприятий  конкретизирован в правительственной     концепции долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020 года, исходя из  целевых ориентиров социальной  политики на указанный период:

- уровень пенсионного  обеспечения с учетом мер социальной  поддержки начиная с 2010 г. не  ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП);

- повышение среднего размера  трудовых пенсий по старости  к 2016–2020 гг. до величины, обеспечивающей  не менее 2,5–3 ПМП;

- обеспечение индивидуальным  коэффициентом замещения трудовой  пенсии по старости не менее 40% заработка, на который начислялись страховые взносы [22].

        Выделенные  приоритеты современного этапа  развития пенсионной системы  обусловлены необходимостью ее  адаптации к макроэкономическим  условиям и глобальным демографическим  процессам.

        Дополнительное  повышение (валоризация) пенсионных  прав, приобретенных до реформы  2002 г. С 01.01.2010 пенсионные права,  приобретенные до 2002 г., дополнительно  проиндексированы на 10% плюс 1% дополнительной  индексации за каждый год стажа,  заработанный до 1991 г. Данная мера  затронула 98% нынешних получателей  пенсии. В рамках подготовки к  валоризации был осуществлен  мониторинг 35 млн. пенсионных дел.  При этом 11,6 млн. пенсионерам был  уточнен стаж.

        В  результате  в  2011 году средний  размер трудовой пенсии в целом  по стране увеличился на 1014 руб.  и составил 7334 руб., средний размер  трудовой пенсии по старости  – на 1090 руб. (7692 руб.), по инвалидности  – на 354 руб. (4960 руб.), по случаю  потери кормильца – на 675 руб. (4387 руб.). Особенно существенной  прибавка оказалась для ветеранов  Великой Отечественной войны  и лиц старше 70 лет – 1700–1800 руб.

        Прибавку  свыше 1000 руб. получила почти  половина российских пенсионеров.  При этом у четверти получателей  трудовых пенсий рост доходов  превысил 1500 руб.

       Администрирование  страховых взносов с отменой  единого социального налога (ЕСН) - единый тариф страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  установлен в размере 26% (в 2010 г. – 20%), из которых 16% учитывается  в правах .

        Таким  образом, построенная в процессе  реформ пенсионная система предполагает  оптимальное сочетание распределительного  и накопительного принципов в  обязательном пенсионном страховании.  Именно вопросы о сбалансированном  развитии этих двух принципов  построения пенсионной системы, об органичном вписывании в нее накопительного компонента, о роли государства в обеспечении достойного уровня жизни пенсионеров являются главными объектами обсуждения в продолжающейся дискуссии о путях развития пенсионной системы.

 

 

3.2.Перспективы развития  финансового механизма государственных  внебюджетных социальных фондов.

 

       Неблагоприятные социальные последствия складывающейся ситуации очевидны – это существенное снижение уровня социальной защиты застрахованных. Тревожным фактом является снижение покупательной способности пенсий и пособий, сокращение возможности исполнения мероприятий Базовой программы медицинского страхования и программ оздоровления работников и членов их семей. Очевидно, что поиск путей покрытия дефицита государственных внебюджетных фондов в таком объеме не может проходить только в рамках текущей деятельности Правительства Российской Федерации по формированию проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Необходимо законодательное закрепление уровня страхового возмещения по всем видам обязательного социального страхования и источников его покрытия. Эти решения должны быть выработаны на основе концепции развития всех видов обязательного социального страхования, которая, в свою очередь, должна предусматривать повышение уровня социальной защиты работающих граждан на случай потери заработка. С помощью концепции следует определить цели и задачи этого института социальной защиты на средне- и долгосрочную перспективы. Для ее разработки важно разработать модель всей системы социального страхования, с детальным описанием функций отдельных ее институтов, подкрепить ее надежными актуарными расчетами, договориться на широкой публичной основе о распределении финансовой нагрузки между основными субъектами правоотношений: работодателями, работниками и государством [19].

     Выработанные и закрепленные в концепции государственные и публичные приоритеты в области обязательного социального страхования должны учитывать как международный опыт, который отражен в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, Европейского сообщества и требованиях Всемирной торговой организации, так и специфику природно-климатических условий проживания в России, размещения мест приложения труда, исторические и культурные традиции страны. Что касается принятия оперативных мер, то перспективными представляются следующие направления:

финансирование базовой  части трудовой пенсии за счет общих  доходных источников федерального бюджета (при обязательном сохранении законодательно закрепленного порядка ее индексации), увеличение тарифа страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, введение обязательного профессионального  пенсионного страхования, дополнительного  добровольного пенсионного страхования  в сочетании с дополнительными  взносами за счет средств федерального бюджета;

осуществление выплат по обязательному  социальному страхованию, величина которых не зависит от заработка  застрахованного лица, за счет общих  доходов федерального бюджета. Исходя из этого, перспективы совершенствования механизма формирования доходной базы внебюджетных фондов России можно связывать только с привнесением в него реальных страховых характеристик за счет передачи функций плательщика обязательных платежей во внебюджетные фонды России от работодателя к работнику, при одновременном распространении индивидуального учета уплачиваемых платежей для исчисления пенсий и пособий на всю сумму производимых взносов, что имеет место только по платежам в пенсионный фонд России на страховую и накопительную части трудовой пенсии. В результате каждый работник будет знать – какую сумму он заплатил во внебюджетные фонды России, такую он и получит в виде социальных выплат. В результате данный страховой механизм социальной поддержки граждан России позволит как снизить налоговое бремя отечественных предприятий, так и повысит заинтересованность и ответственность работников в уплате обязательных платежей во внебюджетные фонды России .   Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом определяется, по нашему мнению, тремя основными факторами:

уровнем социального риска  в обществе, выражающемся в стоимостном  выражении утратившего доход  по этой причине;

степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или  временной;

мерой покрытия риска, устанавливаемой  государством исходя из целей социальной политики.

Формирование цивилизованной системы социального страхование  в России возможно при условии  применения междисциплинарного и внутрисистемного подходов, позволяющих учитывать  «внешние» и «внутренние» факторы, влияющие на взаимосвязь базовых  ее элементов по экономическому и  административному регулированию  и управлению системой [11, с.138].

      В ряду наиболее крупных «внешних» систем выступает система заработной платы, которая определяет масштаб и тип охвата социальным страхованием (наемные и/ или самозанятые работники, методы и формы финансирования, масштабы формального и неформального секторов занятости) и позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциала социального страхования. В этой связи все более актуальным вопросом является разработка концепции совершенствования системы заработной платы и доходов населения и включения ее важнейших направлений в бюджетный процесс всех уровней. В число основополагающих и первоочередных мер для этого целесообразно предусмотреть

 

3.3 Проблемы социального страхования в России и возможные пути их решения.     

Изменение традиционной системы социального страхования, функционировавшей в России еще с дореволюционного времени и в период советской власти, вызвано необходимостью адаптации общества к происходящим рыночным реформам. В настоящее время в Российской Федерации не сформирована целостная система социального страхования, хотя основные её элементы уже вырисовываются.      

Формирование  оптимальной системы социального страхования предполагает:      

– сохранение не страховых принципов;      

– отсутствие зависимости уровня выплачиваемых     

пособий от размеров отчислений;      

– незавершенность правового  регулирования системы обязательного  социального страхования;     

– недостаточность обоснования  уровня социальных выплат.     

Основные  проблемы социального страхования и возможные пути их решения представлены в таблице 1.  

Таблица.2 Проблемы социального страхования и  пути их решения 

Проблема  социального страхования

Возможный путь решения проблемы

Деформация  распределительных отношений и  принципов

обязательного социального страхования

Создание условий  для развития обязательного негосударственного

социального страхования

Снижение ставки страховых взносов     

Закрепление объемов  и норм страхового обеспечения, определение 

соответствующих этому размеров страховых тарифов

Необоснованное  занижение страхового тарифа

страхователями     

Проверка Фондом социального страхования  правильности установления класса профессионального  риска, соответствующего роду деятельности  предприятия (организации)

Низкая  заинтересованность страхователей  в уплате страховых взносов      

Направление до 20% сумм страховых взносов на частичное  финансирование предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма (включая финансирование

периодических медосмотров, санаторно-курортное оздоровление работников, занятых во вредном производстве)

Применение  специальных налоговых режимов

Установление  взаимосвязи между страховыми выплатами  из

внебюджетных  фондов, фонда оплаты труда и численностью работников,

перешедших на специальные налоговые режимы.

Исключение  из числа экономически активного  населения такой категории потенциальных  страхователей, как индивидуальные предприниматели, адвокаты, фермеры

Предоставление  возможности добровольно уплачивать взносы в Фонд

социального страхования РФ


В нашей стране не раз предпринимались попытки реформировать социальное страхование (замена с 01.01.2001 г. основного источника финансирования  страховых взносов – на единый социальный налог, и введение с 01.01.2003 г. налога по категории плательщиков – страхователей, перешедших на специальные налоговые режимы). Однако это не принесло положительных результатов. Снижение ставки единого социального налога привело к сокращению отчислений во внебюджетные фонды, ликвидации санаторно-курортного лечения работающих, введению оплаты больничного листа за счет средств обязательного социального страхования только с 3-го дня. По сути, был утрачен страховой характер обязательного социального страхования, взносы стали взиматься обезличенно, превратились в некий обязательный платеж, который стал инструментом перераспределительной политики государства. У работодателей и граждан пропала мотивация в собственной социальной защите в виде социального страхования. Страховые взносы на вмененный доход, сельскохозяйственный налог, налог в связи с упрощенной системой налогообложения имеют иную природу, чем страховые взносы и единый социальный налог. У него иная налогооблагаемая база, не связанная ни с фондом оплаты труда, ни с численностью персонала. При этом основным критерием социального страхования и возмещения страховых выплат продолжает оставаться потеря работником заработка. По нашему мнению, необходимо предусмотреть связь между страховыми выплатами из внебюджетных фондов с фондом оплаты труда и численностью работников, перешедших на специальные налоговые режимы.   В настоящее время произошла деформация распределительных отношений, появилась возможность получения страховых услуг без участия в формировании финансовой базы социального страхования. В результате нарушается один из основополагающих принципов социального страхования «взнос – выплата», а система недополучает законодательно установленных ресурсов. В этом случае имеет место подмена цели социального страхования. Принцип личной ответственности каждого за формирование условий своей жизни, необходимый в рыночной экономике, сведен к нулю. Мы считаем, что стратегия развития социального страхования должна включать консолидированную позицию Правительства, профсоюзов и работодателей в решении вопросов социального страхования; активизацию работы профсоюзов при сохранении за государством законодательных и контрольных функций; создание условий и предпосылок для развития негосударственного социального страхования, что связано с организацией негосударственных пенсионных фондов. Развитие и поддержка негосударственных добровольных форм страхования позволит, во-первых, вовлечь в социальное страхование и те группы населения, которые окажутся вне действующей системы; во-вторых, создать условия конкуренции между страховыми организациями, что повысит уровень страховых услуг и создаст предпосылки повышения эффективности социальной защиты населения.     

Кроме того, необходимо приостановить  сползание социального страхования  на путь социального обеспечения, восстановив  его функционирование на подлинно страховых  принципах.     

Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности до сих  пор регулируется законодательством  бывшего СССР, многие нормы которого устарели. Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с  действующим законодательством  имеют право на значительные льготы по уплате отчислений в Фонд социального страхования РФ. В тоже время они пользуются правами на получение страхового возмещения, как и другие плательщики, которые льгот не имеют. Таким образом, возникает проблема отсутствия зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. По мнению экономистов, для решения этой проблемы можно перенести бремя не страховых выплат на федеральные и региональные бюджеты, а также оптимизировать страховые расходы. Например, для сокращения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию предлагается освободить выплаты по временной нетрудоспособности от налога на доходы физических лиц.     

Проблема  страхования самозанятого населения, работников малого бизнеса и категорий населения, не выплачивающих страховые взносы или налоговые платежи во внебюджетные фонды, также является актуальной. Однако на сегодняшний момент законодательство предоставило возможность данной категории страхователей уплачивать взносы в Фонд социального страхования в добровольном порядке и, соответственно, получить право на получение пособий и страховых выплат.  Одним из решающих направлений совершенствования системы социального страхования должно стать осуществление комплекса мер, направленных на достижение финансовой устойчивости системы за счет сбалансированности поступлений обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды. Выполнение этой задачи обусловливает необходимость установления четких границ между сферами социального страхования и социального обеспечения, отнесение расходов к категории страховых и не страховых. Выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют четко выраженную страховую природу, расходы же по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам, а расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность. Исходя из этого и предполагается определить для каждого вида расходов, осуществляемых сегодня из средств социального страхования, источники финансирования. Это может произойти только в случае радикального изменения в нашем государстве отношения к порядку и условиям оплаты труда гражданам, занятым в производстве, и определенного роста их заработной платы. Правомерно ставить вопрос о параллельном введении в формирование доходов по бюджету социального страхования понятия страховых взносов.      

Таким образом, без решения  поставленных проблем невозможно создать  эффективную систему социального страхования в России и обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков. Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.  Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей  и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение  работников и членов их семей. Государственное  социальное страхование находится в ведении органов законодательной исполнительной власти, формирующих  государственный бюджет и его  расходную часть. Пособия и льготы,поступающие населению через эту систему,устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который  означает, что выплаты не зависят  от уплачиваемых гражданином налогов  и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости. [20]

        Заключение

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных  фондов, многие из которых сохранили  свою самостоятельность даже после  создания государственного бюджета, основанного  на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации  они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного  медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды  носят строго целевое значение и  выполняют определенные функции, возложенные  на них государством. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения  стабильности государственной системы  ОМС; Фонд социального страхования  – для обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования. Каждый из них формируется  в основном за счет перераспределения  Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов. Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные социальные внебюджетные фонды.

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации. В  РФ государственными внебюджетными  фондами являются: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального  страхования. Эти фонды носят  строго целевое назначение и выполняют  определенные функции, возложенные  на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования - для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования - для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

Совершенствование системы  социального страхования является сейчас не благими намерениями, а  насущной необходимостью. Пусть у  внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс».
  2. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс»
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // ПСИС «Консультант Плюс».
  4. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 («О Фонде социального страхования Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс».
  5. Указ Президента РФ от 07.08.1992 N 822 (ред. от 05.08.1995) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс»
  6. Алибеков М И. Роль государственных социальных внебюджетных фондов в социальной политике страны 2010 №1 с 331
  7. Финансы: учебник  ∕  Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462с.  – (Университет России), С. 283
  8. Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева,  
    Т.Н. Кузьменко [ и др.]; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 384 с.
  9. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.И. Сагайдачная, В.В. Казаков, 
    Ю.А. Рюмина. – М.: КНОРУС, с 443.
  10. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп.∕под ред. А.Г.Грязновой, Е.В. Маркиной. – М. : «Финансы и статистика», Издательский дом «ИНФА-М», 2010. С. 430
  11. Финансовая система и экономика / Под ред. В.В. Нестерова, И.С. Желтова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 432 с.: ил.
  12. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Романовского, проф. Т.И. Белоглазовой. с 448
  13. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М 2010 с 253
  14. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, с 279
  15. Романовский М.В. Финансы: Учебник / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской и проф. Б.М. Сабани (второе издание). – М.: ЮРАЙТ, 2010 г. –303 с.
  16. Емельянова Т.В Единый счет бюджета пенсионного фонда России." Финансы и кредит" 2009 с 256.
  17. http://www.bibliotekar.ru/ (дата запроса 15.05.2013)
  18. http://otherreferats.allbest.ru/finance/00013233_0.html (дата запроса 15.05.2013)
  19. http://www.aup.ru/books/m177/2_65.htm дата запроса 15.05.2013)
  20. . http://base.garant.ru/12180688/5/ дата запроса 14.05.2013)
  21. http://knigi-uchebniki.com/uchebnik-finansi/vnebyudjetnyie-fondyi11620.html (дата запроса 11.05.2013)
  22. http://ru.wikipedia – Пенсионный фонд Российской Федерации дата запроса 18.05.2013)
  23. Годовой отчет за 2011 год / Пенсионный фонд Российской Федерации. – 2011. – С.20-24 (дата запроса 19.05.2013)
  24. http://kremlin.ru/acts/9753 - бюджет Фонда социального страхования дата запроса 15.05.2013)  
  25. http://bujet.ru/upload/iblock/a76/adkgo%20pfmgiz-12.jpgОбязательное медицинское страхование: итоги 2011 года дата запроса 16.05.2013)
  26. http://www.kommersant.ru/doc/2076021 (дата запроса 05.06.2013)
  27. http://ria.ru/society/20120712/697793409.дата (запроса 05.06.2013)

 


Информация о работе Особенности социальных внебюджетных фондов