Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:11, курсовая работа
В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам пользователей. Однако в полной мере выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным качественным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности.
Введение……………………………………………………………………..3-4
Отчетность, как элемент метода бухгалтерского учета……………..5-12
Состав и сроки представления бухгалтерской отчетности.
Содержание финансовой отчетности………………………………..13-21
Пользователи бухгалтерской отчетности…………………………...22-23
Заключение……………………………………………………………….24-25
Список используемой литературы…………………………………………26
Сопоставимость информации означает
сравнимость данных, отражаемых в
отчетности, соответствующими данными
прошедших периодов или данными
других компаний. Сравнимость обеспечивается
через постоянство методов
Ограничениями надежности и уместности выступают:
Соответствие информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, основным качественным характеристикам и бухгалтерским стандартам обеспечивает ее достоверное и объективное представление.
Отчетность, формируемая
в рамках предприятия, раскрывает различные
стороны его функционирования и
основывается на взаимосвязанных и
взаимодействующих видах
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета, оперативного и управленческого учета (сведения о заработной плате, производительности труда, качестве продукции и т.д.). По периодичности выделяют недельную, декадную, месячную, квартальную, полугодовую, годовую, выборочную отчетность.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и характеризует отдельные фрагменты деятельности предприятия и используется для нужд текущего управления и контроля (например, отчет кассира о движении наличных денег в кассе, отчет о выполнении плана отгрузки и реализации продукции). Для отражения информации применяются различные измерители: натуральные, трудовые и стоимостные. По периодичности она подразделяется на внутрисменную, суточную, недельную, декадную, месячную.
Налоговая отчетность представляется
в органы налоговой службы и внебюджетные
фонды и характеризует
Бухгалтерскую отчетность можно также классифицировать по различным признакам: по периодичности, по охвату, по назначению.
По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, др.) о финансовой устойчивости, результатах финансовой и хозяйственной деятельности, платежеспособности экономического субъекта. Внешняя отчетность в международной практике подлежит обязательной публикации в СМИ, специальных изданиях и буклетах и называется публичной. Перед опубликованием отчетность подвергается обязательной аудиторской проверке, цель которой состоит в подтверждении достоверности отчетных данных.
Внутренняя отчетность удовлетворяет информационные потребности самого субъекта в процессе принятия им управленческих решений и строится на данных управленческого учета. Она не полежит публикации и не представляется внешним пользователям.
По периодичности составления различают промежуточную и годовую отчетность. Промежуточная составляется за месяц, нарастающим итогом за квартал, полугодие, девять месяцев, а годовая отчетность содержит итоговые показатели деятельности организации за календарный год.
По охвату отчетность делят на индивидуальную, сводную, консолидированную. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Сводная составляется министерствами и ведомствами для статистического обобщения показателей или внутри юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, не являющимся самостоятельными юридическими лицами. Консолидированная отчетность составляется финансовой группой, рассматриваемой в качестве единой хозяйствующей организации.
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказом МФ РФ от 2 июля 2010 г. № 66-Н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в состав годовой бухгалтерской отчетности входят:
- баланс организации (ф. № 1), (приложение №1);
- отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), (приложение №2);
- отчет об изменениях капитала (ф. № 3), (приложение №3);
- отчет о движении денежных средств (ф. № 4), (приложение №4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), (приложение №5);
- отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6), (приложение №6);
- пояснительная записка.
Если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, в состав отчетности должно входить аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации.
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
Бухгалтерский баланс (форма № 1) служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, используется прежде всего в анализе финансовых результатов деятельности, финансового положения организации, ее ликвидности. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает информацию о системе финансовых и расчетных взаимоотношений организации, по данным которой можно судить о возможности погашения обязательств или грядущих финансовых затруднениях. В основу любого бухгалтерского баланса положено основное уравнение бухгалтерского учета, показывающее взаимосвязь между активами, обязательствами организации (пассивами) и собственным капиталом. Иначе говоря, актив баланса характеризует имущество организации с точки зрения его состава и размещения, а пассив баланса — с точки зрения источников его формирования и целевого назначения. Поскольку в активе и пассиве баланса отражается одно и то же имущество в различных его группировках, то общие итоги баланса по активу и пассиву должны быть равны.
Современная форма бухгалтерского баланса представляет собой, так называемый баланс-нетто, позволяющий информировать пользователей о стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм, так как стоимость имущества показывается в балансе за вычетом амортизации основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности (т.е. по остаточной стоимости), за вычетом торговой наценки по товарам и т.д., а прибыль в балансе показывается в размере нераспределенной прибыли. Поэтому баланс позволяет рассчитать стоимость чистых активов организации.
С целью контроля и анализа
финансового положения
Бухгалтерский баланс составляется на основе данных об остатках по счетам синтетического и аналитического учета на начало отчетного года и на конец отчетного периода.
Разделы баланса по активу и пассиву взаимосвязаны. В бухгалтерском балансе активы и обязательства показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).
Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который предоставляет информацию о формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результат хозяйственной деятельности организации.
Отчет о прибылях и убытках состоит из двух основных разделов: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» (в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации») и «Прочие доходы и расходы».
Доходы – это увеличение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящие к увеличению капитала. Расходами признается уменьшение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящее к уменьшению капитала.
Отчет о прибылях и убытках используется для контроля и анализа финансовых результатов. Поскольку он содержит не только итоговые показатели финансовых результатов, но и их составляющие элементы за отчетный период и аналогичный период предыдущего года, отчет позволяет изучать и оценивать влияние отдельных факторов на финансовые результаты, изыскивать резервы увеличения прибыли путем увеличения доходов, сокращения расходов и потерь, устранения прочих штрафов, пени, неустоек и других видов санкций. Особую ценность информация отчета о прибылях и убытках имеет при сопоставлении фактических данных с плановыми, которые отсутствуют в отчете, но имеются в самой организации.
Отчет об изменениях капитала (форма № 3) служит для контроля за состоянием и движением собственного капитала организации по отдельным его видам (составляющим), а также прочих фондов и резервов. Он содержит важную для многих пользователей информацию о состоянии и изменениях капитала организации по составным частям.
Отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов: изменения капитала и резервы, а также справок.
В первом разделе отчета приводятся данные об изменениях отдельных видов капитала: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и всех вместе за два года: за предыдущий и за отчетный. Он показывает, за счет каких причин изменилась величина каждого вида капитала в отдельности и всех их вместе. Здесь за предыдущий и за отчетный год приводятся данные:
- об остатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря предшествующего года;
- об изменениях капитала в связи с изменениями в учетной политике и результатами переоценки объектов основных средств, остатках капитала на 1 января соответствующего года;
- о чистой прибыли, дивидендах, отчислениях в резервный фонд;
- об увеличении капитала за счет дополнительного выпуска акций, увеличения номинальной стоимости акций, реорганизации юридического лица и других причин;
- об уменьшении капитала за счет уменьшения номинала акций, количества акций, реорганизации юридического лица и других причин;
- об остатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря соответствующего года.
Во втором разделе отчета отражаются состояние и движение резервов: резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством, и резервного капитала, образуемого в соответствии с учредительными документами, оценочных резервов (резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и по сомнительным долгам) и резервов предстоящих расходов. Здесь указывается наименование каждого вида резерва и по нему приводятся данные за предыдущий и за отчетный год об остатке на начало года, поступлении, использовании и остатке на конец соответствующего года. Здесь величина резервов раскрывается балансовым методом: остаток на начало года, поступило, использовано, остаток на конец года по каждому виду резервов.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) служит для контроля за изменениями в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, за поступлением и использованием денежных средств, получения информации о денежных потоках и о чистых денежных средствах, а также о состоянии расчетов.