Отчет по учебной практике по направлению экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:42, отчет по практике

Описание работы

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1. Бюджетное устройство РФ
2. Бюджетная система РФ
3. Бюджет государства
4. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство Российской Федерации.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный  федеральный университет»

Финансово-экономический  институт

Кафедра «Финансы и банковское дело»

 

 

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»

ПРОФИЛЬ «СТРАХОВАНИЕ»

 

Студентов I курса

Егорова Алексея Петровича,

Троева Александра Ивановича

Руководитель практики

Куприянова Наталья Афанасьевна,

лаборант

Дата сдачи отчета

22.06.12

Дата защиты

22.06.12

Оценка______________

 

 

Якутск 2012

Содержание

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РФ

1. Бюджетное устройство РФ

2. Бюджетная система РФ

3. Бюджет государства

4. Роль бюджета в социально-экономическом  развитии страны 

Бюджетное устройство Российской Федерации

Бюджетное устройство государства  определяется его государственным  устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Бюджетное устройство определялось Законом РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. как организация бюджетной системы и принципы ее построения.

БК РФ не закрепляет понятия  «бюджетное устройство». Однако раздел I части второй БК РФ, озаглавленный  «Бюджетное устройство», включает нормы, регулирующие структуру бюджетной системы Российской Федерации, правовые формы бюджетов, а также принципы, на которых основана бюджетная система.

Структура бюджетной системы, ее организация, взаимоотношения между  различными звеньями бюджетной системы  определяются соответствующим законодательством. Так, Закон СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик» определял бюджетную систему СССР как систему бюджетов, существующих на территории СССР, которые объединялись в единый государственный бюджет СССР. Государственный бюджет СССР состоял более чем из 50 тысяч бюджетов. В связи с распадом СССР в России была установлена новая бюджетная система.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя три вида бюджетов:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Российской  Федерации: республиканские бюджеты  республик РФ, областные бюджеты  областей, краевые бюджеты краев,  городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты других субъектов Российской Федерации;

- местные бюджеты: районные  бюджеты, городские бюджеты, поселковые бюджеты и бюджеты других муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ расширяет  понятие бюджетной системы, включая  в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты  государственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные  бюджеты.

В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если БК РФ предусматривается  регулирование определенных отношений  законом о бюджете, для органов  местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

БК РФ не только закрепляет общее понятие бюджета (ст. 6), но и  содержит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также целевого бюджетного фонда и государственного внебюджетного фонда.

В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения субъекта Российской Федерации.

 

Статья 16 БК РФ закрепляет понятие  местного бюджета. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных  образований, находящихся на его  территории, составляют консолидированный  бюджет субъекта Российской Федерации.

Консолидированный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо иметь  в виду, что консолидированные  бюджеты как свод бюджетов нижестоящих  территориальных уровней и бюджета  соответствующего субъекта бюджетного права используются только для расчетов и аналитической работы.

В ст. 17 БК РФ целевой бюджетный  фонд определяется как фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В соответствии с Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2000 г.» в федеральный бюджет на 2000 год включены средства 9 целевых  бюджетных фондов:

- Федерального дорожного  фонда РФ;

- Федерального экологического  фонда РФ;

- Государственного фонда  борьбы с преступностью;

- Фонда Министерства РФ  по атомной энергии;

- Федерального фонда воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

- Федерального фонда восстановления  и охраны водных объектов;

- Федерального фонда Министерства  РФ по налогам и сборам и  Федеральной службы налоговой полиции РФ;

- Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических ресурсов;

- Фонда контрольно-ревизионных  органов Министерства финансов  РФ.

БК РФ содержит общее определение  государственного внебюджетного фонда. Согласно ст. 6 БК РФ государственный  внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В ст. 13 БК РФ указывается цель его создания: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом».

Следовательно, в бюджетную  систему Российской Федерации включаются четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетная система  РФ

 

Бюджетная система РФ –  это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ, в  соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

1.федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

2.бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

3.местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются  расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных  внебюджетных фондов. Совокупность бюджета  соответствующей территории с бюджетами  государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который  мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые  для последующего их перераспределения  и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или  региональным бюджетом) в Бюджетном  кодексе РФ называется форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов  РФ и совместного ведения РФ и  субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

 

Второй уровень бюджетной  системы, помимо бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди  которых 21 республиканский; 55 краевых  и областных бюджетов; 2 бюджета  городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. К предметам  ведения местного самоуправления относятся  вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об  общих принципах местного самоуправления в РФ”.

На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди  которых районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный  бюджет, объединяя все бюджетные  показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и  федерального бюджета, консолидированный  бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного  субъекта РФ.

 

Принципы построения бюджетной системы.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и  развиваться бюджетная система  РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок  ведения бухгалтерского учета средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов.

 

 

2. Принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы

Означает закрепление  соответствующих видов доходов  и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.

 

3. Принцип  самостоятельности бюджетов

Он означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Информация о работе Отчет по учебной практике по направлению экономика