Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета. Виды и содержание отчетности предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

В бухгалтерском учете отчетность является его завершающим этапом, на котором происходят обобщение накопленной учетной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации, доступных различным группам пользователей. Однако в полной мере выполнять эту функцию она может лишь в том случае, если отвечает основным качественным характеристикам: достоверности, полноте, существенности, нейтральности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-4
Отчетность, как элемент метода бухгалтерского учета……………..5-12
Состав и сроки представления бухгалтерской отчетности.
Содержание финансовой отчетности………………………………..13-21
Пользователи бухгалтерской отчетности…………………………...22-23
Заключение……………………………………………………………….24-25
Список используемой литературы…………………………………………26

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.98 Кб (Скачать файл)

Сопоставимость информации означает сравнимость данных, отражаемых в  отчетности, соответствующими данными  прошедших периодов или данными  других компаний. Сравнимость обеспечивается через постоянство методов ведения  учета, кроме того, большинство форм отчетности содержит данные за предыдущий период по аналогичным показателям.

Ограничениями надежности и уместности выступают:

  1. своевременность представления информации. В целях своевременного принятия управленческого решения данные о хозяйственной операции могут понадобиться до того момента, когда все аспекты этой операции станут известны. Тем самым снижается надежность информации. И наоборот, если представление информации задерживается до выяснения всех аспектов, информация может оказаться чрезвычайно надежной, но потеряет свою уместность. Поэтому необходим выбор оптимального баланса между надежностью информации и ее уместностью.
  2. баланс между выгодами и затратами. Выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение. Соотнесение выгод и затрат осложняется тем, что,  с одной стороны, затраты не обязательно ложатся на тех пользователей, которые получают выгоды, с другой стороны, выгодами могут воспользоваться не только те пользователи, для которых предназначена информация.
  3. баланс между качественными характеристиками. Задача состоит в достижении оптимального соотношения между качественными характеристиками, с тем, чтобы реализовать основное предназначение финансовой отчетности. Относительная важность характеристик в различных случаях – это дело профессионального суждения бухгалтера.

Соответствие информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, основным качественным характеристикам и  бухгалтерским стандартам обеспечивает ее достоверное и объективное  представление.

    1. Виды отчетности. 

Отчетность, формируемая  в рамках предприятия, раскрывает различные  стороны его функционирования и  основывается на взаимосвязанных и  взаимодействующих видах хозяйственного учета и в соответствии с ними подразделяется на оперативную, бухгалтерскую (финансовую), статистическую и налоговую  отчетность.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета, оперативного и управленческого учета (сведения о заработной плате, производительности труда, качестве продукции и т.д.). По периодичности выделяют недельную, декадную, месячную, квартальную, полугодовую, годовую, выборочную отчетность.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и характеризует отдельные фрагменты деятельности предприятия и используется для нужд текущего управления и контроля (например, отчет кассира о движении наличных денег в кассе, отчет о выполнении плана отгрузки и реализации продукции). Для отражения информации применяются различные измерители: натуральные, трудовые и стоимостные. По периодичности она подразделяется на внутрисменную, суточную, недельную, декадную, месячную.

Налоговая отчетность представляется в органы налоговой службы и внебюджетные фонды и характеризует состояние  обязательств предприятия, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей. По периодичности различают квартальную, полугодовую, годовую, девятимесячную и годовую налоговую отчетность.

Бухгалтерскую отчетность можно  также классифицировать по различным  признакам: по периодичности, по охвату, по назначению.

По назначению бухгалтерскую  отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, др.) о финансовой устойчивости, результатах финансовой и хозяйственной деятельности, платежеспособности экономического субъекта. Внешняя отчетность в международной практике подлежит обязательной публикации в СМИ, специальных изданиях и буклетах и называется публичной. Перед опубликованием отчетность подвергается обязательной аудиторской проверке, цель которой состоит в подтверждении достоверности отчетных данных.

Внутренняя отчетность удовлетворяет  информационные потребности самого субъекта в процессе принятия им управленческих решений и строится на данных управленческого  учета. Она не полежит публикации и не представляется внешним пользователям.

По периодичности составления  различают промежуточную и годовую отчетность. Промежуточная составляется за месяц, нарастающим итогом за квартал, полугодие, девять месяцев, а годовая отчетность содержит итоговые показатели деятельности организации за календарный год.

По охвату отчетность делят на индивидуальную, сводную, консолидированную. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Сводная составляется министерствами и ведомствами для статистического обобщения показателей или внутри юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, не являющимся самостоятельными юридическими лицами. Консолидированная отчетность составляется финансовой группой, рассматриваемой в качестве единой хозяйствующей организации.

    1. Состав бухгалтерской отчетности.

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказом МФ РФ от 2 июля 2010 г. № 66-Н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в состав годовой бухгалтерской отчетности входят:

- баланс организации (ф. № 1), (приложение №1);

- отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), (приложение №2);

- отчет об изменениях капитала (ф. № 3), (приложение №3);

- отчет о движении денежных средств (ф. № 4), (приложение №4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), (приложение №5);

- отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6), (приложение №6);

- пояснительная записка.

Если организация в  соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, в  состав отчетности должно входить аудиторское  заключение, подтверждающее достоверность  бухгалтерской отчетности организации.

Каждая составляющая часть  бухгалтерской отчетности должна содержать  следующие данные:

    • наименование составляющей части;
    • отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность;
    • наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму;
    • формат представления числовых показателей бухгалтерского отчета.

Бухгалтерский баланс (форма  № 1) служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, используется прежде всего в анализе финансовых результатов деятельности, финансового положения организации, ее ликвидности. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает информацию о системе финансовых и расчетных взаимоотношений организации, по данным которой можно судить о возможности погашения обязательств или грядущих финансовых затруднениях. В основу любого бухгалтерского баланса положено основное уравнение бухгалтерского учета, показывающее взаимосвязь между активами, обязательствами организации (пассивами) и собственным капиталом. Иначе говоря, актив баланса характеризует имущество организации с точки зрения его состава и размещения, а пассив баланса — с точки зрения источников его формирования и целевого назначения. Поскольку в активе и пассиве баланса отражается одно и то же имущество в различных его группировках, то общие итоги баланса по активу и пассиву должны быть равны.

Современная форма бухгалтерского баланса представляет собой, так  называемый баланс-нетто, позволяющий информировать пользователей о стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм, так как стоимость имущества показывается в балансе за вычетом амортизации основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности (т.е. по остаточной стоимости), за вычетом торговой наценки по товарам и т.д., а прибыль в балансе показывается в размере нераспределенной прибыли. Поэтому баланс позволяет рассчитать стоимость чистых активов организации.

С целью контроля и анализа  финансового положения организации  и изменения его за период с  начала года все статьи баланса сгруппированы  в пять разделов.

Бухгалтерский баланс составляется на основе данных об остатках по счетам синтетического и аналитического учета  на начало отчетного года и на конец  отчетного периода.

Разделы баланса по активу и пассиву взаимосвязаны. В бухгалтерском балансе активы и обязательства показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах  является отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который предоставляет информацию о формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результат хозяйственной деятельности организации.

Отчет о прибылях и убытках  состоит из двух основных разделов: «Доходы и расходы по обычным  видам деятельности» (в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и  ПБУ 10/99 «Расходы организации») и «Прочие  доходы и расходы».

Доходы – это увеличение экономических выгод и (или) погашение  обязательств, приводящие к увеличению капитала. Расходами признается уменьшение экономических выгод и (или) погашение  обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

Отчет о прибылях и убытках  используется для контроля и анализа  финансовых результатов. Поскольку он содержит не только итоговые показатели финансовых результатов, но и их составляющие элементы за отчетный период и аналогичный период предыдущего года, отчет позволяет изучать и оценивать влияние отдельных факторов на финансовые результаты, изыскивать резервы увеличения прибыли путем увеличения доходов, сокращения расходов и потерь, устранения прочих штрафов, пени, неустоек и других видов санкций. Особую ценность информация отчета о прибылях и убытках имеет при сопоставлении фактических данных с плановыми, которые отсутствуют в отчете, но имеются в самой организации.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3) служит для контроля за состоянием и движением собственного капитала организации по отдельным его видам (составляющим), а также прочих фондов и резервов. Он содержит важную для многих пользователей информацию о состоянии и изменениях капитала организации по составным частям.

Отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов: изменения  капитала и резервы, а также справок.

В первом разделе отчета приводятся данные об изменениях отдельных видов капитала: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и всех вместе за два года: за предыдущий и за отчетный. Он показывает, за счет каких причин изменилась величина каждого вида капитала в отдельности и всех их вместе. Здесь за предыдущий и за отчетный год приводятся данные:

- об остатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря предшествующего года;

- об изменениях капитала в связи с изменениями в учетной политике и результатами переоценки объектов основных средств, остатках капитала на 1 января соответствующего года;

- о чистой прибыли, дивидендах, отчислениях в резервный фонд;

- об увеличении капитала за счет дополнительного выпуска акций, увеличения номинальной стоимости акций, реорганизации юридического лица и других причин;

- об уменьшении капитала за счет уменьшения номинала акций, количества акций, реорганизации юридического лица и других причин;

- об остатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря соответствующего года.

Во втором разделе отчета отражаются состояние и движение резервов: резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством, и резервного капитала, образуемого в соответствии с учредительными документами, оценочных резервов (резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и по сомнительным долгам) и резервов предстоящих расходов. Здесь указывается наименование каждого вида резерва и по нему приводятся данные за предыдущий и за отчетный год об остатке на начало года, поступлении, использовании и остатке на конец соответствующего года. Здесь величина резервов раскрывается балансовым методом: остаток на начало года, поступило, использовано, остаток на конец года по каждому виду резервов.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) служит для контроля за изменениями в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, за поступлением и использованием денежных средств, получения информации о денежных потоках и о чистых денежных средствах, а также о состоянии расчетов.

Информация о работе Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета. Виды и содержание отчетности предприятий в России