Ответственность за нарушения валютного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 00:45, реферат

Описание работы

В соответствии с п.2 ст.11 закона «О валютном регулировании» органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Фактически органами валютного контроля являлись до недавнего времени Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ в соответствии с ст.198 ТК РФ, Министерство по налогам и сборам РФ в соответствии с п.14 ст.7 закона "О налоговых органах РФ" с 1999 года и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.93.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Ответственность за нарушение валютного законодательство………..4
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства………………………………………………………………..6
Основания для привлечения к ответственности………………………..7
Порядок привлечения к административной ответственности…………15
Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства……………………………………………………………….17
Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства………………………………………………………………..20
Кодекс РФ об административных правонарушениях ……………….22
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.

Валютное преступление — это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

Согласно статье 8 УК РФ к  уголовной ответственности можно  привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии — действии или бездействии, состава  преступления, сформулированного в  статье УК РФ.

Рассмотрим подробнее характеристики состава валютного преступления по статье 193 УК РФ.

Субъект преступления — это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.

Субъективной стороной валютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект:

1) сознавал, что не возвращает  иностранную валюту;

2) желал этого.

В данном случае, используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны — мотивы и  цели невозвращения иностранной  валюты значения не имеют и могут  выступать только лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.

Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации в уполномоченный банк.

Понятие «крупный размер»  расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ. На практике эта сумма, достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой сделки между  организацией и ее иностранным партнером.

Под уполномоченным банком согласно пункту 8 статьи 1 Закона № 173-ФЗ в данном контексте понимается:

  • кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центробанка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
  • действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка РФ филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

6.Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства.

 

Валютное законодательство РФ состоит  из одного закона, а именно, закона РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и Центрального банка РФ к валютному законодательству не относятся, так как в соответствии с п.2 ст. 3 ГК РФ "гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса  РФ и принятых в соответствии с  ним иных федеральных законов". Ответственность, устанавливаемая  этими подзаконными актами, нельзя называть ответственностью за нарушение  валютного законодательства.

В соответствии с п.1 ст.14 закона о  валютном регулировании "резиденты, включая уполномоченные банки, нарушившие положения статей 2-8 закона, несут  ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства  всего полученного по недействительным в силу закона сделкам;

б) взыскания в доход государства  необоснованно приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий"

В статьях 2-8 осуществляется валютное регулирование порядка осуществления  сделок с валютными ценностями в  Российской Федерации и порядка  использования иностранной валюты при расчётах на территории Российской Федерации. Эти статьи в настоящее  время устанавливают лишь принципы гражданского оборота валютных ценностей  в Российской Федерации. Остальное  валютное регулирование в России осуществляется нормативными актами Центрального банка и его толкованиями своих  же нормативных актов. Легитимность такого валютного регулирования  я рассмотрел ранее.

Санкции, предусмотренные за нарушение  валютного законодательства, по своей  правовой природе являются карательными и конфискационными. Так санкция  в виде "взыскания всего полученного  в доход государства по недействительным в силу закона сделкам " является аналогом ответственности, установленной за недействительность сделок, совершённых с целью, противной основам правопорядка и нравственности, в виде взыскания всего полученного по сделке в доход Российской Федерации. Санкция в виде "взыскания в доход государства необоснованно приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий" является аналогом обязанности по возврату неосновательному обогащению, с той разницей, что в данном случае неосновательное обогащение подлежит взысканию в пользу государства, что характеризует эту санкцию как карательную и конфискационную.

Для правоприменительной практики в понимании юридической природы  этих санкций важна позиция Высшего  Арбитражного Суда.

В настоящее время ст.14 закона о  валютном регулировании не устанавливает  процедуру взыскания санкций  за валютные правонарушения. Кроме  того, частично ст.14 признана несоответствующей  Конституции РФ. Применение ответственности  за нарушение валютного законодательства является сферой публичного права. Для урегулирования данного вопроса необходимо принять новый закон о валютном регулировании и валютном контроле либо отдельный закон о валютном контроле, который бы определял полномочия органов валютного контроля по контролю за оборотом валютных ценностей в Российской Федерации, а также устанавливал бы процедуру применения санкций к нарушителям порядка оборота валютных ценностей в Российской Федерации. Выделение закона о валютном контроле имеет смысл, так как данная сфера регулируется публично-правовыми нормами и отличается от сферы валютного регулирования, которая относится к частному праву, так как регулирует гражданский оборот валютных ценностей в Российской Федерации.

 

 

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Статья 15.25. Нарушение валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

2. Нарушение установленного  порядка открытия счетов (вкладов)  в банках, расположенных за пределами  территории Российской Федерации, - влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере  от одной тысячи до одной  тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Невыполнение обязанности  по обязательной продаже части  валютной выручки, а равно нарушение  установленного порядка обязательной  продажи части валютной выручки  - влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц  и юридических лиц в размере  от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию. 6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Примечания:

1. Административная ответственность,  установленная в отношении должностных  лиц частями 1, 3, 4 и 5 настоящей  статьи, применяется только к  лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица.

2. Стоимость внутренних  и внешних ценных бумаг определяется  на день совершения административного  правонарушения по правилам, установленным  валютным законодательством Российской  Федерации для расчета суммы  резервирования по валютной операции.

3. Пересчет иностранной  валюты, а также стоимости внутренних  и внешних ценных бумаг в  валюту Российской Федерации  производится по действующему  на день совершения или обнаружения  административного правонарушения  курсу Центрального банка Российской  Федерации.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

Статья 193. Невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте

Невозвращение в крупном  размере из-за границы руководителем  организации средств в иностранной  валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, - наказывается лишением свободы  на срок до трех лет.

Примечание. Деяние, предусмотренное  настоящей статьей, признается совершенным  в крупном размере, если сумма  невозвращенных средств в иностранной  валюте превышает пять миллионов  рублей. 

 

Заключение.

 

В настоящее время стройная система  валютного регулирования в Российской Федерации отсутствует. Система  валютного контроля со стороны государства  не является эффективной. Гражданский  кодекс РФ не регулирует оборот валютных ценностей. В части определения  видов имущества, признаваемых валютными  ценностями, и порядка совершения сделок с ними, а также порядка  осуществления расчётов в иностранной  валюте, он отсылает к закону о валютном регулировании и валютном контроле. Но новый закон о валютном регулировании  и валютном контроле после принятия нового Гражданского кодекса РФ до сих пор не принят. Старый закон  о валютном регулировании и валютном контроле 1992 года эти задачи не решает, так как состоит всего из 15 статей, устанавливающих лишь общие  принципы оборота валютных ценностей. Кроме того, он содержит много отсылочных норм по вопросам, относящимся к  предмету его регулирования. С учётом этого пробела в законодательстве функция валютного регулирования  осуществляется Центральным банком РФ. Он установил разрешительный порядок  совершения сделок с иностранной  валютой и ценными бумагами в  иностранной валюте в Российской Федерации. Также он разработал сложные  процедуры для получения этих разрешений. При этом он не делает различия между валютным регулированием в  Российской Федерации, как регулированием оборота валютных ценностей внутри Российской Федерации, и регулированием внешнеэкономической деятельности, так как она также подразумевает  расчёты в иностранной валюте. Таким образом, Центральный банк РФ присвоил себе функцию регулирования  и контроля за экспортом и импортом.

Информация о работе Ответственность за нарушения валютного законодательства