Отчет по учебной практике по направлению экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:42, отчет по практике

Описание работы

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1. Бюджетное устройство РФ
2. Бюджетная система РФ
3. Бюджет государства
4. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство Российской Федерации.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

 

С нарушением последнего пункта связано возникновение проблемы федеральных мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и  муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного  федерального мандата является решение  федеральной власти о повышении  заработной платы работникам бюджетной  сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ.

 

4. Принцип  полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению  в бюджетах, бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные и  муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной  системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года.

 

 

5. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

 

6. Принцип  эффективности и экономности  использования бюджетных средств

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

 

7. Принцип  общего (совокупного) покрытия расходов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

 

Доходы бюджета и поступления  от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

 

8. Принцип  гласности

Принцип гласности означает:

1) обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления;

 

2) обязательную открытость  для общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо  внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

 

9. Принцип  достоверности бюджета

 

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной  государственной экономической  политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность  бюджетных расходов.

Оптимистичные проектировки бюджетных доходов могут приводить  к кризисам бюджетного финансирования и хаотичному секвестированию расходов.

Заниженные прогнозы инфляции приводят к значительному отставанию запланированных в бюджете расходов от реальных потребностей, что в  свою очередь порождает цепочку  неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.

 

10. Принцип  адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

Бюджет государства  и его роль в социально-экономическом  развитии страны

Бюджет порожден самим  фактором существования государства, современное государство не может  существовать без бюджета. Именно в  бюджете консолидируются все  основные социально-экономические  противоречия, накопившиеся в каждом обществе. Для их успешного разрешения необходимо иметь определенную совокупность знаний о самом понятии «бюджет», принципах построения бюджетной  системы государства, системе бюджетных  отношений, функциях бюджета.

Во всех государствах в  результате деятельности хозяйствующих  субъектов создаются валовой  внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере  материального производства национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении  и дальнейшем использовании национального  дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного управления. Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Бюджету принадлежит ведущее  положение в финансовой системе  страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями и  населением – с другой, которые  связаны с формированием и  использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента  проведения экономической и социальной политики.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных  отраслей. Расходы бюджета в области  экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры  общественного производства, наращиванию  научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия  на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование  экономики позволяет существенно  сократить расходы бюджет, изменить их состав и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием  сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.) За счет бюджетных  и внебюджетных фондов финансируются  предприятия и учреждения социально-культурного  направления. Расходы бюджета, обусловленные  реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют  государству развивать систему  народного образования, финансировать  культуру, удовлетворять потребности  граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так  как представляют важнейшую часть  затрат на воспроизводство рабочей  силы и служат для повышения материального  и культурного уровней жизни  народа.

Эффективность финансового  обеспечения деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей суверенитета, с другой – гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для  поддержания такого суверенитета публичных  социальных, политических, организационных  и иных функций.

Поэтому главная экономическая  роль бюджета как раз и выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов  государства и местного самоуправления. При этом, сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств. В свою очередь, указанные отношения, являясь экономическими по своей природе, при этом не могут существовать вне правовых рамок.

В целом рассматриваемые  отношения формируются в процессе функционирования бюджетной системы  – то есть в ходе деятельности государства  и муниципальных образований  по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию  денежных фондов(финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном (субъектов  федерации) и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

Бюджетные отношения с  точки зрения экономической науки  являются предметной областью изучения науки о государственных финансах. Предметом настоящего исследования выступают нормы бюджетного права  и общественные отношения, возникающие  в процессе функционирования бюджетной  системы, в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Формирование бюджета  самым непосредственным образом  связано с развитием национального  дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального  дохода являются:

  1. образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
  2. организация налогов;
  3. финансирование отраслей народного хозяйства;
  4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Бюджет как экономико-правовое явление выполняет следующие  функции:

  • перераспределение ВВП;
  • распределительную;
  • общетеоретическую;
  • аналитическую;
  • контрольную;
  • критическую.

Значение первых двух обуславливается  тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).

Общетеоретическая функция  бюджета заключается в его  назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное  право) науки, и науки об обществе, государстве и экономики вообще (например, способствовать развитию науки  государственного управления, общей  теории финансов и т.д.)

В свою очередь, аналитическая  и контрольная функции бюджета  состоят в классификации и  систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Значение критической  функции бюджета заключается  в первую очередь в выявлении  в процессе бюджетных отношений  недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права  в сфере бюджетной деятельности, установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования  экономики и интересам государства  в целом. Поэтому, в широком смысле, эта функция направлена на повышение  эффективности норм действующего законодательства.

Указанные функции бюджета  взаимозависимы. Кроме того, так  как наука о бюджетной деятельности развивается в рамках финансовой науки, она тесно взаимосвязана  и активно использует (претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые  научные достижения права и экономической  мысли.

Информация о работе Отчет по учебной практике по направлению экономика