Отчет по практике в АО «Каспий Банка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 10:04, отчет по практике

Описание работы

Каспий банк всегда делал акцент на качество услуг и стабильное последовательное развитие, отличаясь своей консервативностью.
Каспий Банк сосредоточен на работе с казахстанцами и казахстанским бизнесом внутри страны. У этого решения есть простое объяснение, Каспий Банк уже стал таковым для более чем 1 миллиона клиентов, среди которых более 8 тыс. малых и средних компаний. Банк построил одну из самых больших филиальных сетей.

Файлы: 1 файл

отчет по практике.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

При этом отечественные предприниматели указывают на недоступность кредитов как на одно из серьезных препятствий их деятельности. Однако подобные жалобы звучат от всех предпринимателей мира. Зачастую основным источником средств для предпринимателей являются собственные накопления, ссуды от родственников или друзей. В странах Евросоюза, где доля сектора малого бизнеса достигает порядка 65% в численности занятых и порядка40% в общем объеме экспорта, рост малых предприятий финансируется за счет реинвестируемой прибыли (65%), кредитов банков (20%),собственных/семейных накоплений(10%) и дополнительного выпуска акций(5%). Характерным для всех стран является то, что банки рассматривают кредитование малого бизнеса как высокорискованные операции с высокой вероятностью невозврата кредита. В Казахстане риск невозврата кредитов усугубляется тем, что на фоне отсутствия системы обеспечения залога и процедур банкротства предприятий специализированные знания и навыки национальных кредитных специалистов находятся в стадии формирования.

Можно отметить, что снизилась острота проблемы залогового обеспечения. При этом, возросло число предпринимателей, отметивших необходимость предоставления большого количества документов как препятствие для получения кредита. На практике, эти два факта оказались взаимосвязанными. С ужесточением требований по оформлению и постановке на арест залогового имущества, часть нагрузки на предпринимателя по предоставлению залога перешла в категорию проблем сбора большого количества необходимых документов.

Наиболее актуальными на сегодняшний день проблемами, ограничивающими доступ предприятий малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам, являются высокий ссудный процент и короткий срок возврата кредита.

Анализ сложившейся ситуации показал, что высокие процентные ставки и краткосрочность выдаваемых кредитов в определенной степени зависят от кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан, а также от отраслевой специфики сектора малого предпринимательства в целом.

В настоящее время в рассматриваемом секторе экономики преобладают предприятия малого бизнеса, занятые в сфере торговли и оказания услуг, которые, как правило, не нуждаются в долгосрочных кредитах. В первую очередь это обусловлено коротким инвестиционным циклом на данных предприятиях. В то же время, производственные малые предприятия для модернизации основных фондов и расширения своей деятельности нуждаются в более дешевых и долгосрочных кредитах, чем предприятия торговли.

Объяснение сложившейся ситуации кроется в законах рынка. Преобладание сферы торговли в малом бизнесе связано с относительно низкими первоначальными капиталовложениями, быстрой окупаемостью затрат и достаточной высокой рентабельностью. Привлекательность данной сферы для предпринимателей формирует спрос на краткосрочные кредиты, когда достаточно высокая стоимость кредита с лихвой компенсируется полученной прибылью. Таким образом, до тех пор, пока на рынке кредитных капиталов существует высокий спрос со стороны предпринимателей на подобного рода кредиты, финансовым институтам не выгодно снижать процентные ставки.

Как уже отмечалось, по-прежнему актуальной остается проблема залогового обеспечения запрашиваемого кредита. Суть проблемы кроется в отсутствии или нехватке залогового обеспечения и специфике оценки предоставляемого залога экспертами банков.

Проблема отсутствия или нехватки залогового имущества очень тесно связана с оценкой его рыночной стоимости и ликвидности. На сегодняшний день в качестве залога банки второго уровня принимают недвижимость, оборудование, средства в обороте, транспортные средства, гарантийные поручительства, ценные бумаги. Стоимость и ликвидность залога определяется залоговыми экспертами банка. Стоимость залога должна покрывать сумму запрашиваемого кредита не менее чем на 30%. При этом оценочная стоимость залога, как правило, колеблется в пределах от 50% до 80% ее рыночной стоимости, т.е. реально предоставляемый залог должен покрывать сумму кредита уже не на 30%, а на 50-70%. В большинстве случаев, исходя из данной схемы оценки залога, предприниматели не в состоянии предоставить адекватное залоговое обеспечение для получения необходимого кредита.

Для решения проблемы обеспечения кредита залогом, в рамках политики поддержки малого предпринимательства, в нормативно-законодательных актах предусматривается возможность использования коммунальной(municipal) собственности в качестве залога за кредит. Однако на практике данные меры не работают.

Возникали ситуации, когда предприниматели брали кредит, предоставляя в качестве залога коммунальную собственность, а после этого скрывались с полученными деньгами. Когда банк требовал передать им залоговое имущество в качестве возмещения за невозвращенный кредит, акимат, в свою очередь, отвечал отказом, мотивируя это отсутствием легитимных процедур и механизмов передачи коммунальной собственности в собственность банка.

Изучение зарубежного опыта указывает на то, что внедрение системы институтов страхования рисков банков второго уровня и институтов гарантирования возвратности кредитов в значительной степени снижает риски для банков, сокращает сроки рассмотрения заявки и выдачи кредита и способствует расширению доступа предприятий малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам.

Адаптация и внедрение подобной практики в Казахстане позволит стимулировать заинтересованность финансовых институтов работать с малыми предприятиями и как следствие расширить доступ отечественных предпринимателей к кредитным ресурсам.

Взаимодействие с государственными органами

Предприниматели отмечают, что наряду с благоприятными тенденциями в сфере взаимодействия с государственными органами, наблюдается ужесточение административного регулирования предпринимательской деятельности. В своей практике в процессе взаимодействия с государственными органами они сталкиваются со следующими проблемами: Рисунок 6.

Рисунок 6. - Основные трудности при взаимодействии с государственными органами

Основная причина существования имеющихся административных барьеров заключается в качестве действующих нормативно-законодательных актов, регулирующих различные аспекты взаимодействия предпринимателей с соответствующими государственными органами. В дополнение к этому имеет место недостаточно четкое выполнение действующих нормативно–законодательных актов, как чиновниками, так и самими предпринимателями, что приводит к снижению их эффективности на практике.

Большую озабоченность среди предпринимателей вызывает Кодекс об административных правонарушениях. По их мнению, меры, предусмотренные в кодексе, носят в большинстве своем карательный характер, когда даже незначительные нарушения со стороны предпринимателей наказываются большими штрафами. При этом не соблюдается принцип равенства перед законом, когда чиновники государственных органов практически не несут ответственности за нанесение ущерба предпринимателю своими действиями.

Меры, принимаемые для преодоления административных барьеров, недостаточно эффективны из-за использования упрощенного подхода. В настоящее время регулирование деятельности предприятий малого бизнеса со стороны государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции, осуществляется без учета отраслевой специфики объекта регулирования.

Проблема взаимодействия с государственными органами возникает по двум основным причинам: первая заключается в несовершенстве разработанных нормативных документов, вторая причина кроется в искусственно создаваемых чиновниками административных барьерах, что, по сути, является следствием первой причины. При этом, проблемы взаимодействия малых предприятий с чиновниками государственных органов существуют практически во всех странах СНГ. Так, например исследования сектора малого предпринимательства в России, подтверждают, что необоснованное вмешательство в деятельность малых предприятий наиболее часто имеет место со стороны налоговых служб, пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической станции. В среднем на каждое предприятие приходится порядка 10 проверок в год. Данный показатель варьируется в пределах от 3 до 20 проверок за год.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса

Для успешного развития своего бизнеса предприниматели должны иметь свободный доступ к нормативным и законодательным актам, разъяснительным документам и инструкциям, регулирующим их деятельность. Помимо этого им необходимо владеть информацией о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта готовой продукции и участия в тендерах. Не менее важным для предпринимателей является наличие возможности для повышения уровня знаний и специализированных навыков, которые они применяют в своей повседневной деятельности.

В зарубежных странах подобные услуги малым предприятиям оказываются специализированными организациями (BDS organisation). Деятельность подобных организаций осуществляется на основе следующих принципов:

- спектр предоставляемых услуг определяется на основе изучения конкретных потребностей предпринимателей;

- в предоставлении услуг используется бизнес подход, при котором предприниматели рассматриваются в качестве клиентов, а не получателей помощи;

- услуги предоставляются на платной основе, при этом стоимость соразмерна выгоде, получаемой предпринимателем от этой услуги;

- предоставляемые услуги ориентированы на достижение долгосрочного эффекта, который может быть измерен количественными показателями (увеличение количества действующих предприятий, рост занятых в малом бизнесе, рост доходов, увеличение объемов продаж).

На сегодняшний день в Казахстане в рамках политики поддержки малого бизнеса действует ряд организаций, предоставляющих услуги предприятиям малого бизнеса: ЗАО "Республиканский информационно-выставочный центр", ЗАО» Фонд поддержки малого предпринимательства", региональные и отраслевые ассоциации предпринимателей, Казахстанская ассоциация бизнес инкубаторов и инновационных центров, действующие бизнес инкубаторы. В рамках деятельности этих организаций предпринимаются попытки создания сферы услуг для малого бизнеса, отвечающей существующим потребностям.

Круг предоставляемых услуг включает в себя проведение тематических семинаров, консультирование, проведение исследований и подготовка публикаций, организация выставок и конференций, а также представление интересов предпринимателей в различных государственных органах. Помимо этого данные организации принимают активное участие в разработке политики в сфере малого бизнеса.

Приходится констатировать, что в Казахстане сфера услуг по поддержке малого бизнеса развивается неравномерно. Наиболее полезными, по мнению предпринимателей, являются услуги региональных и отраслевых ассоциаций. В то же время финансируемые из бюджета крупные организации, располагая значительными ресурсами и возможностями, зачастую менее эффективны. Это объясняется тем, что региональные и отраслевые ассоциации напрямую взаимодействуют со своими клиентами и хорошо осведомлены о специфических потребностях предпринимателей на местах.

Однако ассоциации в силу ограниченных возможностей и ресурсов не в состоянии удовлетворить существующий спрос на соответствующие услуги. Помимо этого, в настоящее время предприниматели из-за сложившихся стереотипов мышления недооценивают потенциал и возможности ассоциаций в отстаивании и лоббировании своих интересов, а также преимуществ упрощенного доступа к услугам, необходимым для развития своего бизнеса.

Сфера бизнес услуг для предпринимателей –   относительно новый рынок для Казахстана, который обладает значительным потенциалом для развития и привлечения ресурсов. Мировой опыт показывает, что его успешное развитие в равной степени зависит и от государственной поддержки и от предпринимателей, нуждающихся в этих услугах и заинтересованных в развитии собственного бизнеса.

Заключение

 

В результате прохождения производственной практики в АО « Каспий Банк» мной был проведен анализ теории и практики кредитования малого бизнеса. Анализ показал, что особенности кредитования этих субъектов заключаются в договорном характере взаимоотношений банка и его клиента в процессе кредитования, т.е. сумма кредита и размер процентных ставок, способ его предоставления и срок возврата четко фиксируются в кредитном договоре. Кредиты выдаются только кредитоспособным заемщикам. В этой связи в настоящее время не существует жестких регламентации по применению того или иного механизма кредитования, способов регулирования задолженности по кредиту, содержанию банковского контроля при кредитовании в зависимости от характера объекта кредитования или отраслевой принадлежности заемщика. В основе кредитных отношений так же, как и при кредитовании других заемщиков, лежит взаимовыгодность кредитной сделки для клиента и для банка, а также принципы кредитования – срочность, возвратность и платность.

К особенностям современной системы организации кредитования субъектов предпринимательства относятся следующие:

- клиент не закрепляется  за банком, а сам выбирает тот банк, чьи условия совпадают с его интересами, ему предоставлено право получать ссуды в разных банках, что создает условия для развития конкуренции между банками;

- банк торгует своими  ресурсами, поэтому в основном  он диктует условия предоставления  ссуд;

- кредитование производится как на базе укрупненного объекта, так и в объеме частных потребностей, разовых кредитов, покрывающих временный разрыв в платежном обороте;

- объем выдаваемых банком  кредитов в большей части зависит  от объема привлеченных средств, от этого, в конечном счете, зависит и объем доходов, и рентабельность банка;

- установлением нормативов регулируется максимальный допустимый размер привлекаемых ресурсов, размер минимального резерва и предельной суммы выдаваемого кредита одному заемщику.

Коммерческие банки Казахстана занимаются выдачей кредитов малому бизнесу на основании Программы Малого Бизнеса Казахстана. Программа поддержана и сформирована двумя крупными международными организациями: Европейским Банком Реконструкции и Развития и Европейским Союзом (TACIS). Основным приоритетом Программы Малого Бизнеса Казахстана является обеспечение индивидуального подхода к каждому потенциальному заемщику, который начнется с бесплатной консультации и завершится быстрым принятием решения о предоставлении кредита.

Информация о работе Отчет по практике в АО «Каспий Банка»