Особенности влияния финансов на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе необходимости финансов в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 обозначить предпосылки возникновения финансов;
 охарактеризовать понятие и необходимость финансов;
 рассмотреть использование финансов для регулирования экономики;
 выделить место и роль финансов в рыночной экономике;
 дать характеристику государственным финансам и их влиянию на экономику;
 проанализировать финансы в рыночной экономике на примере Мурманской области.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика финансов 5
1.1. Предпосылки возникновения финансов 5
1.2. Понятие и необходимость финансов 7
Глава 2. Особенности влияния финансов на экономику 11
2.1. Использование финансов для регулирования экономики 11
2.2. Место и роль финансов в рыночной экономике 14
2.3. Государственные финансы и их влияние на экономику 16
Глава 3. Финансы в рыночной экономике на примере Мурманской области 23
3.1. Характеристика Мурманской области 23
3.2. Общая характеристика финансов Мурманской области 24
3.3. Совершенствование финансов Мурманской области 38
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

Необходимость финансов в рыночной экономике.docx

— 84.95 Кб (Скачать файл)

При использовании второй важной формы прямого вмешательства  государства в экономику, перераспределения  доходов, значительная часть национального  дохода целенаправленно перераспределяется, либо в виде субсидий или оплаты научно-исследовательских работ, или  выплаты процентов по ценным бумагам, или пособий по безработице.12

Через третью форму  своего прямого вмешательства, различные  экономические программы, государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.

Косвенные формы  государственного вмешательства оказывают  непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.

Первая из них – кредитно-денежная система – используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.

Посредством налоговой системы  государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой  ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов, и их изменение непосредственно  отражается на ценах товаров и  услуг.

Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.

Величина государственных  финансов определяется функциями и  ролью государства в обществе:

Суть первой из них – экономической – заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении государственным сектором, программировании).

Вторая функция – оборонная – состоит в финансировании армии, милиции.

Третья – социальная – заключается в оказании поддержки малообеспеченным слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют  финансы, является наиболее современной – это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

Выполнение этих четырех  функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой зависит от поставленных конкретных задач. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них – бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.13

Государственный бюджет или – бюджет центрального (федерального) правительства представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью государство оказывает воздействие на многие хозяйственные процессы. За счет госбюджета содержится армия, полиция, часть здравоохранения, наука, осуществляется защита окружающей среды.

Бюджеты региональных и местных  органов власти, наряду с внебюджетными  фондами, входят в финансы местных  администраций. Как правило, возможности последних ограничены, и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.

Помимо бюджетных средств  в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся  в госсобственности. Они формируются  либо за счет бюджета центрального правительства, например, бюджет военных  предприятий, либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными – например, почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет.

Внебюджетные денежные ресурсы  используются строго по назначению – для финансирования целевых программ, как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти.

Государственный бюджет – это доходы и расходы государства, или иными словами, это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства.

Государственный бюджет утверждает высшая законодательная власть страны, а за его выполнение отвечает центральное (федеральное) правительство, то есть исполнительная власть.

Структура госбюджета составляют доходная и расходная части:

  1. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства.
  2. Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством финансы.14

Доходы и расходы государства  распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (федеральных) властей – самые крупные доходы и расходы, – региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника – государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.

С помощью сбора налогов  государство осуществляет решение  основных возложенных на него функций  и задач.

Налоги – это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица.

Налоги разделяют на прямые, которые взимают непосредственно  с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров  и тарифа на услуги.

Как правило, в бюджет центрального (федерального) правительства поступают  налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц и на прибыль  предприятий. В местные бюджеты  республик, краев, областей в России, например, собираются налоги на имущество  предприятий, за использование природных  ресурсов, на имущество физических лиц, за право торговли, земельный  налог, курортный сбор и ряд других.

Расходы на экономику и  социальные потребности производятся путем государственных закупок  и трансфертных платежей.

Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение  ресурсов от частного к общественному  потреблению.

Используя другой вид расходов – трансфертные платежи (трансферт означает «передавать»), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения – по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, пособий по беременности и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и субсидии.

Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран  на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).

Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами  на оборону, либо – выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики.15

Значительно реже бюджетные  доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег  в бюджете, и тогда он становится профицитным.

Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами.

При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета  государство прибегает к заимствованию – внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция, а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.

Государственный долг – общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.16

В настоящее время в  большинстве стран растут как  внутренние, так и внешние долги. Такое положение при неэффективном  использовании полученных средств  на определенном этапе развития может  вызвать тяжелые социально-экономические  последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое  положение, при котором общая  сумма государственного долга превышает  объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета. Этого можно достичь путём уменьшения расходов на военные нужды, конверсии в оборонной промышленности, сворачивании социальных программ, приватизации низкорентабельных предприятий государственного сектора.

 

Глава 3. Финансы в рыночной экономике на примере Мурманской области

3.1. Характеристика Мурманской области

 

Мурманская область, в Российской Федерации. 144,9 тыс км2. Население 872,8 тысяч человек (на 2009 год), городское население составляет около 92%. Этнический состав таков по убыванию: русские, украинцы, белорусы, татары, саамы, финны, карелы и прочие малочисленные народы. 5 районов: Ковдорский, Кольский, Ловозерский, Печенгский, Терский, 16 городов (6 городов с подведомственной территорией: Апатиты, Кандалакша, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори), 16 поселков городского типа.

Демография: Население: 892 534: городское: 823 215 (92,2 %); сельское: 69 319 (7,8 %); мужчины: 435 135 (48,8 %); женщины: 457 399 (51,2 %) Средний возраст: 34,4 лет.

Численность населения Мурманской области изменяется не только в результате естественного движения, но и в  результате углубляющихся миграционных процессов.

Миграция населения в  Мурманской области мало зависит  от отобранных фактов и вполне управляемая. Но для уменьшения ее отрицательного влияния на численность постоянного  населения Мурманской области необходимо больше внимания уделять охране окружающей среды, выделяя на эти цели больше средств, развитию рыбной отрасли в  регионе и строительству жилья. Вызывает беспокойство и также отобранные нами факты как рост безработицы  и падение производства в агропромышленном комплексе. Заполярья, они хоть незначительно, но все же оказывают влияние на миграцию населения Мурманской области.

Мурманская область состоит  из 14 городских округов и 5 муниципальных  районов. В составе муниципальных  районов установлены границы 23 поселений, в том числе 13 городских и 10 сельских.

Городской округ Мурманск, Городской округ Апатиты; Городской округ Кировск; Городской округ Ковдорский район; Городской округ Мончегорск; Городской округ Оленегорск; Городской округ Полярные Зори; Городской округ Видяево (ЗАТО) Городской округ Заозерск (ЗАТО); Городской округ Островной (ЗАТО), Городской округ Полярный (ЗАТО); Городской округ Скалистый (ЗАТО); Городской округ Снежногорск (ЗАТО); Муниципальные районы; Кандалакшский муниципальный район; Кольский муниципальный район; Ловозерский муниципальный район; Печенгский муниципальный район; Терский муниципальный район Географические данные климата

Кольский полуостров получает значительно меньше тепла и света, чем более южные районы страны. Зимой солнце вообще не показывается над горизонтом, и над Кольскими тундрами висит долгая полярная ночь. Зато летом солнце не заходит круглые сутки. В связи с этим и наши времена года не совпадают с общепринятыми календарными сезонами. Особенности климата Мурманской области обусловлены также ее положением между морем на севере и материком на юге. Побережье и континентальная часть Кольского полуострова различны по климату. В районах Кольского залива и Мурманского побережья климат формируется, главным образом, под влиянием теплого течения Гольфстрим, благодаря которому даже в суровые зимы юго-западная часть Баренцева моря не замерзает. Это определяет высокую влажность воздуха, частые туманы, облачность, штормы. Климат здесь умеренно холодный, морской, со сравнительно мягкой зимой и прохладным летом. Времена года в Мурманской области распределяются так: зима (ноябрь-март), весна (апрель-май), лето (июнь-август) и осень (сентябрь-октябрь).

3.2. Общая характеристика финансов Мурманской области

 

По масштабам экономики  Мурманская область уступает двум регионам Северо-Запада – республике Коми и Вологодской области, и сопоставима с Архангельской областью (без Ненецкого АО), на ее долю приходится менее 1% российского ВРП. По душевым показателям (с поправкой на стоимость жизни в регионе) она занимает срединное положение в Северо-Западном федеральном округе. В последние годы область оказалась в переходной зоне между относительно развитыми российскими регионами и «серединой», хотя в 1990-е годы устойчиво входила в группу относительно развитых. Дрейф в худшую сторону объясняется динамикой развития промышленности – главной отрасли экономики области, на которую приходится 43% ВРП (в среднем по регионам России – 31%), и ценовой политикой крупных компаний.

Информация о работе Особенности влияния финансов на экономику