Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:39, реферат
Республиканский бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. «Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ».
Введение……………………………………………………….………..….……3
1.Федеральный бюджет ………………………………………….…………….5
2.Республиканский бюджет………………………………………….……..…..9
3.Местные бюджеты…………………………………………………..….……11
4.Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ……...……..13
4.1.Бюджетная классификация………………………………..………….…..15
4.2.Классификация доходов бюджета…………………………...……….…..16
Заключение…………………………………………………….………………18
Список использованной литературы………………..………………….…….20
3.Местные бюджеты.
Местные бюджеты составляют
третий уровень бюджетной системы
Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет
«бюджет муниципального образования
(местный бюджет) как форму образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. В конце 1994 г. собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9%, поселков - 11,9%, сельских районов -11,8%, сельских поселений - 5,8%. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня на местные приходится: 10 % всех расходов на социальную политику, 19% - на здравоохранение и физкультуру, 42%- на жилищно-коммунальное хозяйство, 18 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы,50% подоходного налога, 10% НДС, часть акцизов на алкогольную продукцию).
Очевидно, что в том случае, если
бы органы местного самоуправления собирали
платежи не в вышестоящий, а в
свой, местный бюджет, проблем со
стимулированием их работы и необходимости
их дотирования было бы гораздо меньше.
Только в том случае, если будет
проведено разграничение
С развитием рыночных принципов
хозяйствования расширяются и усложняются
экономические функции местных
органов власти, центр тяжести
проводимых реформ смещается на нижние
уровни бюджетной системы. К сожалению,
не смотря на передовое законодательство,
адекватного упрочения
Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности -длительный процесс. Успешное решение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
4.Сущность и принципы построения бюджетной системы
В Бюджетном кодексе (Федеральный
закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее
определение бюджета: это форма
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций органов
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
- I уровень - федеральный
бюджет и бюджеты
- II уровень - бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных
- III уровень - местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
1. Принцип единства бюджетной
системы, который
2. Принцип разграничения
доходов и расходов между
3. Самостоятельность бюджетов
всех уровней, выражающаяся в
наличии у каждого бюджета
своих источников доходов, в
праве каждого бюджета
4. Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем расходов
должен быть равен объему
5. Принцип эффективного
и экономного использования
6. Принцип достоверности
бюджета означает надежность
показателей бюджетов, их адекватность
существующему экономическому
7. Принцип полноты отражения
доходов и расходов бюджетов
означает необходимость их
8. Принцип гласности, т.е.
необходимость публикации
9. Принцип адресности
и целевого характера
4.1.Бюджетная классификация
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
- для составления, утверждения и исполнения бюджета;
- контроля за выделением
и использованием бюджетных
- обеспечения сопоставимости
показателей бюджетов всех
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".
4.2.Классификация доходов бюджета
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
- налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
- налоги на товары и
услуги, лицензионные и
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налоги на внешнюю
торговлю и
- прочие налоги, пошлины, сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
- доходы от имущества,
находящегося в
- доходы от продажи
земли и нематериальных
- поступления капитальных
трансфертов из
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
- от нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
- от государственных
- от государственных
- от наднациональных
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды. Банковский кредит под залог Сельхоз имущества.
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.
Заключение
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов страны, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства далека от идеальной. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходима реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная, а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных проблем, таких как:
- в использовании бюджетных ресурсов нет экономической эффективности, потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы;
- не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая
поддержка регионов не имеет
четкой стратегии критериев
межрегиональных различий;
- разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным. Возможность ежегодного изменения нормативов отчислений от федеральных налогов дестимулирует региональные и местные власти развивать экономическую и налоговую базу территорий;
Значительная часть финансовой помощи вообще распределяется без утверждения в соответствующем бюджете. “ Формализованная” же часть финансовой поддержки фактически ориентируется на восполнение превышения расходов над доходами;
- самое же главное в том, что у региональных и местных властей в
рамках действующей системы нет достаточных стимулов и заинтересованности проводить рациональную, “прозрачную” и ответственную бюджетную политику.
Список использованной литературы
Информация о работе Отличия и единство федерального, республиканского и местного бюджетов